Сейчас или никогда
Общество кипит: ленивый сегодня не обсуждает ЕГЭ, главные телеканалы начинают новостные программы с рассказа о том, сколько сотен тысяч выпускников воспользовались на экзамене мобильниками, а скольким помогли местные чиновники. Неудивительно, что именно в такой ситуации возникла идея об отставке того, кто сегодня за все это отвечает (и никому неважно, что задумал ЕГЭ не Фурсенко, а началось все еще десять лет назад).
Итак, авторы манифеста («свободные и неравнодушные граждане великой многонациональной России, представители общероссийских общественных организаций», и просто люди – учителя, студенты, родители, бабушки, дедушки) требуют: 1. Немедленной смены курса образовательной политики в России. 2. Немедленной отставки Министра образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко. 3. Разделения Минобрнауки РФ на Министерство просвещения и Министерство науки, с проведением независимого и объективного расследования обстоятельств, связанных с введением ЕГЭ. 4. Созыва Всероссийского конгресса по вопросам развития и будущего отечественного образования и науки.
Зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин предлагает создать общественно-государственную комиссию (лучше Указом Президента), которая бы в кратчайшие сроки пересмотрела стратегию развития образования. Движение «Образование для всех», которое возглавляет Смолин, предложило альтернативный закон «Об образовании», который предлагает совершенно иную стратегию его развития.
Если требование о проведении образовательного конгресса не будет услышано, то, предположительно в сентябре, пройдет инициативный Конгресс российского образовательного сообщества. С приглашением представителей власти, но минуя официальные каналы.
И еще: новая кандидатура министра образования должна быть предварительно обсуждена с российским образовательным сообществом, «в противном случае мы сможем получить такого министра, который будет гораздо хуже нынешнего».
Как заявил Виктор Панин, заместитель главы Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, «мы планируем использовать все законные способы для того, чтобы добиться выполнения своих требований. В том числе – проведения масштабных манифестаций протеста по всей стране. Сейчас начинается сбор живых подписей под манифестом «OFF!», и мы рассчитываем за короткий срок собрать три-четыре миллиона подписей и положить их на стол Дмитрию Медведеву. К съезду «Единой России», который запланирован на 3-4 сентября, мы бы хотели, чтобы решение уже созрело в головах руководителей государства».
Дело не только в ЕГЭ
ЕГЭ в России – это система, охотно позволяющая гражданам обманывать государство и самих себя. И вот почему: эффективность работы губернаторов оценивают в том числе и потому, сколько в его губернии двоечников по ЕГЭ. Поэтому негласно, по цепочке вниз, спускается указание допустить как можно меньше неудов на экзаменах. А значит, во время проведения ЕГЭ у всех одновременно закрываются глаза на скачивание ответов из Интернета, на подсказки учителей и т.д. В хороших результатах заинтересованы: губернатор, город, район, поселок, отдельная школа. И в конечном итоге – учитель. Ведь с переходом на новую систему оплаты труда стимулирующая часть его зарплаты напрямую зависит от результатов его учеников. Вот и все! При этом и министр образования Андрей Фурсенко, и глава Рособрнадзора Любовь Глебова, и идеолог ЕГЭ ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов говорят: как все-таки нехорошо, что люди у нас такие нечестные, несознательные (скачивают решения из Интернета, помогают ученикам). В то время как любому понятно: как не списывать, если для этого созданы все условия и, по сути все – снизу доверху – в этом заинтересованы?
По мнению члена-корреспондента РАО Александра Абрамова, нужно собрать независимую комиссию для расследования всех обстоятельств ЕГЭ, и за три-четыре месяца (для того, чтобы сломать эту систему и сойти с иглы ЕГЭ) разработать временное положение о выпускных экзаменах, и временное – о вступительных (предварительно разделив их). В октябре правила игры должны быть ясны.
Но ЕГЭ и коррупция – это полбеды. Большая беда заключается в том, что примитивизированы цели школьного образования. Сегодня реальная цель школы – до девятого класса – подготовка к ГИА, а после девятого – к двум с половиной ЕГЭ. Учителя превратились в обслугу для подготовки к ЕГЭ (ведь у нас образование – это рынок по подготовке продуктов и услуг).
Необходимо изменение политики в образовании. Все эти 10 лет, - сказал Александр Абрамов на пресс-конференции в Независимом пресс-центре, - мы имеем дело с чистой имитацией деятельности. При всех словах о его приоритетности. Чего стоит «работа» над содержанием образования. «Мы имеем фантастический позор: 20 лет работы над стандартами увенчались тем, что мы имеем. И сегодня создается госкомиссия для совершенствования текста, который совершенствовать бессмысленно. Работа над содержанием образования в любой стране – это 10-15 лет фантастических усилий большого числа профессионалов, а не писание бумаг по 94-му закону», - сказал Александр Абрамов.
«Самое ужасное, что нам говорят: образование – это сфера услуг, - сказал на пресс-конференции в Независимом пресс-центре Олег Смолин. – Это несусветная чушь. Образование – это важнейшая часть системы общественного производства. Производства человека. Лучшие экономисты мира доказали, что вложения в образование – самые перспективные. Кроме нашего Минфина и Минобрнауки все это понимают. Нам говорят, что нужна преимущественно функциональная грамотность. Отсюда – стандарты, в которых оставляют четыре обязательных для всех предмета (физкультуру, ОБЖ, Россию в мире и индивидуальный проект). Но нужна не функциональная грамотность, а возвращение к фундаментальным знаниям».
Нам предлагают систему образования, построенную по элитарному принципу. На вершине – МГУ и СПбГУ, потом – федеральные университеты (неизвестно как скроенные), потом – исследовательские, потом – все остальные (по остаточному принципу). «Мы полагаем, – сказал Олег Смолин. – Что система образования должна быть не элитарной, а эгалитарной. То есть, обеспечивать не преимущества одних, а максимально равные возможности в образовании. Усилиями только экономической и политической элиты в будущее общество знаний не войдешь».
В общем, нужен полный пересмотр образовательной политики. И участвовать в этом должны профессионалы. Иначе, если все решения будут приниматься сверху, без совета с экспертами, с обществом, «все повторится сначала».
«Простых решений не осталось, – сказал Александр Абрамов. – Сейчас как воздух нужна широкая общенациональная дискуссия».
Наталья Иванова-Гладильщикова
Russian Journal