Собраны сюжеты и привычные, и неожиданные. Тут Карл Великий — потому что образ исторического короля стал легендой и даже перешел в картинки игральных карт: король червей — это он. Тут же король Артур и Рейнеке-лис, единорог и Грааль, соборы и папесса, Робин Гуд и Роланд. Папессы Иоанны никогда не существовало, Роланд и Сид — были, но они равны как легендарные образы, которыми направляется сознание человека.
В книге не все образы Средних веков, а специально отобранные. И если посмотреть с этой точки зрения, то это не просто воображаемое в Средние века, а то, что мы про них воображаем. Замок — это прежде всего донжон, главная башня (слово происходит от dominionem — место сеньора). А монастырь — ограда, прежде всего загородка от мира. Рыцарь — это меч. И так Средние века в наших мыслях сводятся к ведущим образам, главным мотивам. Именно эти лейтмотивы и описывает Ле Гофф, расшифровывая наши сегодняшние мифы. В каждом сюжете автор находит возможным открыть что-то удивительное: где особенность происхождения легенды, где — странное их соединение. Например, сюжет о дикой охоте сплетен с образом Арлекина. А вот и описание страны Кокань — удивительной страны, если сравнить ее с родственницами, Утопией или Китежем.
Собственно, кроме длинной серии этих сюжетов воображения, в книге ничего нет. Но при чтении сами собой появляются вопросы: какие из наших сегодняшних привычных образов станут восприниматься через тысячу лет как «имагинарное»?
Ле Гофф Жак. Герои и чудеса Средних веков. — М.: Текст, 2011. — 220 с. Тираж 3000 экз.
Любарский Георгий
Эксперт