Эскиз публичного пространства

В приватном стиле: киноклуб в НИИ киноискусства как образ мира


За неправильное понимание и уж тем более за публичное агрессивное искажение аутентичного смысла иной раз неплохо бы набивать морду лица.


Итак, делегация тульских киноманьяков высадилась в центре Москвы, чтобы принять участие в открытии своего рода Киноклуба при НИИ киноискусства, о славной истории которого мы здесь в «Часкоре» не так давно распространялись .


Во мне два вектора: один — сделать текст более живым, попросить актёра расставить слова, как ему удобно, если это не меняет смысла. Облегчить, что ли, добавить сленгу. В умеренных дозах. Другой вектор — держусь за тот текст, который был изначально оснащён нужными оборотами, за литературность. Вот так и сижу на двух стульях.

Андрей Звягинцев: «Ясное дело, она выбирает кровь»


«Киноклуб» - словечко из советских времен, неудовлетворительное. Но как еще обозвать то место, где люди собираются, чтобы сначала посмотреть, а потом с энтузиазмом и закипанием слюны о просмотренном потрындеть?!


В руках у меня была подаренная тульскими киноманьяками и уцененная малосообразительными тульскими же продавщицами книжечка Дэвида Гилмора «Киноклуб» (М., 2009). В оригинале книжечка именуется “The Film Club”, издана была в 2007 году в Канаде. Вероятно, тут кроме прочего отсылка к укоренившемуся социокультурному феномену “Fight Club”.


Человек вырывается из обыденности и переживает трансформацию, вот. Не без внешней и внутренней борьбы. За неправильное понимание и уж тем более за публичное агрессивное искажение аутентичного смысла иной раз неплохо бы набивать морду лица.


(Сами понимаете, шутка юмора).


Мы, организаторы московского киноклуба нового типа, надеемся на то, что площадка по адресу «Дегтярный переулок, восемь» превратится в главную дискуссионно-полемическую площадку этой многострадальной и во многом, к сожалению, обессмыслившейся за последние три десятилетия страны. Точнее, мы в этом попросту уверены: больше-то надеяться решительно не на кого.


Сотрудники НИИ киноискусства, преподаватели и студенты ВГИКа, заинтересованные в социокультурном росте кинематографисты любых поколений плюс люди доброй воли – стр-рашная сила. В конечном счете, конструктивная, а не наоборот. Хотя поначалу возможны провисания и непонятки.


Впрочем, на нашем первом просмотре-заседании все сложилось в высшей степени удачно. Пришел сам Андрей Звягинцев с лучшей отечественной кинокартиной года «Елена» , явились, расселись и заговорили хорошие неагрессивные люди, включая бойцов из уже упомянутого во-первых строках десанта тульских киноманьяков во главе с выдающимся и неувядаемым Касаткиным.


Далее мы планируем как новые российские фильмы, так и старые советско-иностранные. Необходима ревизия. Необходима планомерная целенаправленная работа.


Сериалы – не этап развития кино, также как кино – не этап развития литературы. Телевизионный сериал это продолжение радиосериала: тв – это радио с картинками. Главное здесь – слово, любой сериал можно слушать. Здесь играют одни и те же актеры, и зрители привыкают к голосам. Телевизор бубнит – люди занимаются своими делами. Работают уши, и это нормально.

Слияние двух солнц


На обсуждении Касаткин загадочно молчал. Через двое суток позвонил, заявил, что картина «Елена» - новаторская для российского кино, и потребовал сделать для «Часкора» диалог, который воспоследует, ждите.


После «Изгнания» режиссера Андрея Звягинцева не материли разве только Антон Долин, да я. «Звягинцев еще удивит», - написал я по горячим следам не вполне сложившегося «Изгнания» и не ошибся, и не ошибся.


В прошедшие длинные выходные «Елену» показал канал «Россия», и аудитория картины по самым приблизительным подсчетам составила 13 миллионов человек! Отечественное киноискусство некоторым образом воскресло, хотя даже и «Елена» - это еще не вполне то, что нам (мне!) нужно, работа предстоит упорная, отчаянная, но и радостная, ибо хорошее кино это радость.


Аутентичная беспримесная радость.


Работа с хаосом, работа по приручению хаоса только начинается. Страна настолько проблемная, что, скорее всего, мы эту войну проиграем. Может быть, впрочем, нет, не проиграем.


Книжка Дэвида Гилмора по-настоящему хороша и прекрасна, вот издательский анонс: «Кто может стать лучшим учителем для собственного сына? Только безработный кинокритик, ни секунды не задумываясь, скажет, что этот учитель – КИНО. Сын ненавидит школу? Можно ее бросить. Но при этом он должен смотреть три фильма в неделю. Из тех, что выберет для него отец… Фильмы, долгие разговоры о жизни и сама жизнь: романтические драмы, ветреные подружки, трагические разрывы и душевные муки. Все то, что бывает только в кино».


В сущности, роман воспитания нового типа.


Эпиграф Гилмора к роману из Монтеня: «Мне ничего не известно об образовании, кроме одного: самая большая и самая существенная трудность, известная людям, по-видимому, связана с тем, как воспитывать детей и как им давать образование».


Оп-па, «самая существенная трудность, известная людям»!


Я листал книжку только что подаренного мне Гилмора в маршрутке «Тула-Москва» и восхищенно стонал-орал в том смысле, что вот же какая там у них за бугром высокая культура в комплекте с мерой ответственности: даже киношку умудряются поставить на службу человечеству, причем делают это весело, непринужденно и со вкусом.


Почему у нас и о кино, и о судьбах России, и о проблемах мироздания – одинаково заунывно, до отвращения?!


Гилмор создает новый формат. Делает это в рамках своей семейной темы, семейной ситуации, в приватном стиле.


Спасибо всем, кто помогал сделать первый шаг, первый наш показ с обсуждением. Все только начинается. Читатели «Часкора» узнают обо всем самом интересном первыми.


Игорь Манцов


СНАSKOR.RU


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе