Курочка попила водичку в мартовский день

Фрагмент книги Романа Вильфанда «Чудесная погода, не правда ли, сэр?»
Правда ли, что красная рябина означает суровую зиму? Можно ли верить прогнозу погоды на шесть суток вперед? Что такое «парниковый эффект» и стоит ли его бояться?

«Горький» совместно с «Лабиринтом» публикует фрагмент книги научного руководителя российского Гидрометцентра Романа Вильфанда «Чудесная погода, не правда ли, сэр?», которая выходит в издательстве «Дискурс».



Какие народные приметы работают?

На любой листок календаря приходится по народной примете, а иногда и по нескольку. Естественно, что люди испытывают уважение к народной мудрости. И раньше, отвечая на подобные вопросы, я всегда использовал такую дипломатичную фразу: «Наверное, в прежние климатические эпохи эти приметы могли быть справедливыми, но сейчас, когда изменился климат, они не работают».

Сегодня же я думаю, что народные приметы не оправдывались никогда, поскольку в умеренных широтах никакой периодичности в погоде не существует и предсказать ее по приметам невозможно. Просто человек — существо субъективное. Он охотно запоминает лишь те предсказания, которые исполнились. А те, что не сбылись, рутинно проходят мимо сознания. Двадцать лет назад была калина красная — и была зима морозная. А когда зима была теплая, на калину как-то внимания не обратили... А она была, может, еще краснее.

Мы провели исследования и выяснили, что не существует примет, которые бы работали. И даже просто статистически значимых. Очень красная рябина к суровой зиме — да ничего подобного. Холодная зима и очень жаркое лето — тоже нет. Ну и так далее: курочка попила водичку в мартовский день — и будет какое-то там лето, не оправдывается примета, и все тут. Ну нет никакой связи.

Вот народ твердо знает, что на Крещение всегда стоят сильные морозы. А метеорологи взяли архив и проверили, какая погода была 19 января за всю историю наблюдений. И обнаружили, что бывали и оттепели, и 30-градусные морозы. Но вы-то убеждены, что крещенские морозы существуют, и начинаете смотреть: ага, в этом году 15 января был сильный мороз — значит, в этом году ранние крещенские морозы, а вот в прошлом были поздние, 23 января. Это чувства, эмоции. Погода к праздникам не привязана. Конечно, в январе часто часто бывают морозы, и их всегда можно привязать к Крещению.

Есть только две народные приметы, объяснимые с логической и физической точек зрения. Обе связаны с краткосрочным прогнозом. Первая: если птицы низко летают — скоро будет дождь. Да, это так. Объяснение простое. Дождю предшествует повышение влажности, из-за чего мошкара, которая служит пищей для птиц, высоко летать не может, поэтому и птицы снижают полет.

Еще одна примета: если закат красный, то назавтра следует ожидать хорошую погоду; если же солнечный диск белесый, погода изменится. Действительно, как выяснили специалисты в области атмосферной оптики, солнечные лучи, проходя через воздушные массы с разными физическими свойствами (то есть воздушные массы, разделенные атмосферным фронтом), претерпевают изменение, и поэтому на закате солнечный диск кажется беловатым.

Я предлагаю относиться к народной мудрости с уважением, но в том, что касается погоды в России, ориентироваться на прогнозы Росгидромета. Это не реклама, а результат верификации всех прогнозов — основанных как на приметах или других неведомых метеорологам принципах, так и на ежедневных данных российской гидрометслужбы.



На какой максимальный срок можно сделать качественный прогноз погоды?

Методы математического моделирования атмосферных процессов, которые являются основой для краткосрочного прогнозирования погоды, теоретически позволяют рассчитывать прогнозы на срок до 14–15 дней. Хотя качественные оценки пока достижимы во всем мире на срок 5–6 дней.

Прогноз на первые сутки оправдывается с успешностью 95%, пусть я и не люблю проценты. То есть в одном случае из двадцати прогноз не оправдывается, а в девятнадцати — оправдывается. Прогноз на третьи сутки сейчас оправдывается на 90 %. Прогноз опасных явлений — на 92 %.

Прогноз на три дня называется сегодня краткосрочным. Когда я пришел на работу в Гидрометцентр СССР — а было это 45 лет назад, 1 февраля 1973 года, — краткосрочными назывались прогнозы на сутки, а предсказания на второй и третий день считались долгосрочными прогнозами малой заблаговременности. В следующие 25 лет успешность прогнозов повысилась: прогноз погоды на третьи сутки по своему качеству стал таким же, как в 1973 году на первые. Затем все пошло более бурными темпами. В 2009 году в Гидрометцентре России был установлен суперкомпьютер, благодаря чему мы всего за четыре года добились таких же результатов, как за 25 лет. То есть качество прогноза на третьи сутки в 2013 году стало таким же, как в 2009-м на первые.

Сейчас можно верить прогнозу на шесть суток, но каждый такой прогноз надо сопровождать априорной вероятностью, то есть степенью уверенности в правильном его осуществлении. Ведь если синоптическая ситуация достаточно простая, то и прогноз окажется довольно надежным с вероятностью 98-99 %. Когда же наблюдается нестационарный процесс, фронт то останавливается, то ускоряется, — уверенность в правильном прогнозе будет 78-79 %.

Метеорологи готовы сопровождать прогноз степенью уверенности. Например, можно с вероятностью 10 % прогнозировать, что температура ожидается в интервале 8–10 °С; с вероятностью 80 %, что она будет в диапазоне от 10–15 °С и с вероятностью 10 %, что она будет выше 15 °С. Вот такой прогноз будет более правильным. В некоторых странах, в частности в США, люди совершенно спокойно воспринимают прогнозы со степенью вероятности. Но в России и других постсоветских странах не привыкли к вероятностной форме прогнозирования — потребители хотят знать точно, какая будет погода. А абсолютной точности в жизни не бывает.




Что такое парниковый эффект и какую угрозу он представляет?

Все дачники хорошо знают: если покрыть пленкой некое строение, то температура внутри будет существенно выше, чем снаружи. Почему? Дело в том, что коротковолновая солнечная радиация проникает через эту пленку легко и непринужденно, но, отразившись от земли внутри парника и лишившись части энергии, солнечные лучи становятся длинноволновыми и не могут выбраться через пленку наружу. То есть солнечная энергия из парника никуда не уходит.

В атмосфере присутствуют парниковые газы, которые играют роль такой пленки и ведут к глобальному потеплению. Этих газов много. Прежде всего это углекислый газ (СО), метан, закись азота и водяной пар. Главную роль играет углекислый газ. Его концентрация на порядки больше по сравнению с другими парниковыми газами. В атмосфере он существовал и будет существовать всегда, поскольку является продуктом дыхания людей и животных. Но не только. Из школьного курса химии мы знаем, что углекислый газ образуется при сжигании угля или углеводородных соединений. Так вот, его концентрация только за последние 50 лет повысилась на 15 %. Концентрацию углекислого газа принято измерять в ppm (от английского parts per million — «частей на миллион»). В начале XX века этот показатель равнялся 330 ppm — это естественный уровень. В прошлом году концентрация СО перешла рубеж 400 ppm. Это уже пороговая величина. И к ней привела именно деятельность человека: сжигание нефти, газа и угля, работа промышленных предприятий.

Сам по себе парниковый эффект не опасен: без него средняя температура Земли составляла бы –18 °C. Угроза кроется в том, что человеческая активность за последние несколько десятков лет привела к значительному увеличению концентрации парниковых газов, а следовательно, и к стремительному повышению температуры на планете, причем его скорость еще никогда не была столь велика.



Автор
Роман Вильфанд
Поделиться
Комментировать