Инженер на троечку

Начало учебного года ознаменовалось новой инициативой Министерства образования РФ.

Его глава Андрей Фурсенко пообещал «обрезать» бюджетные места вузам, которые в нынешнем году набрали большое количество слабых студентов.


В свете трагических событий

Слабые, по мнению г­-на Фурсенко, – это те, кто по результатам сдачи ЕГЭ набрал балл, не превышающий отметку в семьдесят пунктов. Если эта инициатива будет реализована, в Ярославле подавляющее большинство государственных вузов будут вынуждены резко сократить число бюджетных мест. Почему? Да потому, что средний балл, который показали многие абитуриенты­-2011, намного ниже требуемого.

Взять хотя бы ЯГТУ, выпускающий инженеров­-строителей, машиностроителей, химиков-­технологов и автомехаников. В нынешнем году сюда на бюджетные места можно было поступить, имея в сертификате о сдаче ЕГЭ средний балл, который и до сорока не дотягивал. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, представивший в Министерство образования рейтинг качества вузов (составляется на основе среднего проходного балла ЕГЭ), заявил, что на эту ситуацию надо обратить внимание Минтрансу и Минобрнауки. По мнению ректора ВШЭ, из троечников, которые сегодня учатся в российских технических вузах, сложно подготовить хороших инженеров.


Не истина в последней инстанции

– Я категорически не согласен с подобными выводами, – заявил «Городским новостям» Владимир Афанасьев, ректор ЯГПУ имени Ушинского, председатель областной Общественной палаты. – Если подобный законопроект поступит к нам на экспертизу, мы его не поддержим. Почему при оценке деятельности вузов надо ориентироваться только на результаты ЕГЭ, показанные абитуриентами? Я всегда повторял и готов заявить вновь: ЕГЭ – это не истина в последней инстанции, он не отражает реальной картины и не дает представления, насколько учащийся готов к дальнейшему обучению. А потом, давайте начистоту: где брейтовскому мальчишке можно достойно подготовиться к сдаче ЕГЭ? Но это вовсе не означает, что впоследствии, окончив институт, он не сможет стать грамотным инженером или хорошим учителем.

На мой взгляд, основная наша проблема в том, что мы перестали в школе заниматься профориентационной работой, и это очень плохо. Вот почему у нас многие ребята, отучившись в вузе, идут работать не по специальности или становятся весьма посредственными специалистами.

С ректором ЯГПУ согласна и Елена Иванова, заместитель директора департамента образования мэрии Ярославля:

– Нельзя на ребенке ставить крест, если он недобрал сколько­то баллов! Зачем нужны какие­-то дополнительные ограничения при приеме в вузы, если российское законодательство однозначно трактует – набрал нужную сумму баллов по предметам, значит, можешь претендовать на место в высшем учебном заведении. И потом, поверьте мне, не всегда отличники становятся такими уж замечательными специалистами, бывает, троечники намного лучше готовы к профессиональной деятельности.


И экзамен, и тест, и собеседование

Впрочем, разговоры разговорами, но если законодательно планку минимального балла ЕГЭ для вузов поднимут, деваться будет некуда. Об этом нам сказал и Ярослав Политов, ответственный секретарь приемной комиссии ЯГМА, и.о. декана лечебного факультета.

– Министерство вправе это сделать, – говорит он. – Но тут главное – соблюсти чувство меры. Ярославской медакадемии такое нововведение ничем не грозит, у нас средний проходной балл высокий. В нынешнем году для тех, кто поступал на лечфак по общему конкурсу, он равнялся 73. Но дело в том, что сам по себе результат ЕГЭ еще не показатель готовности абитуриента к овладению той или иной профессией. Именно поэтому мое мнение однозначно – вузам надо вернуть возможность проведения дополнительных испытаний либо в виде тестирования, либо в виде собеседования с каждым абитуриентом. Это поможет нам уже на этапе зачисления выявить случайных людей, обучать которых искусству врачевания не имеет смысла.

В отличие от своих коллег Ярослав Викторович считает, что инициатива министерства актуальна и очень полезна:

– На мой взгляд, надо сделать так: набрал, к примеру, ты 40 баллов по математике и столько же по русскому языку, считай, аттестат у тебя есть. Но если ты хочешь поступать в вуз, знай, что тебе в запасе надо иметь как минимум на десять баллов больше по каждому из предметов.


Кто пойдет учиться дальше?

Для ярославских выпускников это не запредельные показатели. В 2011 году они, сдавая ЕГЭ, показали достаточно неплохие результаты. Средний балл по математике у нас в регионе 46,4, а по русскому языку – 60,6. Правда, результаты по химии и физике не очень высокие, но тоже неплохие. А практически каждый пятый из сдававших эти дисциплины и вовсе получил по этим предметам заветные 70 баллов. Таких умников у нас чуть больше ста человек.

– Подобные нововведения приведут к тому, что мы фактически откажемся от идеи всеобщего обязательного среднего образования. Поэтому в этом вопросе не стоит торопиться, – считает Елена Иванова. – Не каждый может после профессионального училища или техникума без проблем трудоустроиться по избранной специальности, ведь сегодня наш работодатель не всегда готов иметь дело с молодыми специалистами, окончившими такие учебные заведения.

Впрочем, сегодня многие отечественные аналитики склонны видеть главные проблемы нашего образования в том, что оно слишком отстает от требований жизни. Модернизация, о которой так мно­го говорится в последнее время, пока не пришла в школы и вузы. Лишь немногие из них могут похвастаться приличной материальной базой и

наличием необходимого числа квалифицированных кадров. В основном такие учебные заведения базируются в столице и других российских мегаполисах. А как же остальные? Означает ли это, что мальчишки и девчонки из глубинки не должны учиться дальше? Вот вопрос, на который надо найти ответ тем, кто в ближайшее время будет претендовать на то, чтобы управлять Россией.

КОМПЕТЕНТНО

За последние три года ситуация с трудоустройством выпускников вузов и средних специальных учебных заведений в Ярославле остается практически неизменной. Как пояснила Виктория Падерина (на снимке), заместитель директора городского центра занятости населения, за помощью в трудоустройстве в центр ежегодно обращаются не более ста молодых людей, остальные пытаются найти применение своим силам самостоятельно.

Впрочем, начиная с 2009 года, времени, когда экономический кризис отразился на большинстве сфер производства, выпускники начали обращаться в службу занятости, желая поучаствовать в программе стажировки. В течение двух лет ее прошли около двух тысяч вчерашних студентов. В нынешнем году желающих пройти стажировку по специальности пока немного – чуть больше ста человек. По словам Виктории Георгиевны, это объясняется невысоким заработком, который полагается стажерам. Пока он остается на уровне 4611 рублей в месяц.


Людмила ДИСКОВА


Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе