"Поэт Константин Васильев знал своё место в литературе, но никогда не зазнавался"

19-20 августа, в память нашего земляка – борисоглебского поэта Константина Васильева – в Ярославле и поселке Борисоглебском прошли юбилейные, XV Васильевские чтения. 
фото: © Константин Васильев.


О личности и творчестве Константина Васильева, о достижениях и насущных проблемах Чтений мы побеседовали с их бессменным организатором и ведущим – двоюродным братом поэта Ильей Васильевым. 



- Илья, скажите, пожалуйста, не является ли Константин Васильев одним из тех русских поэтов, к которым слава пришла посмертно? 

- Думаю, что это именно так. Не зря же очень популярно такое высказывание: «У нас любить умеют только мёртвых». С одной стороны, Константин Васильев издал при жизни 11 поэтических сборников, печатался в периодике, не только районной и областной, но и всероссийской, в том числе и в толстых журналах. Но публикаций в солидных журналах было очень мало, и сборники зачастую выходили мизерными тиражами. Единственным «звёздным часом» для Константина Васильева были годы с 1993 по 1996, когда он работал в литературной провинциальной газете «Очарованный странник». Одно время он даже возглавлял там отдел критики. Константин много печатался в «Очарованном страннике» как поэт, переводчик и литературный критик. Так что, относительная известность в узком кругу у него была, но это не идёт ни в какое сравнение с тем, что случилось после его ухода. Представьте себе, литературные чтения памяти поэта проводятся с 2002 года. За это время столько читателей познакомилось с его творчеством! Кроме того, издаются новые книги избранной лирики поэта, публикуются его исследования, дневники, воспоминания о нем. 

- Каким человеком был Константин? 

- Константин был человеком очень порядочным, благородным, обладающим разносторонними талантами. Знал своё место в литературе, но никогда не зазнавался, был лишён мелочных амбиций, чувства зависти. По возможности, с радостью помогал своим собратьям по перу. Примером тому служит поэтический сборник «Ярославская лира», изданный в 1997 году, составителем которого он являлся. И, конечно же, его работа в редколлегии «Очарованного странника». 

- Многие поэты его уровня переезжают из провинции в столицу. А он не скрывал в своих стихах искренней любви к той провинции, в которой жил. За что он так её любил? 

- Константин с детства любил одиночество, а со временем научился ценить его особенно. Не будем забывать о том, что он был не только поэтом, но и замечательным орнитологом. А это и есть своеобразное одиночество. Долгие, ежедневные прогулки по родным Борисоглебским лесам, наблюдения за птицами, созерцание и размышления. Да, он очень любил родные леса, речку Устье, древний Борисоглебский монастырь. Известна история, когда Константина позвал в Москву поэт Арсений Тарковский. Константин долго не мог собраться: то решался на поездку, то в самый последний момент вдруг передумывал. Надо сказать, что Арсения Тарковского Константин очень любил, он не раз говорил, что Тарковский для нашего времени подобен Пушкину для своего. Но, тем не менее, он так и не поехал в Москву. Сейчас есть разные предположения на сей счёт, вероятно, он просто не захотел быть обязанным, даже такому поэту, как Арсений Тарковский. Решил сохранить свою творческую свободу, пусть и в провинции. 

- Как возникла идея Чтений, кто ее поддержал? 

- Когда ушёл К. Васильев, ровно через год мы собрались на День Памяти поэта, в Борисоглебе. Это было 17 августа 2002 года. Геннадий Александрович Чугунов, возглавлявший в то время отдел культуры при Борисоглебской администрации, выступая с приветственным словом, высказал пожелание проводить ежегодные литературные Васильевские чтения. Идея была поддержана и администрацией Борисоглебского района, которую возглавлял тогда Анатолий Фёдорович Матюхин, и Ярославским отделением Союза российских писателей, в лице его председателя, известного российского критика Евгения Анатольевича Ермолина, и родными и близкими Константина. А в скором времени и правительством Ярославской области, которое присвоило Чтениям областной статус и открыло финансирование. Далее потребовался координатор мероприятия – человек, который был бы посредником между Борисоглебом и Союзом российских писателей, ЯГПУ им. Ушинского и Департаментом культуры области. Эту задачу я взял на себя. Но самым важным моментом в истории становления Чтений был приход в нашу команду Николая Николаевича Пайкова, преподавателя ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, замечательного литературоведа. Он создал настоящую научную конференцию и дал ей второе рабочее название «Голоса русской провинции», тем самым расширив её рамки. Привлёк к участию преподавателей, аспирантов и студентов ЯГПУ, пригласил профессора МГУ Сергея Ивановича Кормилова, который, в свою очередь, поднял нашу конференцию до международного уровня. А через несколько лет мы объявили открытие поэтического конкурса памяти Константина Васильева «Чем жива душа». Николай Николаевич был с нами до конца своей жизни, осенью 2010 года он умер от тяжелой многолетней болезни сердца, нам всем очень сильно его не хватает сейчас. 



- Поэтический конкурс памяти К. Васильева «Чем жива душа» уже в течение многих лет носит статус международного. Как вы пришли к этому? Расскажите об участниках и жюри конкурса. 

- Первый конкурс был областным. С каждым годом развиваясь, мы вышли на международный уровень. В первом конкуре участвовало 50 поэтов, а в последнем, седьмом – около 500 поэтов, из 70 субъектов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья. Состав жюри постоянно меняется, но есть и так называемый костяк команды – это ярославские поэты, Тамара Рыкова и Владимир Серов, и известный российский литературный критик, писатель, поэт – Андрей Пермяков, проживающий в настоящее время во Владимирской области. Председателями жюри в разные годы были известные филологи и литературные критики: Н.Н. Пайков, Е.А. Ермолин, А.В. Леденёв, Ю.Б. Орлицкий, И.Г. Минералова и другие, а последние два года жюри возглавляли известные российские поэты Николай Зиновьев из Краснодара и Юрий Кублановский из Москвы. 

- Какие впечатления у вас сложились о современной русской поэзии за многие годы? Есть ли у нее будущее? 

- Будущее у нашей литературы, разумеется, есть. К сожалению, «благодаря» Интернету и самопиару, в том числе и широкой возможности издания книг за свой счёт или на спонсорские средства, вылезает много всего непотребного. Такого, за что нормальному человеку должно быть стыдно и больно. Но это издержки времени и технического прогресса. И, слава Богу, среди этого хлама появляются настоящие жемчужины. 

- Каковы ваши планы и дальнейшие перспективы? 

- Планы наши в прямой зависимости от наличия средств. Если будут средства, будут и Васильевские чтения. Последние годы финансирование Чтений прекращено, полностью. Выживаем - или на гранты, но это было один раз, - или своими силами. В общем, сами как-то крутимся.

В Васильевских чтениях ежегодно принимают участие поэты из Рыбинска, становятся лауреатами и дипломантами конкурса, участвуют в работе жюри.  

Автор
Надежда Шибнева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе