По набережной в ожидании гостей

Подруга из Киева прислала письмо: едет с мужем в Москву, а оттуда на пару дней – в Ярославль. Наконец-то собрались! Канун юбилея, конечно, не лучшее время для знакомства с городом: строят, роют, перекрывают. Но свои люди, поймут. И вообще я не о том. Просто теперь в ожидании встречи я на всё стала смотреть глазами гостей. Как бы со стороны.

Недавно оказалась на набережной, маршрут самый гостевой, без него никак не обойдётся. Общее впечатление прекрасное: Волга, раскидистые липы, обновлённый нижний ярус, старинные особнячки один лучше другого. Большин­ство домов ухоженные, только-только отремонтированные и отреставрированные, сияют как новенькие. На некоторых ещё леса, с них перекликаются друг с другом рабочие – не два, не три, видно, что дело спорится и будет закончено вовремя.

А вот один из самых занятных особнячков под номером 15 – Дом общества врачей – как стоял, так и стоит облезлый (на снимке). Ни малейших признаков жизни за грязными окнами, никакого намёка на перемены к лучшему в ближайшем будущем. Не дошла очередь? Так времени до юбилея почти не остаётся!

Именно здесь, рядом с ним, я задумалась ещё вот о чём. Дом – памятник архитектуры, его название, конечно, тоже привлекает внимание. Хотя, согласитесь, не каждого. Но есть в истории дома одна деталь, которая непонятно почему остаётся в тени его славного медицинского прошлого. Дом стоит на подклете, сохранившемся от здания, принадлежавшего в XVIII веке коменданту ярославской крепости. Будь моя воля, я установила бы на нём или рядом с ним соответствующую табличку: «комендант ярославской крепости» – это ведь звучит!

Как мне кажется, городу не хватает вот таких «наглядных путеводителей». В дополнение к указателям, что перед нами памятник такого-то времени и соответствующего официального названия, хорошо бы сделать красивые, недорогие таблички с расчётом на интерес, если хотите, на занимательность. Благо поводов для этого в центре города, а уж тем более на Волжской набережной предостаточно. Дом номер 27 – в нём сейчас департамент образования мэрии. На его месте когда-то стоял дом купца Мякушкина, в котором девятнадцать лет прожил герцог Бирон во время своей ярославской ссылки. Говорят, нынешнее здание построено из кирпича разобранного дома Мякушкина. Интересно? Мне кажется, очень. А сколько гостей и туристов проходит сейчас мимо! Дом номер 31 – в нём жил генерал-майор Яков Иванович Дедюлин – начальник ярославского ополчения. Одного из тех ополчений, которые были созданы в помощь регулярной армии, оказавшейся лицом к лицу с более многочисленной армией Наполеона. Под его

командованием ярославское ополчение участвовало в блокаде войск Наполеона в Москве, было в заграничном походе русской армии.

Между тем «наглядная агитация» совсем другого характера уже начала прокладывать дорогу в самые заповедные места Ярославля. Полюбуйтесь Медведицким оврагом: над теннисными кортами и всей окружающей красотой возвышается что бы вы думали? Огромная превосходящая все разумные размеры реклама. А рядом – Арсенальная башня, «дом Болконского»... Ребята, что же вы делаете? Интересно, сказал кто-нибудь это рекламодателям или нет?

Реклама шагнула на набережную. В двух шагах от Успенского собора – громадные щиты: один рекламирует курорт в Переславле-Залесском, который откроется через год, второй приглашает на Байкал, где в 2012 году начнёт принимать отдыхающих ещё какая-то здравница. В первый момент подумалось: может быть, оба призыва появились здесь самовольно? Неужели тех, кто размещает в городе рекламу, уже окончательно не интересует ничего, кроме денег?

А ещё на нашу прекрасную набережную уверенно шагнули автомобили. Помнится, недавно въезд им сюда был категорически запрещён. Накручивали педали велосипедисты, девочки и мальчики разъезжали на роликах, неторопливо прогуливались пары и компании. Сейчас и те, и другие, и третьи только успевают шарахаться от машин. На наших глазах автомобиль по-хозяйски вырулил снизу на набережную прямо из-под беседки. Может быть, потому, что когда укладывали плитку, стало не до соблюдения правил, а потом про них просто забыли? Или гаишники не спешат восстанавливать статус-кво, пока ремонт некоторых домов продолжается? Но вот что интересно: за время всей нашей прогулки нам не попалась ни одна грузовая машина, вся набережная заставлена легковыми.

У музея «Музыка и время» мы насчитали шесть машин. Около управления образования – девять и т. д. Рекорд побила Которосльная набережная – вдоль ограды гарнизонного госпиталя там выстроилось шестнадцать (!) легковых автомобилей. Любопытно, что стражи порядка при этом тоже были на своём посту. Их машина обнаружилась напротив памятника Некрасову, рядом возвышалась монументальная фигура сотрудника ГИБДД, задумчиво устремившего взор на волжские дали... И чуть ли не вплотную к его форменным брюкам были припаркованы три явно неслужебные легковушки.

Парадное лицо города выглядело в тот день уж очень непарадно. Картину завершал нищий, который поочерёдно подходил к людям, остановившимся полюбоваться памятником Некрасову. В руках у него была железная баночка с надписью: «Подайте!»

И всё-таки больше всего подпортили впечатление от этой прогулки туалеты. Присутствие этих заведений обнаружилось сразу же, стоило ступить с Красной площади на ведущий к Волге бульвар. Четыре синие кабинки с соответствующим запахом – первое, что встречает публику на пути из центра города к Волге. Лучшая часть бульвара, ничем до сих пор не застроенная, осенённая роскошными старыми деревьями, по чьему-то нехорошему умыслу всё-таки пустой не осталась. Зачем здесь туалеты, если в нескольких десятках метров отсюда есть стационарный домик того же назначения? Объяснение может быть одно: они, видимо, проходят по разным ведомствам.

И ещё. То, которое с синими кабинками, делает свой бизнес в основном летом. Не удивлюсь, если в юбилейные дни, когда гостей в Ярославле соберётся особенно много, около кабинок на бульваре выстроится очередь, и тогда предприимчивые хозяева добавят к четырём ещё несколько. После чего, как вы понимаете, с бульваром можно будет проститься.

«Синяя инфраструктура» расползается по центральной части города, абсолютно не считаясь со здравым смыслом. Рядом с тем же бульваром, на выходе Красного спуска к Волге, у Семёновского моста на самом видном месте – ещё три кабинки. В других городах их как-то маскируют, прячут среди кустов и вьющихся растений – у нас всё это хозяйство напоказ. Мало того, здесь к ним притулились какие-то коробки, хозяйственный инвентарь и прочая дребедень. Особенно выразительный вид открывается сверху, именно оттуда, откуда, подойдя к парапету, народ любуется Волгой.

Надежда на то, что впервые попавшие в наш город гости, зачарованные его красотой, проскочат как-нибудь мимо всех этих деталей и больше увидят хорошего, чем плохого. Впрочем, ещё мимо одной картины мне лично проскочить не удалось. Свернув с Волжской набережной на Которосльную, мы подошли к Святым воротам Спасского монастыря, где, как известно, находится один из входов в музей-заповедник. Стайка школьников теснилась около памятника-часовни ополченцам 1612 года, и тут же красовалась растянутая между двумя деревьями бельевая верёвка с развешанными на ней платками и платьями. Хозяйка этой самостийной торговли восседала среди всего этого, вполне довольная собой, и некому, видно, было сказать, что здесь её «точке» не место.

Кстати, о торговле. Недавно мэрия озвучила очередную предъюбилейную новость. Скоро в городе появятся коробейники, которые будут продавать сувениры с ярославской символикой прямо на улицах. На Волжской набережной коробейников пока нет, но появились лотки с сувенирами. А вот перекусить «по-ярославски» по-прежнему здесь проблема. Оставим в стороне дорогие рестораны, те своё место застолбили, а что предлагают заведения, рассчитанные на массового посетителя?

Где можно просто попросить кофе? Или выпить чаю с пирожком? Просто пообедать? Пожалуйста, приглашает кафе на углу, заходите. Меню вывешено прямо на улице: тайская и японская кухня. Что ещё? Если бы не Джон Мостослав­ский, показать своё искусство нашим поварам больше было бы негде. Он открыл ресторан-музей под названием «Собрание»: блюда русской кухни, самовары... Почему он может, а другие нет?
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе