Ода маскулинности и бородачам в мире литературы: Синяя борода и все-все-все

Борода.
Она и согревает в холода, и является практически неотъемлемым атрибутом православных и мусульманских священников и имамов, и с недавних пор отвечает запросу на повышение уровня брутальности (хотя бы внешней) взамен уходящим в прошлое нежным щечкам меланхоличных ранимых юношей.

Мода на ношение бороды циклична, как и любая мода. И вот, жители кавказских регионов, священники и прочие традиционные носители бород внезапно обнаруживают, что больше не являются главными бородачами планеты. Хипстеры сделали бороду трендом в последние пять — десять лет, и брутальные красавцы глядят на нас с экранов, со страниц модных изданий, с фотографий светских тусовок. Эспаньолка Стаса Михайлова больше не актуальна, боярская борода лопатой, борода лесоруба — вот новый идеал мужественной красоты, слегка облагороженный и приукрашенный современными барберами.


Борода долгое время была нормой, основанной на религии. Библейские праведники, языческие жрецы, восточные мудрецы — все они обладали роскошными длинными бородами. В традиционных общественных укладах ношение бороды укоренилось издавна, и насильственные попытки того же Петра I бороться с бородатостью бояр вызывали у народа сопротивление. Позже мода на «голые» лица закрепилась надолго, и стала новой нормой, но во все времена существовали поклонники разнообразных форм растительности на лице. В День бороды вспоминаем истоки традиции ношения бороды и самых известных бородачей из мира литературы.


Итак, авторы и персонажи, чьи бороды давно стали отличительными признаками и неотъемлемой частью образа, а некоторые вполне отвечают современным модным веяниям.

Начну я с воспоминаний о школе и о кабинете литературы с его портретной галереей русских классиков, отпечатавшейся в памяти настолько, что при вопросе «а какие русские писатели носили бороду» в голове мгновенно всплывают несколько вариантов ответа.


1. Иван Тургенев — сытый, сыромасленый дворянин с окладистой ухоженной бородой. Явно заботился не только о внутреннем содержании, но и о внешней форме.


2. Николай Некрасов — специалист по русскому духу и знанию народных бед внешне соответствует своей «народности» и обладает русской бородой в ее слегка минимизированном варианте.


3. Афанасий Фет — ухоженная густая длинная борода, не имеющая ничего общего с клочковатыми седыми зарослями на лицах некоторых наших классиков.


4. Федор Достоевский — вот чья борода отвергает все подозрения на ухоженность и внимание к своей внешности и вполне соответствует как нервному сложному периоду жизни в гонениях и нищете, игровой зависимости, так и резкому повороту от посещения революционных кружков к религиозной традиции и сопутствующей ей запущенной бородатости.


5. Лев Толстой — борода патриарха русской литературы вполне отвечает его философии. Большую часть жизни граф, верный русским традициям, носил окладистую длинную бороду, разделенную на две части. Таким старцем запомнили его и современники, и ученики школьного курса литературы.


6. Салтыков-Щедрин — современник и почти ровесник Льва Толстого обладал такой же бородой. При внешнем сходстве еще ярче выглядит различие в творчестве писателей и их взглядах на жизнь.


7.  Антон Чехов — образ интеллигентного доктора с ухоженной бородой и усами. Стиль Антона Павловича мне очень нравится.


8. Иван Бунин — тот же европеизированный тип бороды и усов, и никаких традиционных старообрядческих зарослей.


9. Леонид Андреев — брюнет с густой шевелюрой и небольшой бородкой, его признавали красавцем современники, да и на мой взгляд из сегодняшнего дня внешность писателя действительно яркая и запоминающаяся.


10. Сергей Довлатов — олицетворение жизненной силы и брутальности со своей черной бородой.



Ну а что же за границами нашей с вами Родины? Там тоже хватает обладателей роскошных и не очень бород и усов.

1. Уолт Уитмен — этот американский поэт даст фору даже нашему Льву Николаевичу своей львиной гривой и длинной пышной бородой, особенно в преклонном возрасте.


2. Чарльз Диккенс — усы и борода стали неотъемлемой частью образа писателя настолько, что одну из немногих фотографий, где Диккенс снят без растительности на лице, продали на аукционе за крупную сумму.


3. Жюль Верн — ухоженная даже по современным меркам борода и усы, а образ знаменитого писателя, подарившего нам истории о приключениях, путешествиях и научных открытиях, гармоничен и обладает тем самым неуловимым французским шармом и стилем.


4. Виктор Гюго — густая и ухоженная седая борода и аккуратные усы. Писателю повезло: даже с возрастом он не утратил густой шевелюры, а его борода не превратилась в нечто раздвоенное, неопрятное и клочковатое.


5. Генрик Ибсен — знаменитый норвежец впечатлил меня своими бакенбардами, благодаря пышности заменяющими бороду.


6. Эрнест Хемингуэй — шкиперская седая борода и очень «мужской» образ без видимого стремления себя приукрасить. Такой же простой и впечатляющий, как и его проза.


7. Салман Рушди — ухоженная короткая эспаньолка, очки в тонкой оправе, и образ современного интеллигента готов.


8. Терри Пратчетт — без шляпы и белой бороды «утиный хвост» сложно его представить. Один из моих любимчиков в мире бородатых писателей.


9. Испанец Карлос Руис Сафон со своей эспаньолкой. Ну как не включить такого в список?


10. Джордж Мартин завершает список иностранных авторов-бородачей, с его персонажей я и начну вспоминать обладателей бород в художественных произведениях.



Сразу оговорюсь, самые яркие и запоминающиеся образы, конечно, пришли из экранизаций, но попробую освежить в памяти, как авторы описывали внешность своих бородатых персонажей, чтобы сравнить с кадрами из фильмов.


1. Кхал Дрого, «Игра престолов». Прекрасный и неразговорчивый варвар, непобедимый воин и обладатель роскошных волос и бороды. «Кхал Дрого был на целую голову выше самого высокого из мужчин в этом зале, но вместе с тем двигался легко и изящно, словно пантера в зверинце Иллирио. Кожа Дрого отливала полированной бронзой, густые усы украшали золотые кольца. Коса Дрого, черная как ночь и тяжелая от ароматных масел, была увешана крошечными колокольчиками, позвякивавшими, когда он двигался. Коса эта опускалась ниже пояса, ниже ягодиц кхала, доставая концом бедер». В тексте Джордж Мартин ничего не говорит о бороде кхала, делая акцент на усах и длинной косе, но образ Джейсона Момоа — это 100% попадание и отдельная удача создателей сериала.


2. Тирион Ланнистер, «Игра престолов». Питер Динклейдж соответствует в главном описанию Беса: он карлик, а деталями внешности персонажа гримеры и стилисты решили пренебречь, особенно бросается в глаза целый нос актера после кадров битвы на Черноводной. «Карлик, едва ли не по пояс своему брату, он с трудом поспевал за ним на коротких ногах. Голова его была слишком велика для тела, под выпуклым лбом открывалось расплывшееся лицо уродца. Из-под прямых волос, светлых настолько, что они казались белыми, глядел зелёный глаз, рядом с ним поблёскивал чёрный». Одно несомненно: приобретя бороду в одном из сезонов сериала, Тирион-Динклейдж стал более брутальным и стильным. Выбор актера на роль Беса — это тоже пример удачного каста в сериале.


3. Рубеус Хагрид, «Гарри Поттер». Это великан в два раза выше и в пять раз толще обычного человека, его ладони величиною с крышку мусорного бака. Глаза Рубеуса похожи на двух черных жуков, а волосы и борода не знают расчески до встречи с мадам Максим. У Робби Колтрейна получился очень убедительный Хагрид в экранизации книги. Меня, как поклонницу книжной серии, ничего не возмутило в образе, созданном актером. Могуч, вонюч, волосат и невероятно мил со своей любовью к зверушкам и твердокаменной выпечке. А каким еще должен быть великан-полукровка?


4. Альбус Дамблдор, «Гарри Поттер». Он был высок, очень умен и мудр, худ и стар, судя по серебру его волос и бороды — таких длинных, что их можно было заправить за пояс. Здесь внешность обладателя длинносеребряной бороды описана так, что сыграть его могли разные актеры, что и произошло из-за смерти первого исполнителя этой роли Ричарда Харриса. Пришедший в третью серию Поттерианы Майкл Гэмбон настолько органично вписался в проект, что не все зрители сразу заметили замену. А борода Дамблдора в книге и в фильме подчеркивает умудренность, выдающийся ум и жизненный опыт директора Хогвартса.


5. Гасан Абдурахман ибн Хоттаб, «Старик Хоттабыч». Еще один известный волшебник с длинной бородой. Седобородый забавный джинн, освобожденный из древней бутылки пионером Волькой, творил невероятные и крайне неуместные в реалиях Советского Союза чудеса, вырывая из своей бороды волоски. Но восточный мудрец-волшебник оказывается чужим на празднике жизни СССР со своими представлениями о чудесах и удовольствиях, и легкомысленный Волька к финалу книги перевоспитывает старика в образцового советского гражданина.


6. Колдун Черномор, «Руслан и Людмила». Пушкин описывает злобного старика с такой длинной бородой, что ее приходится носить многочисленным слугам, чтобы обладатель такой роскоши не запутался в ней, а полет Руслана, ухватившего Черномора за бороду, был бы невозможен без этой детали внешности колдуна.


7. Карабас-Барабас, «Золотой ключик, или приключения Буратино». Очередной сказочный персонаж, обладающий зловредным характером и роскошной бородой, настолько длинной, что он убирает ее в карман, чтобы не наступить.


8. Гэндальф, «Властелин колец». Список длиннобородых мудрецов-волшебников невозможен без этого мага, питающего слабость к полуросликам с волосатыми ногами. Кстати, очередной пример удачного кастинга в экранизации эпопеи Толкиена, на мой взгляд британец Иэн Маккеллен отлично справился с ролью Гэндальфа.


9. Гном Гимли, и снова «Властелин колец». Этот воинственный внешне и сентиментальный в глубине души персонаж мне запомнился больше, чем остальные гномы из саги Толкиена, и заметную роль здесь сыграла опять же экранизация. Огненнобородый гном в тандеме с легким и стройным светловолосым эльфом — колоритная парочка. Хотя, справедливости ради, бородачей на любой вкус среди гномов в «Хоббите» и во «Властелине колец», немало. Кстати, из актеров, сыгравших Леголаса (Орландо Блум), Арагорна (Вигго Мортенсен) и Гимли (Джон Рис-Дэвис), последний является самым высоким, что выглядит довольно забавно, учитывая, что играет он гнома.


10. Дон Кихот Ламанчский, «Дон Кихот». Знаменитый борец с ветряными мельницами, испанский идальго в сопровождении верного слуги, сражающийся за вечные идеалы, конечно же, обладал усами и бородкой, иначе бы не оказался на десятой строке этого списка. Борода-эспаньолка не зря носит именно это название, ведь прославили ее именно испанцы, и в немалой степени, дон Кихот Сервантеса.


11. Эркюль Пуаро, «Убийство в восточном экспрессе». Конечно, назвать бородатым великого сыщика можно лишь с натяжкой, но усы Пуаро, особенно в экранизациях, где эту роль исполняет Кеннет Брана, без сомнения, выдающиеся.


12. Прохор Громов, «Угрюм-река». Пишем Громов, в уме держим и других персонажей романа Шишкова. Ничего удивительного, учитывая время действия в романе, ведь тогда большинство купцов носили бороды, а уж в Сибири и на Урале и подавно. Споры о достоинствах и недостатках двух экранизаций «Угрюм-реки», кстати, пошли на пользу самому роману. Множество зрителей, не знакомых с литературным источником, захотели исправить ситуацию.


13. Форрест Гамп из одноименного романа. Роман, конечно, имеет место как первоисточник, но для меня это в первую очередь, разумеется, гениальная экранизация Земекиса с Томом Хэнксом, а упоминания в списке бородачей заслуживает эпизод с бегущим уставшим Форрестом, вытирающим грязное лицо футболкой.


14. Профессор Преображенский, «Собачье сердце». Интеллигентная седая бородка клинышком и усы, презрение к пролетариату, не носящему галош, неприятие советских газет и потребность в обширной жилплощади. Всё это в равной степени относится и к литературному персонажу, и к его киновоплощению в прекрасном исполнении Евгения Евстигнеева. Филипп Филиппович с его любовью к опере заслуженно занимает место в моем списке бородатых персонажей и в моем сердце, потому что это портрет гения, написанный гением и воплощенным еще одним гением, вот такой джек-пот.


15. Напоследок, самый известный бородач, имя которого стало нарицательным, благодаря сомнительному стилю и зловещей комнате с убитыми женами. Конечно, Синяя борода. Самые известный прототип Синей бороды — французский злодей и губитель детей Жиль де Рэ, по одной из версий маньяк-садист, а по второй — сумасшедший сподвижник Жанны д'Арк, надеявшийся на воскрешение Орлеанской девы в каждом убитом ребенке. А еще заслуженное прозвище Синей Бороды получил самый знаменитый английский монарх из династии Тюдоров — Генрих VIII, переживший шестерых своих жен. Смысловых слоев в сказке Шарля Перро о знаменитом женоубийце, основанной на народных легендах, очень много, начиная с античных истоков об уничтожении отцами будущих сыновей-соперников за власть и деньги во чреве матери и заканчивая темой всевозможных табу и нарушения запретов. Но каковы бы ни были истоки и мифы, положенные в основу истории Синей бороды, этот персонаж стал самым известным бородачом всех времен и народов и послужил отправной точкой многих сюжетов известных произведений, в которых иногда история переворачивается с ног на голову. Почему борода была именно синей, автор в сказке не поясняет, но учитывая достижения современной колористики, нисколько не удивлюсь, встретив на улице носителя такого украшения на лице. Главное, чтобы у него не оказалось волшебного ключа, на котором будут проявляться кровавые пятна, и криминального прошлого, а личные предпочтения по стилю и внешнему виду — это дело десятое, как говорила моя бабушка: «лишь бы человек был хороший».

Остается только порадоваться, что несмотря на переменчивую моду, бороды не канули в Лету окончательно, а их обладатели вносят разнообразие в городском мелькании лиц, ведь все мы хороши своей индивидуальностью, которую стоит подчеркивать в том числе и деталям внешности.


А какие известные авторы или персонажи приходят вам в голову при упоминании бороды?

Автор
Текст: колумнист LiveLib Юлия ЛЕБЕДЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе