Уединенный пошехонец 08.07.2010

Литературно-краеведческое приложение 

ЧУВСТВО СВЕТЛОЙ ТАЙНЫ  

В одном из номеров «Уединенного пошехонца» с удовольствием прочитала материал «Я отошел от мира, чтобы найти его» - о фотохудожнике Михаиле Федоровиче Уткине.

 Впервые я познакомилась с этим замечательным человеком и его творчеством в юношеской библиотеке имени Некрасова. Тогда для меня открылся волшебный мир сказки. Мир, где возможны чудеса и сбываются все мечты. Где земля и небо - единое целое, в каждой капельке росы отражается сама природа. Там царят гармония и покой.
Одна из моих любимых фоторабот Михаила Федоровича - «Поклон большому дереву». На ней мастер запечатлел дерево на берегу тихого озера и метелки травы, склонившейся к нему с благоговейной почтительностью. Все это на фоне восходящего солнца, которое будто бы написано акварелью. Чувство светлой тайны и умиротворенности охватывает меня, когда я смотрю на эту фотографию.
Есть у Михаила Федоровича своеобразный триптих: «Нежность в зимнем окне», «Сказка в серебряном окне» и «Сказка в золотом окне». Морозные узоры зимой не редкость. Но эти очень и очень красивы. Так и хочется попасть в тот мир, который открывается из волшебного окна!
Так передать красоту природы может только человек неравнодушный, тонко чувствующий. Несомненно, в душе Михаила Федоровича живет любовь к Богу, людям, миру, природе.
И мне очень приятно, что благодаря статье в вашей газете многие смогут открыть для себя творчество художника. Михаил Федорович подарил некоторые свои фотоработы юношеской библиотеке, и каждый раз, когда я прихожу сюда в читальный зал, мне хочется подойти к работам мастера и подпитаться творческой энергией, прикоснуться к миру прекрасного.
С уважением, Анастасия ПОШЕХОНОВА, студентка ЯрГУ.
На снимке: работа Михаила Уткина «Поклон большому дереву».

ПРОЗАИКИ ЗЕМЛИ ЯРОСЛАВСКОЙ, ДЕРЗАЙТЕ!

20 июня стартовал международный литературный конкурс малой прозы «Белая скрижаль». На конкурс принимаются работы авторов, пишущих на русском языке, независимо от места их проживания, возраста и национальности. Конкурс продлится до 31 декабря 2010 года. Все работы участников будут опубликованы на сайте конкурса (www.prozakonkurs.ru), а после подведения итогов планируется выпуск альманаха «Белая скрижаль», который включит в себя лучшие произведения.
Итоги конкурса будут подведены в январе 2011 года. Победители получат денежные призы в размере от 10 до 30 тысяч рублей. Дополнительными премиями в размере 5 тысяч рублей будут награждены победители в номинациях «За общественную значимость произведения», «За оригинальность сюжета», «За образность», «За чувство юмора». Еще 20 участников будут отмечены почетными дипломами. Участие в конкурсе бесплатное. В состав жюри входят ведущие писатели, литераторы, представители СМИ и вузов. Организатором конкурса выступает ООО «Отраслевая пресса», стратегический партнер - ИД «Имидж-Медиа». По любым вопросам, каса-ющимся участия и оформления за-
  явок, обращайтесь по адресу: konkurs@prozakonkurs.ru. Любовь НОВИКОВА.  

ГРОМАДЬЕ НЕСБЫВШИХСЯ ПЛАНОВ

Люблю свой город. Слежу за всеми изменениями, произошедшими в нем. Помню и про то, что планировалось в нем изменить, но планы эти по тем или иным причинам не осуществились. Жалеть нам об этом или нет? Думайте сами.
Летом 1940 года областное радио известило ярослав-
     цев о том, что Леонтьевская церковь и кладбище при ней будут закрыты. На этом месте будет создан городской парк культуры и отдыха. Власти города перешли от слов к делу. Церковь святого Леонтия была закрыта в 1941 году перед началом Великой Отечественной войны. После войны было закрыто и кладбище, на котором за годы гитлеровского нашествия нашли свой последний покой жертвы бомбардировок города, раненые, скончавшиеся в ярославских госпиталях, ленинградские блокадники. Нашлось на нем место и немецким солдатам, умершим от ранений и болезней. Ныне церковь приобрела нормальный вид, действует. Действует и кладбище.
Церковь Николы Надеина в Народном переулке тоже была закрыта в те годы и использовалась в качестве выставочного зала. Помню, проходила там выставка, посвященная развитию города. Произвел на меня впечатление макет площади Труда. По периметру площади стояли красивые дома для горожан. В середине - грандиозный памятник Сталину. Был он значительно величавее памятника Ленину на Красной площади.
Во время войны я учился в ярославском химико-механическом техникуме. Имя его основателя Николая Пастухова тогда не упоминалось. Мужская группа техникума помимо специальных предметов занималась военным делом. Мы готовились быть специалистами по уничтожению немецких танков с помощью противотанкового оружия. Часто наши занятия проходили на месте, где сейчас находится Октябрьский мост через Волгу, а некогда стояла церковь Петра и Павла. Здесь, среди церковных фундаментов и уничтоженных захоронений, мы копали окопы и траншеи. Наш предполагаемый враг был за Волгой. Руководил нашей войной бывший сибирский партизан майор Маликов. Он рассказывал нам о том, что на месте разрушенной церкви намечалось строительство дворца Советов с мраморной лестницей к Волге.
В конце 30-х годов началось строительство Ярославской (не Рыбинской) гидроэлектростанции. Была создана строительная база. Стройка шла полным ходом. Проложена железная дорога. По ней ходил пассажирский поезд «матаня». Место называлось Волгострой. Стройка шла и вдруг остановилась. Вот что пишет Б. М. Носик в книге «По Руси Ярославской» (1968год): «В Ярославле началось строительство плотины. Работы уже шли, когда группа молодых советских инженеров разработала веские доказательства целесообразности переноса сооружения в Рыбинск. Товарищ Сталин внимательно ознакомился с докладной запиской о переносе плотины и выразил свое мнение лаконичной резолюцией: «Я - за».
Следы начатой стройки на Волге под Ярославлем видны чуть ниже поселка Резинотехника. Напоминанием о несостоявшейся стройке, а точнее сказать, базой появления завода «Резинотехника» и колонии строгого режима является бывший Волгострой в Ярославле.
Серьезно готовился перенос центра города с Советской площади в слободу Коровники на стыке реки Которосли с Волгой. Много и долго работали московские архитекторы-проектировщики. Говорилось о сохранении ансамбля церквей и других ценных, с точки зрения историков, зданий. Упоминалось о строительстве там театра оперы и балета. Все эти планы остались только на бумаге.
Предусматривалось расширение улицы Свободы за счет сноса домов по нечетной стороне. Уже были снесены дома на участке от Республиканской улицы до улицы Победы. Лишь два дома здесь по счастливой случайности уцелели. На том дело и остановилось.
Не сложилась судьба и гостиницы «Чайка» - великого долгостроя советской эпохи. Одни предлагали разобрать уже почти возведенное здание, другие - достроить его.   Возможно, что со строительством моста через Которосль и дороги к нему решится наконец вопрос и с «Чайкой».
Лев КОЛЕСОВ.

В ЧАС, КОГДА ЗАКРЫВАЮТСЯ БОЛЬНИЦЫ

У нашего постоянного автора, поэта Ольги Люсовой, произошло значимое событие - в издательстве «Индиго» вышла в свет первая книга стихов «Дерево без коры». Стихи Люсовой уже давно завоевали признание не только у коллег по цеху в литературном объединении «Третья пятница», в котором она занимается 10 лет. С ее творчеством хорошо знакома молодая творческая элита Костромы и Вологды. Поэт с особенной образностью и метафоричностью, с обостренным чувством мировосприятия, Ольга Люсова не мельтешит а всевозможных шумных форумах, не пожинает легковесные лавры. Она работает - и вот перед нами первый весомый результат - книга.
В добрый путь, Оля!

***
Когда сверху уделов была
раздача,
Мне достался на первый взгляд
 самый легкий -
Быть зрячей...
Ведь бывают уделы
мучительно сложные -
Вечной жажды или переливать
 из пустого в порожнее...
Но с течением лет мне
взмолиться хотелось отчаянно,
Тихо веки прикрыть и не видеть
 страданий
И чаяний.
Я готова и руку отсечь,
и полжизни отдать,
Но не видеть. А видеть -
Синоним - знать.
***
Врачевать...
Нет у меня такого дара.
Это так же естественно,
Как прижать ребенка,
Вырвавшегося из кошмара.
Так же естественно,
Как помочь напуганной
роженице.
Да, я - не врач,
Просто я подвернулась
В час,
Когда закрываются больницы.
***
Я как та яблоня лесная,
Что не хотела приживаться
За домом в вашем огороде
С морковью глупой
по соседству,
Чтоб вы обрезали мне ветви,
И повышали урожайность,
И ствол обмазали известкой,
И запрещали видеть зайца.
Какая глупая ошибка,
Что я - плодовое растенье.
Какая подлая издевка,
Что не изменишь хромосомы.
Хотела б стать чертополохом,
Его трясти никто не хочет,
С него не требуют отдачи,
Помета в ноги не бросают.
***
Мечтаешь о крыльях
И каждою ночью
Стрижешь занавески
На мелкие перья.
С утра их сшиваешь -
Квадратные метры
Невысланных писем,
Неспетых куплетов,
Негретых подушек.
Тяжелые крылья.
Таких не бывает.
При солнечном свете
Похожи на мятый
Нелепый костюм
Пожилого фигляра.
***
Возьми меня за руку,
Веди, пока солнышко.
Когда-нибудь правнуку
Расскажешь, а вспомнишь ли?
Как были мы глупыми
Детскою мудростью,
Смеялись над липами
С нежной абсурдностью.
И как с ветки сорвал
Мне губами смородинку.
И по имени знал
Мою каждую родинку.
***
О тебе я писала так,
Что у неба сводило скулы.
Попадала луна впросак,
И сползал ее шарф со стула.
Отчего ж, как упрямый бес,
Не садилась тебе на колени?
А по-волчьи смотрела в лес
И писала, писала, писала
стихотворенья.
***
Вызревает моя усталость
По капле.
И осталась такая малость
До вопля.
Все приятнее просто смотреть
На землю.
Встать на голову и пить
Из стебля.
ШАРИК
Пойман веткой желтый шарик,
Толстопузый карапуз,
Жизнерадостный фонарик,
Дыня-яблоко-арбуз.
На апрельской вырос липе
Занимательный продукт.
Привязался тонкой нитью
Полушарик-полуфрукт.
Я сорву его небрежно -
Самый ранний урожай -
По щекам поглажу нежно
И расплачусь - чуда жаль.
***
Старый лохматый дурень
Плелся, стуча когтями.
Морду навыворот к буре,
Вперившись вдаль углями
Глаз непреклонно грустных,
Грязь подметая хвостом.
Кто-то большой и гнусный
Его обозвал скотом.
***
Я - поезд,
Который
Сошел с рельс.
Двигаюсь,
Пока
Инерция есть.
И больно
Режет
Живот травой.
И больно
Земле,
Что подо мной.
И жаль пассажиров,
Что взяли билет.
И жалко любви,
Которой нет.
***
Бог мой, тебя сужу.
Девственный - протестую,
Имя твое твержу
Всуе.
В пропасть лететь готова,
Небо твое - ложь.
А ты умоляешь - святого
Не трожь.
Бог мой, твои одежды
Горлом больным целую.
Ты мне давал надежду
Всуе.
***
Дайте красивого,
Дайте мне взгляд
зафиксировать
На крылышке мотылька,
На коре бархатистого дуба,
На смеющейся пасти щенка.
Я сойду с ума,
Упаду в бессильной ярости
Перед шкафом и батареей.
Хоть паучка...
***
Боль рукою детской
заштрихована.
И моею, жесткой, застихована,
Пришвартована.
Боль дельфином мертвым -
о бетон,
И заросшим тиною винтом,
Под бинтом.
***
Нечем заняться?
В моей узкой вселенной
Осталось несколько
непришитых пуговиц.
Посвятить сутки поискам
переменной,
Которая диктует пересечение
 улиц.
Можно нарезать бинты -
лет на двести.
Пропитать их перекисью
водорода.
Рассуждать
о нецелесообразности мести
И других неэтичностях
подобного рода.
А заняться нечем. Я -
убогий смотритель
Мусорных корзин
и электронных ящиков.
Холодной-горячей воды
смеситель.
Тайный покровитель
электросварщиков.
Но будет мой рейс,
будет суббота,
И Бог завалит меня работой.
***
Мерно со скрипом крутятся
времени жернова.
Кости свои подбрасываю в них,
будто в печь дрова.
Знаю, не остановятся
и что мой труд впустую.
Как допустить, что такая
махина вертится вхолостую?
Тупо сожрет меня каменный
жернов, свернув в века.
Что от меня останется миру?
Только мука.

КОРОЛЕВСКИЙ ТИТУЛ УВЕЗЛИ В КОСТРОМУ

В субботу, 26 июня, на Волжской набережной Ярославля состоялся первый фестиваль книги. Несмотря на сногсшибательный зной, народу собралось немало. Библиотеки города предлагали любителям художественного слова книги, причем бесплатно. Это был своеобразный акт по спасению фолиантов, попавших под списание. И надо сказать, прошел он успешно. Не отвык еще русский народ книги читать. Их разбирали пачками.

А ближе к вечеру к акции подключились поэты. Им было предоставлено четыре точки: у беседки, у художественного музея, у Арсенальной башни и на верхнем ярусе Стрелки. Здесь они могли читать свои стихи на публику, продавать собственные сборники и просто общаться. Ярославская поэтическая тусовка представляет собой довольно неширокий круг, а потому здесь давно уже определились, кто чего стоит. Ввиду этого мероприятие грозило быть скучноватым, если бы не известное далеко за пределами города лит-объединение «Третья пятница». По своей инициативе третьепятничники зазвали на наш праздник сразу семерых поэтов из Костромы. Творческая Кострома давно уже признала своеобразие и широкий дружелюбный нрав представителей «Третьей пятницы» и встречает их на своей земле с неизменным радушием. Благодаря частым встречам дружба переросла в любовь - уже двое ребят из «Третьей пятницы» нашли свои половинки именно в Костроме. Это привело к еще большему единению творческого народа двух приволжских городов.
«Третья пятница» отличилась и на этот раз. В 18 часов все стихотворцы подтянулись к памятнику Некрасову, где, следуя традиции серебряного века, решили выбрать короля поэтов. Увы, виртуальную королевскую корону увез с собой в Кострому Александр Бугров, а в ярославском поэтическом королевстве по-прежнему царят разброд и шатание. У 52-летнего Александра Бугрова всего одна книга стихов - «Вид на Волгу». Но масштаб поэзии меньше всего зависит от количества выданной на-гора продукции. «Третья пятница» ликовала, потому что король, по их мнению, выбран стопроцентный. Помимо того, что это действительно крепкий поэт, он еще и мужик классный, надежный мужик. Умеют в «Третьей пятнице» друзей выбирать. Еще больший вес королевской короне прибавило то обстоятельство, что жюри было независимым и никаких подтасовок не наблюдалось. В благодарность за способствование в получении нежданной, но за-служенной короны Александр Бугров сфотографировался на память с «Третьей пятницей». Он и здесь был верен себе - скромно так встал, с краю.
Любовь НОВИКОВА.
На снимке: «Третья пятница» и ее давнишний друг, а ныне еще и король Александр Бугров (крайний слева).
Фото из архива
«Третьей пятницы».


Поделиться
Комментировать