Молодая проза Ярославского края: творческие индивидуальности

В марте редакционная коллегия журнала «Мера» совместно с факультетом русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского провела круглый стол, приуроченный к Всемирному Дню писателя, на тему «Молодая проза Ярославского края: творческие индивидуальности в нестоличном литературном процессе начала XXI века».
Кроме членов редколлегии журнала, преподавателей и студентов
университета на встрече присутствовали молодые литераторы Ярославля
и Рыбинска — авторы журнала «Мера», а также сотрудники Ярославской
областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова (ЯОУНБ),
областной юношеской библиотеки им. А. А. Суркова, Ярославской городской
центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова.
В рамках круглого стола прошла презентация коллективного сборника
студентов ЯГПУ направления «Литературное творчество» — «Замороженное
солнце».
Предлагаем читателям основные положения, обсуждавшиеся на литературном форуме.

О. Н. Скибинская, зам. главного редак-
тора журнала «Мера». В начале XXI века мы
имеем более сложно структурированное ре-
гиональное литературное пространство, чем
20—30 лет назад. Вместо областной органи-
зации, представлявшей один писательский
союз, одного-двух молодёжных литератур-
ных объединений и коллективного сборни-
ка молодых авторов, выпускаемого государ-
ственным издательством один раз в пять
лет, сегодня в Ярославском крае представле-
ны два писательских союза; при этом немало
талантливых авторов не связывают себя с
членством ни в одном из них. Работает мно-
жество литобъединений. Ежегодно выходят
в свет около двух десятков коллективных и
авторских сборников молодых прозаиков и
поэтов. С 1991 года по настоящее время, то
есть на протяжении двадцати с небольшим
лет, в регионе выходят три «толстых» ли-
тературных журнала. Общение писателя с
практически неограниченной читательской
аудиторией даёт интернет…
Всё это не могло не отразиться на творче-
стве начинающих авторов. Но если молодые
ярославские поэты активно осваивают и ре-
гиональное, и общероссийское литературное
пространство, то молодые прозаики остают-
ся в тени. Первый круглый стол, посвящён-
ный проблемам молодой прозы Ярославско-
го края, мы проводили в августе 2011 года в
рамках Васильевских чтений. И тогда состо-
ялся интересный для всех участников раз-
говор. Изменилось ли что-то кардинально
за прошедшие два года? Наш литературный
журнал за это время представил немало на-
чинающих авторов. Оба писательских союза
активно работают с молодёжью. Позволило
ли всё это расширить ряд, выстраиваемый из
связанных с Ярославской областью и извест-
ных уже за пределами края, перспективных
имён, в который в «нулевые» года включа-
ли Наталью Ключарёву, Сергея Вербицкого,
Марину Кошкину, Анну Лавриненко, Андрея
Донцова, Елену Георгиевскую, Анну Толка-
чёву, Евгения Барышева. Что мешает моло-
дым прозаикам края ярче и громче заявлять
о себе — ложная скромность или отсутствие
достойных произведений? Вносят ли свой
вклад в современный литературный про-
цесс выпускники нового направления под-
готовки студентов, открытого в 2009 году
в ЯГПУ, — «Литературное творчество» или
каких-то видимых результатов необходимо
ждать ещё годы?


Г. В. Кемоклидзе, главный редактор
журнала «Мера», председатель правления
ЯОО Союза писателей России. Ярославским
поэтам и прозаикам, на мой взгляд, мешает
недостаточная государственная поддержка.
Но то, что выходит журнал «Мера», — это
уже достижение. Журнал финансируется го-
сударством, на реализацию этого проекта
нами, Ярославским отделением СП России,
было потрачено много усилий, пришлось не-
однократно встречаться с губернаторами —
и С. А. Вахруковым, и затем с С. Н. Ястребо-
вым. Новый журнал, несомненно, продол-
жает традиции «Уединённого пошехонца»,
журналов «Русь», «Русский путь на рубеже
веков», но издание наше более современное,
отражает реальную литературную ситуацию
в области. В частности, открыты новые для
широкого читателя имена прозаиков: Юлия
Коробова, Борис Гречин, Ольга Фёдорова,
Светлана Бараней, Валентина Янева, Мария
Кравцова. В ближайшем номере журнала пу-
бликуется повесть Елены Ивахненко.

Е. А. Ермолин, зав. кафедрой журнали-
стики ЯГПУ, член редколлегии журнала
«Мера», литературный критик. Российское
литературное пространство очень большое,
но различается от региона к региону. Есть
все основания полагать, что литературная
жизнь в нашей области не кончается и склон-
на к самозарождению: этому способствует
развитая филологическая база — и факуль-
тет русской филологии и культуры ЯГПУ, и
различные литобъединения.
В целом у меня есть ощущение нового
качества, новых возможностей, которые воз-
никают. Проблема, может быть, в том, что
прозаики делают слишком слабые попытки
заявить о себе или ждут, что признание на-
стигнет их само — рискуют и не дождаться.
Признаны те, кто активно себя проявляет, —
Ключарёва, Георгиевская… Пребывая в пас-
сивном состоянии, можно так и не состоять-
ся. Например, ярославец Роман Журавлёв
весьма преуспел в московской медиа-сфере,
однако два его текста, посвящённые службе в
армии, стали последними, — в Москве слиш-
ком много соблазнов, особенно для молодых.
Между тем и в регионе сегодня существуют
беспрецедентные возможности: третий год
выходит литературный журнал «Мера», зая-
вивший о новых именах в молодой прозе —
Борисе Гречине, Юлии Коробовой и других,
издаются коллективные сборники, в том
числе и представленный здесь — «Заморо-
женное солнце», есть другие опыты…
Поэт может предъявить себя публично
и привлечь внимание стихотворениями, на-
пример, в литературном кафе, но для про-
заика это неразрешимая проблема. А для
молодого прозаика важно заявлять о себе и
испытывать новые возможности, связанные
с интернетом и социальными сетями. Это
даёт возможность перманентного, интерак-
тивного диалога. Помимо традиционных
форматов полезно взаимодействовать с ми-
ром посредством авторского блога, раздви-
гать локальное пространство публичности,
что и нужно для начинающего автора, даёт
возможность получить дополнительный ре-
зонанс.
Кроме того, в литературном простран-
стве Ярославля не хватает рефлексии, на-
шим авторам недостаёт смелости аналитич-
но говорить друг о друге...


Г. В. Кемоклидзе. Кстати, молодая лите-
ратура раньше очень активно поддержива-
лась и в масштабе страны. Например, в из-
дательстве «Молодая гвардия» талантливых
начинающих авторов активно печатали в
книжных сериях «Молодые писатели». Фа-
зиль Искандер, Василий Белов, Виктор Аста-
фьев так и начали свой творческий путь.
Раньше и материальные условия были дру-
гие — выплачивались гонорары, действо-
вали творческие дома отдыха. Да и охват
читательской аудитории был совсем иной:
лет 20—30 назад такой же сборник, как «За-
мороженное солнце», вышел бы тиражом не
100 экземпляров, а 100 тысяч, продавался бы
по всей стране, и его мигом бы раскупили!
Кроме того, сегодня трудно решить, литера-
турное творчество — путёвка в жизнь или
дорога в никуда, поскольку многие молодые
писатели раньше могли работать в издатель-
ствах и редакциях газет. Сейчас писателю
труднее оставаться профессионалом. Ранее
можно было жить литературным трудом за
счёт гонораров за свои произведения, а сей-
час — нет.
Любой человек, получив филологиче-
ское образование, мог дальше решить, что с
ним делать. А можно было стать писателем
и без филологического образования. Напри-
мер, на одном факультете со мной в Ленин-
градском университете учился Сергей До-
влатов. Но его за неуспеваемость отчислили
с финского отделения, отчего отечественная
литература только выиграла. Кроме того, у
нас существовала особая среда: обязательно
проводились творческие вечера, на которых
выступали Иосиф Бродский, Виктор Сосно-
ра, Евгений Рейн… Это помогало человеку
разобраться в себе и услышать критику. Это
была учёба, которая позволяла определить-
ся в жизни.
Молодых поэтов в нашей области боль-
ше, чем прозаиков, наверное, потому, что
многие считают, что стихи легче написать,
чем прозу. Ярославское отделение СП России
регулярно проводит семинары молодых пи-
сателей, и на форуме, который прошёл осе-
нью 2012 года, среди участников было при-
мерно поровну прозаиков и поэтов. Но тем,
кто начинает писать прозу, следует знать, что
это очень тяжёлый труд. На той же Прозе.Ру
много авторов, затеряться там нетрудно.

Андрей Коврайский, староста лите-
ратурного объединения при ЯОО Союза
писателей России. Я хотел бы, чтобы и
студенты, и выпускники ЯГПУ направле-
ния «Литературное творчество» пришли к
нам в литературное объединение или иным
другим образом влились в российское лите-
ратурное сообщество. Сегодня не только в
Ярославле активно работают молодёжные
литобъединения, существует множество
очагов культуры и в Угличе, и в Рыбинске.
Каждый год проходят анонимные конкур-
сы поэтов и прозаиков, где собираются все
объединения. Подведение итогов проходит
публично. Потому что молодым авторам
сложнее заниматься самопрезентацией,
нужны публикации. Со своей стороны, могу
сказать, что возможны публикации на лите-
ратурных страницах в областной газете «Се-
верный край».

Евгений Коновалов, поэт. Я не со всем
согласен. Для меня удивительно, что для на-
писания чего-то хорошего необходимо со-
браться вместе, каким-то коллективом...

Елена Карасёва, начинающий проза-
ик. Но ведь каждый пишущий человек ва-
рится в собственном соку, тем более проза-
ик, поэтому утомительно, когда не находишь
единомышленников.

Евгений Коновалов. У Эмили Дикинсон
при жизни не было опубликовано ни одного
произведения, они появились только через
40 лет...

Г. В. Кемоклидзе. Я не был бы так кате-
горичен. Литературные объединения могут
помочь человеку разобраться в себе, своём
творчестве и дают возможность научить
других.

О. Н. Скибинская. А что молодые дума-
ют о молодых авторах?

Юлия Коробова, студентка. Я думаю,
в Ярославле есть возможности для развития
творчества молодых авторов. Если говорить
о публикациях в журнале «Мера», то для
меня наиболее интересна оказалась Светла-
на Бараней, поскольку в её прозе затронуты
многие проблемы, актуальные во все време-
на, например, в центре рассказа «Голем» тво-
рец и его творение, созданное, казалось бы,
из благих намерений, а в действительности
несущее смерть... У автора мудрый и критич-
ный взгляд на жизнь и её перипетии.

Дарья Долгова, студентка. На меня
наиболее сильное впечатление произвела
повесть Марии Кравцовой «Маша Чок-Чок,
или Когда ангелы трубят в трубу». Автор,
почти наша ровесница, анализирует своё
детство, и уже сами обстоятельства взрос-
ления являются довольно интересным мате-
риалом — родители девочки мало того, что
поэты, но ещё и верующие люди. И всё дет-
ское восприятие мира, творчества, религии
показаны автором с полнейшей достоверно-
стью. В тексте множество находок, которые
делают его динамичным, многогранным и
очень живым. Надеюсь, что данная повесть
является только началом большого творче-
ского пути несомненно очень одарённого
молодого писателя.

И. Г. Васильев, исполнительный се-
кретарь Комиссии по литературному на-
следию К. В. Васильева. Лично меня впе-
чатлила проза из 4-го номера журнала, осо-
бенно повесть Валентины Яневой — читал
с большим удовольствием. Хочу пожелать
удачи журналу и дальнейших успехов. Кста-
ти, был уверен, что кроме Евгения Ана-
тольевича у нас в области и критиков ли-
тературных нет, а оказалось, что есть ещё и
Д. Л. Карпов...

Елена Карасёва. Публикация в журна-
ле повести Валентины Яневой «Мы все сол-
даты» имела широкий резонанс и у нас,
в Рыбинске. Но, к сожалению, журнал «Ме-
ра» в Рыбинске практически не достать…

Полина Волкова, студентка. А я бы
хотела сказать о начинающем прозаике
Юлии Коробовой и её повести «Третий
путь». Создание повести — это большой
шаг. Автору удалось не просто написать
о непростых проблемах взаимоотношений
старшеклассников с родителями, учите-
лями, одноклассниками, но и обозначить
ту звенящую искреннюю струну, которая
держит в напряжении читателя. Произведе-
ния молодого автора уже отмечены кри-
тиками.


И. Х. Шихваргер, руководитель чи-
тательского клуба при Ярославской го-
родской центральной библиотеке им.
М. Ю. Лермонтова. Я успеваю прочитывать
далеко не всё, но повесть 20-летней Юлии
Коробовой «Третий путь» меня захватила,
пусть я человек другого возраста и с дру-
гими проблемами. Хотя мы все разные, мы
все похожи уже тем, что живём в одном
мире. Очень точно определён жанр как
«эмо-повесть». Точно — не в смысле опреде-
ления молодёжной субкультуры, а в плане
эмоционального отражения жизни. Ещё у
журнала «Мера» очень хорошая инициати-
ва — опубликовать рецензию Дениса Кар-
пова на эту же повесть. Обычно во многих
литературных журналах критику публикуют
отдельно на некие вышедшие в свет произ-
ведения, с которыми читатель данного жур-
нала может быть не знаком, а здесь — отклик
сразу же. Можно сравнить мнение критика
с твоим собственным. И просьба: нельзя ли
сделать так, чтобы журнал «Мера» можно
было купить, чтобы с ним могли познако-
миться не только те читатели, кто ходит в
библиотеки или имеет доступ в интернет?

С. Л. Гуляева, главный хранитель би-
блиотечного фонда ЯОУНБ. Сегодня нам
представлен коллективный студенческий
сборник «Замороженное солнце». Это заме-
чательно, что наша молодёжь не только ин-
тересуется, но и сама занимается литератур-
ным творчеством. Мы же, со своей стороны,
хотим сказать, что двери областной библио-
теки для них всегда открыты, и не только как
для читателей, но и как для авторов творче-
ских вечеров.

И. Ю. Лученецкая-Бурдина, зав. кафед-
рой русской литературы ЯГПУ, доктор
филологических наук, профессор. Я хочу
сказать несколько слов о том, как создава-
лось в ЯГПУ новое направление — «Литера-
турное творчество». Замысел состоял в том,
чтобы на факультете русской филологии и
культуры завершить создание своеобразно-
го центра культурной жизни по подготовке
и выпуску специалистов в области журна-
листики, редактирования, издательского
дела, культурологии, литературной работы.
Это было очень тяжело, но идею поддержать
творческую молодёжь региона, дать ей выс-
шее филологическое образование и соответ-
ствующую профессиональную подготовку в
области литературного мастерства всё-таки
нам удалось воплотить в жизнь.
На первом курсе в 2009 году учились
студенты не только из Ярославля, но и из
Рыбинска, Любима, Ростовского района.
Только половина этой группы дошла до фи-
нала — тенденция, характерная и для Мо-
сковского Литературного института. Неким
итогом, точнее, первой ступенькой на их
творческом пути стал выход сборника прозы
«Замороженное солнце». Надеюсь, этот вы-
пуск будет не последним: в нынешнем году
объявлен набор на заочное отделение. «Ли-
тературное творчество» для университета
не просто новое, а значимое направление.
Это эксклюзивный набор, о чём свидетель-
ствуют и практические результаты работы
наших выпускников: и вышедший сборник,
и положительные оценки, которые студенты
получили, проходя практику в книжном из-
дательстве и в редакции газеты.

О. Н. Скибинская. В прошлом году в об-
ластной библиотеке выступал известный пи-
сатель Алексей Варламов, который к тому же
ведёт творческий семинар в Литературном
институте. Он отметил интересную законо-
мерность: сейчас в прозу активно приходят
женщины. У него в семинаре учится только
один парень. Например, когда я училась, в
1986—1992 годах, в нашем семинаре прозы
женщина была только одна я… Вот и среди вы-
пускников направления «Литературное твор-
чество» исключительно девушки.

Г. В. Кемоклидзе. Женщины больше пи-
шут потому, что больше читают. Но это хоро-
шо, что они рассказывают о современности,
потому что, когда жизнь кипит рядом, надо
об этом говорить.

М. Ю. Егоров, кандидат филологиче-
ских наук, доцент кафедры русской ли-
тературы ЯГПУ. Прочитав «Замороженное
солнце», я отметил мрачную тенденцию в
представленной прозе: разве окружающий
нас мир так ужасен, что состоит из попыток
самоубийства, смертей, абортов? Мне это
показалось странным. И ещё формальная
особенность — многочисленные диалоги.
Я думаю, это попытка авторов убрать в под-
текст то, что они хотели сказать...

И. Ю. Лученецкая-Бурдина. Здесь ещё
важно увидеть, что в произведениях начи-
нающих авторов с их трагическим миро-
ощущением присутствует чеховский след —
стремление к достоверности, внимание к
деталям, великодушие и, что особенно важ-
но, — внутренняя ирония.

Елена Карасёва. Да, сейчас в прозе ак-
тивно присутствует мрачная направлен-
ность, но в данном случае это не попытка
выжать слезу, а — сопереживание. Боли в со-
временном мире очень много, и надо искать
ту духовную опору, которая помогает вы-
стоять. Это приобретается по мере взросле-
ния души. И это хорошо, что в произведени-
ях молодых авторов есть протест против
фальши.

И. Ю. Лученецкая-Бурдина. Мы сегодня
обозначили и традиции, и перспективы раз-
вития регионального литературного процес-
са. Герберт Васильевич, а как вы смотрите на
то, чтобы на факультете русской филологии
и культуры ЯГПУ создать центр литератур-
ного краеведения?

Г. В. Кемоклидзе. Я считаю, что инициа-
тива очень хорошая, так как у Ярославского
края богатая литературная история. Но не-
обходимо, чтобы была академическая осно-
ва закрепления традиций, как это происходит уже, например, в Костроме.

Записала Ю. Коробова

Ярославский регион

Поделиться
Комментировать