«Бабы, кто может, завойте!»

Алексей Серебряков играет возлюбленного главной героини. Судьба его персонажа будет печальной...Автор «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов снимает фильм об Антоновском восстании. Наш корреспондент отправился на съемки под Тамбов, чтобы выяснить, зачем нам эта давняя история

Андрей Смирнов бросил снимать кино тридцать лет назад. Тогдашнее кинематографическое начальство словно специально подталкивало режиссера к этому шагу. Его ленту «Ангел» положили на полку (в результате погиб негатив), «Осень» разругали и долго не выпускали в прокат, «Верой и правдой» исковеркали по цензурным соображениям... В конце концов Смирнову это надоело.

Несколько десятилетий он преподавал, ставил спектакли, сам писал пьесу, снимался в кино (самой известной ролью пока остается Бунин в «Дневнике его жены»). А еще, оказывается, потихоньку обдумывал сценарий картины о гражданской войне. Эта идея возникла у него еще во время перестройки, в 1987 году. Смирнов много лет работал в архивах, собирая материалы. Хотя проблемы с советской цензурой исчезли, начались проблемы с деньгами. Лишь в нынешнем году режиссер нашел средства на постановку новой ленты и после огромной паузы вновь встал за камеру.
 
Нельзя улыбаться нагайкам
 
- Послушайте, только что на ваших глазах красноармейцы расстреляли нескольких человек. Среди них ваши друзья, братья, сыновья. Вы не верили, что их действительно расстреляют. Не верили, что свои могут убивать своих. Но вы услышали выстрел, увидели, как упали мертвые, и бросились на красноармейское оцепление. Вас будут оттеснять, толкать, а вы - прорываться к убитым. Бабы, кто может, завизжите, завойте!
 
Толпа босых статистов в картузах и грязных рубахах и платьях внимательно слушает режиссера. Смирнов снимает финал картины в ста километрах от Тамбова, в деревушке, по которой стаями носятся петухи, около старой и не очень ухоженной церкви. Вокруг переминаются красноармейцы и ржут кони, на которых уже битый час сидят люди с нагайками.
 
- Внимание! Когда вы двинетесь на оцепление, на передний ряд бросятся конники и будут вас хлестать! Не бойтесь, это каскадеры, они не причинят вам вреда! Нам нужны пятнадцать человек с крепкой нервной системой, которые готовы броситься под коней. Выходите! - кричит второй режиссер.
 
Светит солнце, но этого мало - вокруг расставлены слепящие софиты. Сцену несколько раз репетируют. Звучит холостой выстрел, толпа с визгом несется на красноармейцев, кавалеристы скачут на толпу, поднимая пыль, у коней под ногами путается маленькая взволнованная дворняжка. Дубли один за другим выходят неудачными.
 
- Кто улыбается? Кто там улыбнулся? Вы же портите наше общее дело! - в гневе кричит Смирнов. Уже не улыбающихся статистов с позором выводят из толпы. - Деда в синем вывели?
 
- Вывели, вывели, - успокаивают его.
 
Концлагеря в Тамбовской области
 
Улыбаться действительно нечему. В финале фильма Смирнова ревсовет расстреливает нескольких заложников за то, что жители деревни отказываются сдавать оружие; тут-то очумевшие от ужаса и гнева крестьяне и бросаются на красноармейцев. Все это основано на реальных событиях.
 
- Здесь, на Тамбовщине, в невероятно плодородных черноземных местах, - рассказывает Смирнов, - люди в начале двадцатых годов были вынуждены жрать лебеду. Такой был голод, организованный большевиками. И вспыхнул бунт, который новая власть подавляла долго и с невероятной жестокостью.
 
По людям стреляли снарядами с ипритом - единственный в мировой истории случай применения химического оружия против собственного народа! Масштабы здешней бойни вообще трудно представить. Сюда были стянуты отборные полки - больше ста тысяч кадровых военных. Четыре бронедивизиона, две эскадрильи самолетов, бронепоезда - все было направлено против крестьянства мятежного региона. В одном Тамбове организовали четыре концлагеря, где погибали дети. Изобразить все это в полной мере средствами искусства невозможно - люди ведь не для того идут в кино, чтобы выйти с сеанса и тут же повеситься. Поэтому в картине будет лишь тысячная доля того, что произошло на самом деле.
 
Роман нельзя сделать сериалом
 
Вообще же действие фильма «Жила-была одна баба» разворачивается в течение двенадцати лет, и Смирнов предпочитает называть его «фильмом-романом».
 
- Начинается все в 1909 году, когда героиня, девушка из нищей семьи, попадает в другую деревню, в семью богатую. А заканчивается в 1921-м, когда ей уже под тридцать, когда погибли мужчины, которых она любила.

Именно через судьбу этой женщины рассказывается, что сталось с крестьянством и с Россией в ХХ веке.
 
Действие разворачивается в глухих деревнях, и на сотню персонажей нет ни одного интеллигента. Кстати, исторические личности - один из руководителей Тамбовского мятежа Антонов или подавлявший мятеж Тухачевский - в фильме тоже не появятся.
 
- Вы собираетесь готовить телеверсию?
 
- На телевидении есть цензура каналов. Если ТВ дает деньги, оно вмешивается во все, даже в выбор актеров - это для меня неприемлемо. А потом романная структура не позволяет разбивать картину на несколько серий. Это полнометражный фильм, рассчитанный на два с половиной, хорошо, если не на три часа.
 
- «Жила-была одна баба» - рабочее название ленты?
 
- Нет, окончательное. Сюжет в фильме абсолютно оригинальный, но сценарий все же основан на русской литературной традиции. В нем использованы мотивы из многих повестей и рассказов о деревне. Бунин, Чехов, Шмелев... И Лесков, у которого есть бессмертный рассказ «Житие одной бабы».
 
- Кто у вас сыграет главную роль?
 
- Дарья Екамасова, молодая, не очень пока известная актриса. Мы долго ее искали, и сейчас, когда снято уже полфильма, могу сказать, что в выборе я не ошибся. Алексей Серебряков играет одного из мужчин, которых она любила и который погиб, Нина Русланова - ее соседку...
 
- Вы тридцать лет не снимали кино. Трудно было возвращаться к профессии?
 
- А у меня не было ощущения, что я оторвался. Я же снимался во многих фильмах и постоянно работал на площадках. К тому же чисто технически сейчас картины снимать гораздо легче - появились отличная аппаратура, электронное управление. Нельзя даже сравнивать с советскими временами, когда пленку «Кодак» выдавали понемногу и не всем.
 
СПРАВКА «КП»
 
Действие фильма разворачивается во времена Тамбовского, или Антоновского, восстания, названного по фамилии его руководителя. В начале 1919 года кирсановский уездный начальник милиции Антонов с лозунгом «Долой продразверстку!» поднял против советской власти своих односельчан. К 1920 году восстание охватило пять уездов, а из 50 тысяч взбунтовавшихся крестьян были созданы две армии. Снабжались они за счет разграбленных советских учреждений, складов и совхозов. Часть разграбленного раздавалась населению. Антоновские отряды не выходили за пределы своей территории. За время бунта ими было уничтожено свыше 60 совхозов. В 1921 году восстание было подавлено силами Красной Армии.

Денис КОРСАКОВ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе