К 2030 году в России ожидается увеличение потребности в педагогах более чем на 480 тысяч человек.
ru.freepik.com
Об этом сообщил министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Проблема касается всех уровней образования, включая дошкольное, общее, дополнительное, среднепрофессиональное и высшее.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
По словам Котякова, в настоящее время наблюдается нехватка педагогов во всех указанных сферах. Для решения этой проблемы необходимо подготовить или вернуть в профессию около 200 тысяч преподавателей в течение пяти лет. Ежегодно требуется готовить примерно 96 тысяч преподавателей, из которых 40 тысяч должны быть школьными учителями. Именно в этой категории наблюдается острая нехватка сотрудников.
Проблема усугубляется тем, что в некоторых регионах кадровое обеспечение школ достигается за счёт повышенной интенсивности труда действующих сотрудников. В будущем это может привести к усилению кадрового голода в данной сфере.
Ранее председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков также обратил внимание на проблему нехватки педагогов в России. По его словам, дефицит этой категории работников достиг нескольких сотен тысяч человек. Основными причинами такой ситуации Казаков назвал низкие зарплаты учителей и высокую загруженность сотрудников. Эксперт считает, что в среднесрочной перспективе ситуация вряд ли улучшится.
Сетевое издание «Учительская газета» решило узнать, что думают директора школ по поводу кадрового голода в образовании.
Андрей Алексеевич Корепанов, директор МБОУ Игринской СОШ № 1, финалист конкурса «Учитель года России-2019», лауреат конкурса «Директор года России-2024»:
В нашей Игринской средней школе №1 серьёзных проблем с кадрами, к счастью, нет. Сегодня в ней работают 59 педагогов и учатся 845 детей. Думаю, что это благодаря качественно выстроенной работе с Короленковским университетом г. Глазова – наши выпускники ежегодно становятся его студентами, а выпускники вуза – педагогами. За последние пять лет восемь молодых педагогов пополнили ряды коллектива нашей школы, из которых четыре – выпускники нашей школы. Мы не теряем связи со студентами, приглашаем их на практику, закрепляем наставников, выезжаем на ярмарки. Это даёт свой результат. Кстати, за последние три года нам удалось даже несколько снизить среднюю часовую нагрузку на учителей за счёт привлечения молодых специалистов.
Ангелина Викторовна Рябина, директор ГБОУ АО «Астраханская лингвистическая гимназия», региональный представитель Всероссийского сообщества наставников-просветителей в Астраханской области:
Тема кадрового обеспечения в системе образования актуальна. Действительно, нехватка учителей в таких предметных областях, как математика, физика и химия, является серьезной проблемой для многих школ. Привлечение студентов старших курсов — это хороший шаг, который помогает временно закрыть вакансии. Однако, «удержание» молодых специалистов становится ключевым вопросом.
Система наставничества и создание индивидуальных профессиональных маршрутов могут значительно повысить мотивацию и удовлетворенность молодых педагогов. Это не только поможет им быстрее адаптироваться в коллективе, но и даст возможность развивать свои навыки и карьеру в рамках образовательной организации.
В нашей образовательной организации в данный момент нет проблем с нехваткой педагогического состава. Но в силу специфики гимназии, сложнее всего в определенные периоды было с поиском учителей иностранных языков, таких как китайский, турецкий, итальянский и персидский, в силу уникальности предметной области.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что в Центре знаний «Машук» более 100 директоров школ из 74 регионов России завершили обучение на первом модуле новой авторской программы повышения квалификации «Директор на высоте». Он был посвящен актуальным государственным задачам и вызовам в сфере воспитания. Участники в составе тематических групп выработали профиль директора современной школы, затронули темы, связанные с теорией поколений, междисциплинарностью в образовательном процессе и медийном образе школы.