УЕДИНЕННЫЙ ПОШЕХОНЕЦ. Литературно-краеведческое приложение

Начальник штаба по аграрным делам В последние годы интерес к сельскому хозяйству, историческому прошлому российского крестьянства заметно поутих. Вместе с тем в условиях кризисных явлений и глобализации под натиском крупных корпораций ослабевает и деятельность частного бизнеса.

Слова, сказанные почти полтора века назад графомНиколаем Степановичем Мордвиновым, автором многих проектов, направленных на  развитие частной предпринимательской деятельности, звучат актуально и сейчас: «Дайте свободу мысли, рукам, всем душевным и телесным качествам человека; предоставьте всякому быть, чем  его Бог сотворил, и  не отнимайте, что кому природа особенно даровала».
МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ
Его идеи  во многом стали реализовываться к концу  деловой карьеры председателя гражданского департамента Государственного совета, когда в 1837 году было учреждено Министерство государственных имуществ (МГИ), состоящее из нескольких департаментов и Ученого комитета. Министерство управляло принадлежащими государству землями, недрами, лесами, рыбными запасами и заботилось о формально свободных государственных (экономических) крестьянах. По большому счету ему вменялось путем модернизации подготовить  мирный, постепенный переход  крестьян от крепостной зависимости к развитию капиталистических отношений в деревне.
Главным деятелем, «начальником штаба» по крестьянскому вопросу становится сторонник либеральных идей,  член Государственного совета, начальник 5-го отдела личной царской канцелярии граф Павел Дмитриевич Киселев. Как крупный землевладелец, кроме  имений в Пензенской и Киевской губерниях, он владел оброчным селом Красным, расположенным на старом Нагорном костромском тракте, недалеко от села Левашова. Имение в 1833 году насчитывало  241 ревизскую душу и 1336 десятин земли и давало годовой доход в размере 7 тысяч ассигнациями.
На Киселева легла ответственная работа по созданию центрального и местного аппаратов управления казенными имуществами. Одновременно в 40-е годы XIX века он с  первыми лицами правительства  руководил секретными комитетами, занимающимися общей реформой феодальных отношений.
СОРАТНИКИ
С 1837 года в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел работал известный экономист, помошник Киселева Андрей Парфеньтьевич Заблоцкий-Десятовский (4.04.1808-24.12.1881), впоследствии сотрудник МГИ. Он профессионально занимался проблемами крепостного права, работал  редактором журнала Министерства государственных имуществ.
В Ярославле таким человеком  становится доверенное лицо Киселева -
Ефим Степанович Карнович. Он нам известен как организатор Ярославского общества любителей сельского хозяйства (1843) и рационализатор своего имения. На этот раз он предстает перед нами в новом качестве, сотрудничая с МГИ.
Одна из его встреч  с графом Киселевым произошла  11 августа 1842 года, когда тот, совершая инспекторские поездки по девяти губерниям, приехал в Ярославль.
Обычными посетителями в имении Карновича были ярославские чиновники и члены Ярославского общества сельского хозяйства. Для них имение станет своеобразным штабом единомышленников, а Карновича, бессменного секретаря общества, можно смело назвать  начальником по аграрным вопросам. И здесь уже трудно различить грань между личными, родственными и общественными интересами.
Им заинтересовались и иностранные специалисты. 18 мая 1843 года  имение Ефима посетил известный экономист и юрист барон Август Гакстгаузен(1792 - 1866), немало сказавший лестных слов о хозяине усадьбы в  книге «Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России».
В тот день его сопровождали председатель  палаты казенных имуществ Густав Алексеевич Ганн, владелец села Серенова Ярославского уезда, и чиновник Василий Андреевич Шварц.
Еще одним гостем имения Пятницкая гора, которого никак  нельзя  обойти вниманием,был малороссийский помещик Михаил Павлович Позен. В начале 40-х годов он слыл главным идеологом  государственного  обустройства Северного Кавказа, на смену которму пришел наместник князь Михаил Семенович  Воронцов (1782 -1856). 7 июня 1845 года Позен, следуя  в Москву, остановился в  имении Ефима, имея с ним общие интересы по сельскому хозяйству.
К 40-м годам XIX века деятельность Карновича стала выходить за рамки местных интересов.
  Ефим продолжает сотрудничать с Заблоцким- Десятовским. В имение Пятницкая гора Заблоцкий приезжал несколько раз: 27 июля 1841 года с Иваном Павловичем Арапетовым и 21 мая 1844 года вместе с Николаем Мартыновичем Гертенех и чиновником особых поручений Министерства финансов Александром Александровичем Шере, одним из будущих организаторов Лондонской выставки.
В 40-х годах они занимались  составлением хозяйственной статистики России и вопросами по устройству выставок в северо-западном регионе. Так проект правил для Великосельской выставки 1844 года был разработан Карновичем и Заблоцким.
В 1849 году Ефим покидает пост  секретаря Ярославского общества сельского хозяйства и становится членом-корреспондентом Ученого комитета МГИ, главным специалистом по льноводству.
Пользуясь определен-
ным доверием у П. Д. Киселева, Е.С. Карнович, Заблоцкий-Десятовский, и
Т. С. Гартинг продолжили  заниматься исследованием льняной промышленности в России и Западной Европе.
С этой целью Карнович  посетил, в частности, Англию и Шотландию в период с 5 марта 1846 года по 10 января 1847, привезя массу впечатлений и багаж всевозможных вещей и подарков.
Результатом коллективного труда явились научные работы о состоянии льняной промышленности в этих странах.
ПОЕЗДКА
НА УКРАИНУ
Карнович не оставляет своей деятельности и во время болезней. Словно боясь опоздать, Ефим планирует все новые и новые поездки, его зовет дорога, новые места, впечатления. С мая 1848 по ноябрь 1851 года он почти не жил в Ярославле, больше разъезжая по стране. Тогда же Карнович совершает поездку на Украину, где в Екатеринославской губернии проживал несколько дней в двух поместьях Бахмутского уезда, знакомясь с местными хозяйствами. Посещая замечательный край, Карнович делал путевые записки,  легшие в основу его научной работы «О местности, весьма удобной для заведения фабрик на юге от Москвы», в которой автор убежденно доказывал  экономическую целесообразность освоения природных богатств Екатеринославской губернии.
Карнович несколько раз встречался с фабрикантами и влиятельными людьми, желая привлечь их капиталы.
5 мая 1848 года в имение приезжает старый знакомый семьи Карновичей - директор департамента сельского хозяйства тайный советник Алексей Ираклеевич Левшин, в прошлом градоначальник  Одессы, с чиновником Марком Николаевичем Хозиковым.     
Карнович  всячески  пытался  заинтересовать и членов Ярославского общества новыми перспективами. Но всякий раз убеждался, что этот край был им неизвестен и представлялся  самой далекой страной.
ОТ СЕЛА ВЕЛИКОГО ДО ЛОНДОНА
Заметным событием в жизни ярославцев, и  Ефима в том числе, становится приезд в Ярославль  с 6 по 8 августа великих князей Николая и Михаила Романовых, которые побывали в Успенском кафедральном соборе, принимали дворян, купцов и знакомились с предприятиями Оловянишникова и Крохоняткина. В этот период Ефим находился в Ярославле, в своем имении 4 и 9 августа  он давал обеды, на которых присутствовали губернатор генерал-майор Алексей Петрович Бутурлин (13.01.1802 - 25.01.1863) и еще 13 персон. Среди них находился и  благочинный при церкви дипломатической миссии в Лондоне, член-корреспондент Московского общества сельского хозяйства  Евгений Иванович Попов (1813 - 1875) с сыном Василием.
Происходил он из семьи священника села Диево-Городище Ярославского уезда. Интерес к сельскому хозяйству у него был традиционен, как и у его предшественников - Андрея Афанасьевича Самборского (1732 - 1815) и Якова Ивановича Смирнова (1759 - 1840).
От Попова, что называется, из  первых уст, присутствующие узнали  свежие заграничные новости и подробности о предстоящей всемирной выставке, слухи о которой появились еще в 1849 году, после выставки в Бирбингеме королевское  решение о проведении Лондонской выставки в 1851 году  было принято 3 января 1850 года.
Особый комитет, созданный перед Петербургской выставкой, проходившей с 4 по 16 сентября 1850 года,  с вновь созданным комитетом Южного общества должен был отобрать достойные экспонаты, выставлявшиеся на российских выставках, проходивших в стране в том же году.
По этим же вопросам  с 24 августа 1849 года по 14 января 1850 год Ефим Степанович находится в Крыму, Одессе, Харькове, встречаясь с членами сельхозобщества юга России.
Карнович и сам готовится к этому событию и с мая  1850 года приказывает Абраму Мызнику посеять, а осенью после Великосельской выставки купить у своих крестьян лучший лен.
 Выставка в Лондоне проходила с 1 мая по октябрь 1851 года, на ней выставлялись изделия Ефима, за них он получил одну из премий и медаль 2-й степени.
НЕВОЗМОЖЕН НИКАКОЙ ПРОГРЕСС
Многое сделал на своем веку  Ефим Карнович, но  пришла пора подвести черту и под собственной жизнью.
Все, что так бережно собирал, умножал, лелеял, становилось почему-то обузой. На смену радости успеха все чаще и чаще приходили разочарование, долгие раздумья о никчемности в этой стране каких-либо преобразований. Спустя несколько лет председатель Секретного комитета генерал-адьютант Илларион Васильевич Васильчиков (1776-21.02.1847)  тоже с горечью признавал, что крестьяне не торопились изменить свое состояние из страха попасть в когти администрации. «Это язва России; невозможен никакой прогресс, пока администрация остается в нынешнем состоянии… Не железные дороги, не свобода крестьян составят благоденствие страны, начнем с того, чтобы дать нам администрацию, остальное придет».
Ефим устал от болезней, борьбы, уединился в имении, в 1855 году его не стало. Нужно было пережить позор поражения в Турецкой войне (1854 - 1856) большие людские потери, смерть императора Николая I, смену времен, чтобы правительство  подошло к окончательному решению, приняв закон 1861 года об освобождении крепостных крестьян.
Александр БЕКЕЕВ.
ЛЮБВИ НЕ НАДО МНОГО СЛОВ
В нынешнее коммерческое время, когда автору самому надо оплачивать издательские издержки, выход каждой книги и для творческого человека, и для читателя - праздник. Вот такой праздник состоялся недавно на Переславской земле. Причем разом для трех десятков авторов. Вышел в свет очередной, 13-й по счету литературно-исторический альманах «Литературный Переславль - 2013».
В него вошли стихи, повести, очерки, исторические и литературные исследования, а также репродукции картин переславских художников. Иными словами, в альманахе представлен срез переславской интеллигенции. Здесь на равных - люди разных возрастов, профессиональные поэты, писатели, журналисты, художники и любители художественного слова. Всех их объединяет одно - любовь к прекрасному.
А «Любви не надо много слов - всего одно стихотворенье». Так пишет в своем произведении поэт, член Союза писателей России Михаил Корнилов. Интересны исследования краеведа Юлии Никитиной «М.М. Пришвин. Переславль и переславцы». Любителей истории несомненно заинтересует статья Александра Кручинина «Приезд Николая II в Переславль».
Стихи поэтессы, члена Союза писателей России Любови Фоменко уведут читателя в чарующий мир любви, сотканный из радости и слез.
Из грусти сотканы признанья кроткие,
Как вспышка молнии, любовь короткая,
Недосягаема и недоступна я,
Такая горькая, любовь преступная...
Ушла от милого походкой твердою,
порой ненастною, зимой холодною.
Непобедимая, неукротимая,
Опять свободная и нелюбимая.
Любовь НОВИКОВА.
Фото Виктора ОРЛОВА.
ДОЖДИК ВЫШЕЛ НА ПРОГУЛКУ
Чем хороши детские стихи? Своей удивительной непосредственностью, доверительной интонацией, когда вера в очеловеченный мир зверей и вещей еще воспринимается не как сказка, но как самая настоящая данность. Юлии Стрижовой, на мой взгляд, удается напомнить об этом и нам, взрослым.  
Леонид Советников, поэт,
член Союза российских писателей.
БОСОНОГИЕ
СОБАКИ
 Шли собаки кувырком
По мосточку босиком.
Удивился дядя строгий:
«Кто так ходит по дороге?
Где ботинки?
Просто срам!
Непорядок по утрам!»
Не ответили собаки,
Не хотели ссор и драки,
Убежали кувырком
За мосточек босиком.
ЛУНА В ПРУДУ
Раз Котенок в лес пошел
И луну в пруду нашел.
Покатал ее немножко
По тропинке, по дорожке -
Ярко светится луна,
Отовсюду всем видна!
Завернул ее в листочек
И запрятал под кусточек.
Стало вдруг темно кругом,
Не видать, где куст, где дом.
Стал Котенок спотыкаться
Да на ветки натыкаться,
Сверток лапкой зацепил -
И луну освободил!
Снова лунный свет струится
По кустам, деревьям,
 птицам...
И подумал Кот:
«В пруду
Я всегда луну найду».
СОРОКОНОЖКА
Вот ползет Сороконожка
По извилистой
дорожке,
Больно ноженькам идти -
Сто препятствий
на пути.
Заползла Сороконожка
В магазин купить
сапожки,
Туфельки, да тапочки
На больные лапочки.
Продавцы засуетились,
Сразу около столпились -
Покупатель-то какой,
Сто процентов - дорогой!
Примеряют ей на ножки
Чешки, тапочки,
сапожки...
Удивительно легко
Можно топать далеко!
БАБОЧКА
Так неожиданно,
Прямо, смело
Бабочка
На подоконник села.
Тельце мохнатое,
Лапки-струны…
Ветер ее приласкал -
И сдунул.
Листиком пестрым
Закувыркалась,
В памяти ярким
Пятном осталась.
Золотое кольцо


Поделиться
Комментировать