Ярославль: сорок церквей, две набережные, масса музеев и немерено красоты

Один из четырех российских городов, чей исторический центр включен ЮНЕСКО в список культурного достояния человечества, поражает своими церквями, фресками и изразцами, и не только ими
Вид на Стрелку в Ярославле.
Фото: Michael Medovnikov/Unsplash


В Ярославле нужно внимательно смотреть под ноги — не только потому, что есть риск споткнуться о вздыбившуюся плитку (как шутят местные, всю плитку, что перекладывают на московских улицах, потом везут к ним), но и потому, что бронзовыми табличками, вделанными в мостовые, обозначены границы охраняемой с 2005 года ЮНЕСКО зоны исторического центра. Шаг — и ты уже внутри тысячелетнего средневекового города, сохранившего и древние вешки — три башни крепостной стены Земляного города, и регулярность екатерининского плана конца XVIII века — широкие улицы, бульвары и большие площади (этот ансамбль тоже часть охраняемого наследия), и купеческие особняки, и прелестные ампирные торговые ряды. Не обошлось и без советских зданий — от конструктивистских домов «специалистов» (иностранцев приглашали наладить производство на заводах, которые работают до сих пор, вроде шинного, откуда произошла футбольная команда «Шинник» и где начинала свою звездную карьеру Валентина Терешкова) до послевоенных сталинских сооружений, мимикрирующих под предыдущую классику. Есть, конечно, здания, которые кажутся совсем чужеродными общей гармонии, вроде гигантского бруталистского обкома брежневского времени, под который снесли старый рынок. Сегодня эта громадина застит вид на церковь Ильи Пророка XVII века, одну из главных достопримечательностей Ярославля, но такой контраст — тоже часть нашей истории. Белый храм с шатровой колокольней знаменит и своими изразцами, и росписями, выполненными бригадой костромского мастера Гурия Никитина. Фрагмент фрески со жнецом из церкви Ильи Пророка попал на обложку легендарного альбома «Фрески Ярославля» Веры Брюсовой, изданного в 1969 году, хранившегося во многих интеллигентных семьях и отчасти породившего культ ярославских росписей вкупе с модой на путешествия по Золотому кольцу, столицей которого считают Ярославль. Похожих церквей XVII века в городе много. Иногда они не оштукатуренные, а краснокирпичные, и именно они, белые и красные, возведенные стараниями местных купцов и общин, составляют особый колорит города и являются символами ярославской школы и в архитектуре, и в настенных росписях, и в изразцах. Всего же церквей, имеющих историческую ценность, около 40.


Купол Спасо-Преображенского собора.
Фото: Алексей Антипов/Фотобанк Лори


Из-за хрупкости фресок многие храмы закрыты в зимнее время, а летом работают по погоде — затворены в дождливые дни, так что нужно терпение и везение, чтобы попасть внутрь. Например, только счастливчикам удается увидеть росписи грандиозной церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, вид которой запечатлен на тысячной рублевой купюре. Сегодня храм стоит на отшибе (а когда-то это была богатейшая слобода), в объятиях химического завода, соседство которого печально сказалось на судьбе памятника, но сейчас, кажется, потихоньку его возвращают к жизни. Больше шансов проникнуть в другой памятник — храм Николы Надеина (по имени купца-мецената Надеи Светешникова), расположенный в центре, рядом с губернаторским домом (он же художественный музей). Прихожанином этого храма был Федор Волков, легендарный основатель русского общедоступного театра. Носящий его имя эффектный театр эпохи модерна — тоже одна из главных точек города. Волков ухитрился за свою 34-летнюю жизнь (он умер от воспаления легких, когда готовил в Москве уличные действа «Минерва торжествующая» в честь коронации Екатерины II) побыть не только актером и режиссером, но и художником. Именно по его эскизу был создан барочный алтарь в храме Николы Надеина, где развевающиеся драпировки напоминают открывающийся театральный занавес.


Театр имени Федора Волкова построен в эпоху модерна.
Фото: Алексей Шаповалов/Фотобанк Лори


Сегодня силуэтные фигуры апостолов с этого алтаря, вырезанные из фанеры и выглядящие как театральные декорации, демонстрируются в самом старом соборе города — Спасо-Преображенском, начала XVI века, в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике. В дальнем углу бывшего Спасо-Преображенского монастыря прячутся великолепная экспозиция икон из местных храмов и удивительный трехметровый резной барочный крест из Богоявленской церкви по прозвищу «Невеста», стоящей на одноименной площади рядом с памятником ельцинских времен (сам Борис Ельцин приезжал на открытие) основателю города Ярославу Мудрому. Этот монумент окрестили «Мужиком с тортом», и такое сравнение исторически обоснованно: напротив высится псевдоготическое здание дореволюционной кондитерской фабрики «Бельфор», да и храмик, который князь держит в руках, в самом деле издали похож на торт. Вблизи же разглядеть его не удастся: автомобильное движение тут оживленное, а к памятнику нет ни одного пешеходного перехода. (Кстати, на этой же площади в здании почтамта, бывшей гостинице, по преданию останавливался Александр Дюма и благосклонно оценил здешние кровати.)


Вид на исторический центр города.
Фото: Игорь Литвяк/Фотобанк Лори


Ярославские урбанисты явно не потрафляют пешеходам: основные трассы обнесены решеткой, и часто приходится делать изрядный крюк, чтобы попасть в нужное место. На каждом сегменте решетки изображен медведь — еще один символ (он на гербе) и фетиш города. Один из бронзовых медведей сидит на пешеходной улице Кирова (как уверяют экскурсоводы, в Ярославле сильны левые настроения, и поэтому горожане против возвращения исторических имен улицам); другой бронзовый медведь, на Первомайской, рычит каждый час, о чем уведомляет табличка (пожалуй, это ярославское ноу-хау).

Вообще, в Ярославле отчаянно культивируют местные легенды и поддерживают своих производителей.

Так, автором многих памятников в городе (один из самых известных — «Троица» рядом с новодельным Успенским собором, чье возведение в 2010 году к 1000-летию города вызвало бурные дискуссии) является художник Николай Мухин, когда-то поучаствовавший и в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В художественном музее в современном отделе среди картин есть экран, где показывают анимационный фильм Александра Петрова, обладателя «Оскара» и местного уроженца. В этом виртуозном ретрофильме о приключениях маленького мальчика фигурируют ротонда на Волжской набережной и крутой спуск к реке.


Изразцы по старинной технологии — один из сувениров Ярославля.
Фото: Алексей Антипов/Фотобанк Лори


И действительно, без прогулки по набережным, Волжской и Которосльной, по имени реки Которосль, впадающей в Волгу, без открывающихся с них широких панорам образ Ярославля сложить невозможно. На набережной в старинных особняках угнездились разнообразные частные музеи. Один из них, самый провокационный, посвящен альтернативной истории. Но даже критики фантастических исторических теорий согласятся, что Ярославль — убедительная альтернатива Москве, хотя бы на выход­ные.  



ЯРОСЛАВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ


Ярославский художественный музей.
Фото: yarartmuseum.ru


Главное здание — губернаторский дом начала XIX века — любовно отреставрировано. Особая гордость — сад со скульптурами. В экспозиции — русское искусство XVIII–XXI веков. Целый зал отдан портретам XVIII столетия неизвестных художников, прославленных реставратором Савелием Ямщиковым. В разделе авангарда — редкая картина Алисы Порет и Татьяны Глебовой «Дом в разрезе». В Митрополичьих палатах XVII века — иконы и иммерсивная инсталляция «Спор о бороде» о протестах ярославских купцов против петровского указа.



ТОЛГСКИЙ МОНАСТЫРЬ


Свято-Введенский Толгский женский монастырь.
Фото: montolga.ru


Основан в 1314 году как мужской в честь чудесного явления иконы Толгской Божьей Матери, в 1928 году был закрыт. Восстановлен в 1987 году как женский, и это был первый женский монастырь в перестроечном СССР. В разное время монастырь посещали Иван Грозный, Екатерина II, Николай II, Владимир Путин. Здесь похоронены епископ Игнатий Брянчанинов и герой войны 1812 года Николай Тучков. Добраться до монастыря из центра города можно на корабликах, которые отплывают от Речного вокзала.



КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО TEXTIL


Культурное пространство Textil.
Фото: Слава Иванов


Новое креативное пространство в цехах действующей текстильной фабрики «Красный Перекоп», бывшей Ярославской мануфактуры. Ярославская полотняно-бумажная мануфактура была основана в 1722 году купцом Иваном Затрапезновым и является старейшим предприятием города и одним из первых текстильных производств в России. Посетить старинные цеха можно, купив билет на полуторачасовой аудиоспектакль «Радио Фабрика» или записавшись на экскурсию.



МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ МУЗЕЙ НОВОЙ ХРОНОЛОГИИ


Мультимедийный музей новой хронологии.
Фото: yarmnh.ru


Частный музей расположен в старинной усадьбе Куракиных на Волжской набережной. Мультимедийные экспозиции в 14 залах рассказывают о загадках истории, опираясь на альтернативную общепринятой теорию новой хронологии Анатолия Фоменко — Глеба Носовского. Среди по-новому трактуемых в музее сюжетов — египетские гробницы, метеоритная воронка под Ярославлем, золото Шлимана, облик Ивана Грозного и многое другое, столь же интригующее 

Автор
МИЛЕНА ОРЛОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе