Фильм «Портрет в сумерках»: героиня Ольги Дыховичной обретает свет через ужас

«Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, спродюсированный Ольгой Дыховичной и с нею же в главной роли, показывает ужасы нынешних российских реалий без малейшего проявления женской слабости

Первыми зрителями «Портрета в сумерках», снятого выпускницей нью-йоркской киношколы Никоновой, стала далеко не русская аудитория. Премьера фильма прошла на Венецианском кинофестивале, отборщики которого поместили его вне конкурса, но тоже в немаловажную программу «Венецианские дни». С того момента картина успела получить главные призы на независимых киносмотрах в Исландии и Германии под хвалебные реплики западной прессы, правда, подстрочником звучало сомнение, что фильму будет легко пробиться к родной публике. Тем не менее первый шаг в этом направлении сделан: «Портрет в сумерках» хотя бы выходит в российский прокат, что для независимого русского кино уже достижение.


Никонова вместе с Дыховичной (она еще и соавтор сценария) действительно живописуют суровую действительность так, как не снилось многим мужчинам, — не тратя попусту слов и не зная жалости. Центробежная сила картины — хрупкая, но несгибаемая Марина (Дыховичная), которой достаток родителей и муж-тряпка позволяют заниматься важным, но безденежным делом социального работника — консультировать семьи по вопросам психологического благополучия. Героиня каждый день лицезреет отсутствие рефлексии и осмысленности в глазах людей, для которых главное — не говорить вслух о домашних побоях или насилии, до тех пор, пока эта грустная жизнь не задевает ее по касательной. Невеселый адюльтер с другом мужа приводит героиню на съемную квартиру, сильно похожую на среду обитания ее клиентов, а затем «жизнь других» и вовсе проходится по ней танком, выбросив на обочину леса с порванным нижним бельем после встречи с озверевшими от вседозволенности стражами порядка.


Похожую череду бед, затягивающих не способную дать отпор женщину, любил изображать фон Триер; современные русские кинематографисты в последнее время дают понять, что в этой стране в подобном положении рано или поздно может оказаться кто угодно. Никонова, кажется, немного злоупотребляет и нагнетает, выставляя против героини парад моральных уродов: когда гротескная официантка придорожной забегаловки отказывается подать пострадавшей стакан воды, становится страшно не за героиню, а за фильм.


Тем неожиданнее поворот, который совершает картина вместе со своей героиней. Отправившись вершить месть насильнику с розочкой от бутылки, она остается внутри этого заколдованного мира, заглядывая в глаза своему насильнику в поисках ответа на простой вопрос: дрогнет ли в нем что-то человеческое при словах «я люблю тебя». И ровно тут в «Портрете в сумерках», как при вспышке дешевой фотокамеры-мыльницы, из острого социального высказывания проступает тонкая и зыбкая драма про эти три слова. Главное, как выясняется, — прорваться через тьму к свету, пусть для многих он не выглядит ярче сумерек.


Ольга Страховская


Ведомости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе