Cтать центром притяжения

Без меры и лаптя не сплетёшь.


Русская пословица


Вот и свершилось: нашему журналу исполнился год. Казалось бы, для журнала, выходящего раз в два квартала, дата не слишком внушительная. Но в усло­виях шаткой российской жизни конца ХХ?— начала ХХI века, когда множество литературных периодических изданий, не подкреплённых доходами от рек­ламы, кануло в лету, едва проклюнувшись из скорлупы, год?— срок вряд ли малый. Впрочем, первый российский провинциальный журнал.

«Уединенный пошехонец», выходивший в Ярославской губернии, просуществовал только год.

Взявшись за издание журнала, редколлегия всецело сознавала, что взваливает на себя тяжкую ношу. Ведь безвременье нулевых лет варварской метлой прошлось по культуре. Литературный труд перестал давать серьёзным писателям средства к существованию, и некоторые мастера снесли в чулан свои прежде неустанные перья. А среди молодых писателей многие ещё только ищут свой путь в литературу, требующую к себе зрелого подхода. Да и ряды читателей поредели. Одни, кто прежде сметал с прилавков книжные новинки, брезгливо отпрянули от магазинных полок, поражённые обилием низкопробных произведений в крикливых обложках. Для других, при нынешних пенсиях и средних заработках, книга стала предметом роскоши. Кто помоложе, занырнул в интернет, наивно надеясь выловить там ответы на все вопросы.

Но мы были убеждены, что журнал ярославцам нужен. И тем, кто пишет, и тем, кто читает.

Приятно осознавать, что мы не ошиблись. В двух первых номерах увидели свет произведения как давно зарекомендовавших себя писателей, так и тех, кто приходит им на смену. Радостно видеть, как молодые один за другим берут высокую планку, установленную нами для того, чтобы попасть на страницы журнала. И несмотря на то, что вы держите в руках всего лишь третий номер, наше издание и его авторы уже замечены не только на региональном, но и на общероссийском уровне. Так, повесть Алексея Серова «Вавилон», опубликованная в первом номере журнала, вошла в лонг-лист общероссийской литературной премии Белкина.

Однако интерес профессионального сообщества не единственная цель издания регионального литературного журнала. А?что же читатели? Многие из них приняли «Меру» как долгожданное явление. В этом мы убедились на презентациях издания, прошедших и в Ярославле, и в Рыбинске, и в Данилове, и в Угличе, и в других местах. К нашему удивлению, региональный литературный журнал вызвал заметный интерес далеко за пределами области. После выхода и первого, и второго номеров «Меры» нам не раз приходилось слышать: почему ваш журнал не выложен в сети? Многие из тех, кто сегодня проживает в других областях и даже за рубежом, в Европе, США, на Ближнем Востоке, хотели бы читать его. Так вот сообщаем: наш журнал стал доступен более широкому кругу читателей, так как его электронный вариант размещён на сайте газет «Ярославский регион» по адресу: http://yarreg.ru/mera/. Здесь можно познакомиться с текстами всех вышедших в свет номеров, оставить своё мнение о том или ином произведении.

Первые отклики читателей уже поступили на форум.

«Держа в руках толстый журнал, с любопытством просмотрела содержание, — пишет Гожалимова Оксана. — В издании присутствуют проза и поэзия, зрелость и молодость. Журнал предназначен для думающего читателя: разнообразные рубрики, разные литераторы. Меня, как историка, заинтересовала рубрика «Литературное краеведение». Вроде бы известные факты, биографии известных писателей поданы под другим углом. Особенно запомнилась статья Сергея Овсянникова «Эх, дороги» о творческом пути Льва Ошанина через призму личных воспоминаний автора. Рубрика «Публицистика» заставляет задуматься, поделиться мыслями с близкими, подискутировать. Обзор литературы, выходящей в местных издательствах, позволяет выбрать необходимую книгу.

Хочется отметить, что работает редколлегия и происходит отбор произведений (а это значит, что есть из кого выбрать и всё не так уж плохо с литературой в нашем крае). Приятно была удивлена стихами для детей Анастасии Орловой. Тут же захотелось прочитать стихи ребёнку, и мой непоседа, который не может высидеть на месте больше минуты, прослушав «Происшествие в ванной», попросил прочитать ещё, с удовольствием их выслушал.

В целом журнал производит благоприятное впечатление. Пожелаем удачи в таком важном начинании — найти своего читателя не только на Ярославщине, но и в стране в целом, а во «всемирной паутине» попасть в «Живой журнал».

Между тем, несмотря на то, что до недавнего времени «Мера» существовала только в печатном варианте, в интернете появилось уже немало отзывов о журнале — некоторые из них мы хотим здесь процитировать.

Кандидат исторических наук Д.?Ф.?Полознев работал директором музея-усадьбы «Карабиха», затем возглавлял Ярославскую областную универсальную научную библиотеку им. Н.?А.?Некрасова. Ныне он доцент Ярославского государственного театрального института, член Российской национальной комиссии Международной комиссии по сравнительной истории церквей, член Ассоциации менеджеров в сфере культуры, член экспертного совета Общественного комитета содействия развитию библиотек России, член редколлегии электронного научного журнала «Вестник краеведения». Вот что он пишет:

«Выход в свет журнала “Мера” — безусловно, важное и знаменательное событие. И?дело не только в том, что оно стало результатом общей инициативы писателей. Не только потому, что финансовая поддержка изданию была оказана из областного бюджета, а коллектив редакции сформировался вполне удачно. Всё это хорошо. Но гораздо важнее то, что в области оформилась площадка для публикаций литературных текс-тов.

Особо отмечу повесть Бориса Гречина “Бамбино”. Она привлекла какой-то неуловимой светлой энергетикой текста, которую не возьмусь описать в канонических терминах литературной критики. Как историк не могу не приветствовать раздел хроники литературной (или шире — культурной) жизни, в которой, к сожалению, и известия о кончине писателей и литераторов. Событий сейчас много, сменяются они стремительно, поэтому важно зафиксировать происходящее хотя бы в кратком упоминании.

Как бывшего библиотекаря порадовали аннотации новых книг. Я прекрасно представляю, как сложно сделать отбор, как непросто в краткой форме описать издание и как в любом случае этого недостаточно для презентации новой книги.

В качестве пожелания хотел бы высказать мнение о необходимости усилить и развить раздел публицистики. Самое же решительное возражение вызывает издательское оформление нового журнала. Если к формату ещё как-то можно притерпеться (А-4 — это «наше всё»), то расположение прозаических текстов на длиннющей горизонтальной строке вызывает заведомое раздражение. В?колонтитулы желательно выносить не только имена авторов, но и название произведений. Не совсем уместно, на мой взгляд, анонсирование содержания на обороте обложки…» (с полным текстом можно познакомиться на сайте «Культурная эволюция»: http://yarcenter.ru/content/view/47698/163/).

Бывший главный редактор телеканала НТМ Антон Голицын на своей страничке в Facebook от 12 января 2012 года пишет:

«Вот и до меня дошёл новый ярославский литературно-художественный журнал “Мера”, издающийся на деньги областного бюджета. Что я раньше знал об этом журнале? То, что ярославские писатели на встрече с губернатором этот журнал “выбили”. “Вытрясли”, если хотите. И, честно говоря, вся эта затея особых восторгов у меня не вызывала. Ну кто такие они, эти “ярославские писатели”? Те, кто пишет что-то интересное, с губернатором не встречается, так уж повелось. А на бюджетные деньги, как правило, издаётся макулатура. Но тут, похоже, случилось чудо — примерно как у Булгакова… Лично для меня самым большим открытием стал Борис Гречин с повестью “Бамбино”. Пожалуй, это первый текст ярославского прозаика, который мне действительно интересно было читать. И который я дочитал до конца, смакуя удачные находки (вроде “это был их солнечный месяц”), слегка расстраиваясь от менее удачных мест, но проживая всю историю. Да что там — порой я был уверен, что всё это написано про меня и многих героев я знавал когда-то лично, и если мы пили портвейн не в одном подъезде, то в соседних, и говорили об одном и том же. Ярославские реалии — смело, свежо, отлично. Вот я всегда считал, что не надо стыдиться своей провинциальности…

Любовь Серикова. С чем-то из её творчества я был знаком и раньше. Но в “Мере” представлена действительно сильная подборка… Тимур Бикбулатов. Стихи его изящ-ны до самозабвения смысла. Читал с удо-вольствием и напряжением собственной тыквы. Олег Горшков. Читал впервые. Ну что там говорить. Поэт. Большой. Надо перечитывать. Ещё понравилась Ирина Перунова.

Понятие “провинциальный автор” долгие годы было чем-то вроде клейма. Признаком второсортности. И мы здесь, в Ярославле, Костроме, Тамбове, Вологде, всегда как-то не ценили и не умели ценить то, что есть рядом с нами. Ну как поверить, что в паре кварталов от тебя живёт гений? А сами творцы были одержимы одной идеей: хочешь чего-то добиться — в Москву, в Москву!.. Сколько их сгинуло, туда уехавших, или медленно растворилось в кислотной среде бытия в ожидании этого отъезда или хоть какого-то понимания или признания здесь.

Но ведь сегодня нет ни провинции, ни центра, ни первых, ни последних. Всё уравнял интернет. Или почти всё. Ничто не мешает пророкам и в своём отечестве чувствовать себя более или менее комфортно. Я надеюсь, “Мера” позволит им это сделать. Стать центром притяжения наших, родных талантов. Ну её, эту Москву. Грязно там как-то, шумно, неуютно. Хотелось бы, чтобы журнал действительно стал новой, адекватной мерой степени одарённости ярославских авторов.

P.S.: Ну, а Сергею Алексеевичу спасибо, конечно. Наверное, звёзды сошлись так, что бюджетные деньги попали на этот раз к нужным людям» (полный текст: http://www.facebook.com/profile.php?id#!/profile.php?id=100003269590107).

Конечно же, среди читательских материалов есть критические, и мы очень внимательно относимся к ним. Критика всегда полезна, если она конструктивна. Каждый имеет право высказать своё мнение о журнале, определяемое собственными пристрастиями и собственным представлением о литературе.

Например, частному предпринимателю из поселка Пречистое, начинающему литератору М.?Халилову, выразившему своё мнение на одном из частных блогов, повесть Б.?Гречина «Бамбино» не пришлась по вкусу, ему «не хватило упорства и мужества дочитать её до конца с первой попытки — одолел лишь с третьей». И поэзию Олега Горшкова он считает лишь «добротно выполненной работой канцелярского служащего», и «не вызывают восхищения ни графомания Ирины

Перуновой, ни развязная эйфория Тимура Бикбулатова». Зато предпринимателю понравились в журнале стихи Валерия Мутина и Евгения Гусева, о которых другие уча-стники обсуждения не обмолвились и словцом. Мы убеждены, что творчество одних писателей никак не должно отменять творчества других. Только такой здравый подход, на наш взгляд, может обеспечить долгую жизнь региональному литературному изданию.

Не скроем, больше всего редакцию порадовал отзыв кандидата искусствоведения, преподавателя и редактора Анастасии Масловой:

«У меня в руках первый и второй номера, ждём третьего. “А можно посмотреть? Можно взять почитать? А где его найти?” — так реагируют на его представление студенты-журналисты. Причём разного возраста: и уже практикующие, и совершенно молодые, те, кого обычно подозревают, что они вообще ничего не читают и не знают, кроме своих айфонов, айпадов и прочих айпонтов… Студенты не записывают под диктовку фамилии наиболее ценных, по версии преподавателя, авторов и не упражняются, по моей указке, в критическом разборе тех, кто этого, по справедливости говоря, заслуживает. Свою задачу я вижу в том, чтобы объяснить: произведения вообще делятся не на хорошие и плохие, а на те, которые нравятся нам или кому-то другому. Это надо держать в голове, когда судишь о современной литературе, и надо разбираться, почему так.

Каждый номер “Меры” даёт юным умам не только пищу для чисто художественного восприятия. Юношество, с высоты своего космополитично-виртуально-неформального понимания жизни, с интересом открывает для себя сюжеты и отношения вокруг самой журнальной кухни. Оказывается, что писатели в провинции, увы, тратят силы не только на творческое вдохновение, но и на хронические распри: собранные под одной обложкой, “почвенники” не любят “интеллектуалов” и “авангардистов” и наоборот… И что, в общем-то, важно не это. А?важно и хорошо то, что этот журнал у нас, нако-нец, появился. Потому что привыкли мы называть себя культурным центром, а для этого нужны постоянно подтверждаемые основания… И можно поздравить редакционную коллегию, можно поздравить опубликованных авторов: молодёжь действительно читает “Меру”» (Культурная эволюция, 2.02.2012: http://yarcenter.ru/content/view/47826/163/).

Раз читает молодёжь, значит, у журнала есть перспектива на многие годы. А к тому времени уже подрастёт и новое поколение. Стало быть, и задача у нашего журнала определена далеко вперёд: соответствовать возрастающим требованиям времени, а значит, и читателей. И мы должны сделать всё, чтобы выполнить эту задачу.

Герберт КЕМОКЛИДЗЕ, главный редактор журнала «Мера»

Ярославский регион

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе