«За первый трек не получил ничего»: 22-летний композитор из Ярославля создал музыку для фильма за 2 млрд

Иван Синцов с 18 лет работает в кинобизнесе.
Ивану всего 22, а он уже является номинантом международных премий
Фото: Личный архив


Ярославскому композитору Ивану Синцову 22 года. Несмотря на то, что он молод по меркам большого кино, его музыка уже звучит в сериалах и фильмах, которые завоевывают престижные кинопремии по всему миру. Иван написал музыку для российского фильма «Текст», русско-японской картины «В плену у Сакуры», комедии этого года «Моя ужасная сестра».


К 22 он уже участвовал в международных фестивалях Los Angeles CineFest, Cult Critic Movie Awards, Hollywood International Moving Pictures Film Festival. Мы поговорили с молодым композитором и узнали о том, что нужно сделать, чтобы работать с известными режиссерами, как завести знакомства с обладателями «Оскара» и почему в творческой профессии возраст не имеет значения.



Многие дети после музыкальных школ никогда больше не играют

— Музыка для меня началась с детства. Я проявлял особый интерес ко всему, что интересно звучит. Мой папа окончил музыкальное отделение школы искусств. Именно поэтому родители отдали меня на это же направление в ДШИ им. М. А. Балакирева. В 6 лет пришлось выбирать, на чём играть. Для большого инструмента, как фортепьяно, не было места дома, поэтому учился играть на домре.

Конечно, как любому ребенку, мне не хотелось ходить в музыкальную школу, но я продолжал это делать. В подростковом возрасте осознал, что мне это нравится. Меня готовили как исполнителя и артиста, а я в последний момент перед окончанием школы решил, что хочу писать музыку. У меня не было ни опыта, ни специальных предметов, ни знания. Что-то в голову ударило — просто захотел. Понимал, что исполнитель из меня бы не получился. Зачем тратить всю свою жизнь, чтобы быть музыкантом среднего уровня. Для меня это бессмысленная затея.

Знаю, что многие дети после музыкальной школы больше никогда не играют на инструментах. Они ходили на занятия через не хочу. Со мной всё было иначе. Я попал в руки к очень хорошему педагогу. Когда ребенку говорят, что у него не получается, что он делает всё не так, то он разочаровывается в себе и больше не хочет заниматься музыкальным делом. У меня не отбилось желание, потому что мне никогда такого не говорили. Наоборот, поддерживали и помогали. За год до окончания школы искусств прошел интенсивный трехмесячный курс Film Scoring в Berklee Online. В 2018 году получил диплом кинокомпозитора в «Московской школе кино».



Тебе 20 — иди гуляй

Кинобизнес готов взять любого, кто поможет заработать денег, привнести что-то особенное. В этой сфере нет возрастных маркеров.

— Никогда не было такого, чтобы мне кто-то говорил: «Тебе 20, иди гуляй, расти до большого кино». Дело в том, что большое кино — это огромный труд, который воспринимается сейчас скорее как бизнес. В таких сложных процессах не оказываются люди с комплексами и неуважением к другим. Кино — сфера исключительного нетворкинга. Хорошо, что люди в музыкальной сфере — не звезды, подобно актерам, которые постоянно приходят на красные ковровые дорожки. Это профессия как бы за кадром, поэтому людей с манией величия в сфере музыки я пока что не видел. Мне довелось пообщаться с обладателем «Оскара» за лучший монтаж в фильме «Богемская рапсодия» Джоном Оттменом. Ему я отправлял свои первые работы, чтобы он оценил. Кроме него, поддерживал связь с режиссером Михаэлем Дюдок де Витом. Многие другие люди из музыкальной среды были добрыми и отзывчивыми.

Михаэль Дюдок де Вит получил премию BAFTA в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм», а также «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм.

Сфера искусства тем и хороша, что здесь всё строится не только на деньгах и славе, но и на общении, хорошем отношении друг к другу. Именно поэтому мне сложно представить, чтобы кто-нибудь из композиторов сказал мне: «Ваня, ты — говно, и твоя музыка — говно». Кроме того, меня абсолютно не смущает тот факт, что я нахожусь в тени. Нужно понимать, что без тебя это кино не получилось бы таким. Прежде всего, успех любой кинокартины — успех всех людей, которые над ней работали. Никто не знает тебя в лицо, но когда узнают о работе — удивляются. Так, оценивают не по имени, а по трудам. К тому же, если бы я был Брэдом Питтом в сфере музыки, то с большой вероятностью быстро устал от повышенного внимания к собственной персоне. А если иногда пишут зрители, рассказывая свои впечатления от услышанной музыки, просят прислать те треки, которые не выложены пока что на площадках, то это здорово и очень приятно.


По мнению композитора, писать музыку необходимо не ради денег
Фото: Личный архив



Первый фильм комом

Отрасль на стыке бизнеса и творчества не всегда выгодна.

— Я писал музыку для казахского фильма «Желтая кошка», где был минимальный бюджет. Можно сказать, что вообще бесплатно — всё на чистом энтузиазме. В итоге картину выдвигали на «Оскар». Есть кино, где куча денег, много спонсоров и продюсеров задействовано, но конечный результат может не впечатлить, — рассказывает Иван.

— А первый полнометражный фильм, к которому я писал музыку, в итоге не вышел. Он не добрался ни до кинотеатров, ни до платформ, ни до телевидения. Это был дебют человека за свой счет. Все его договоренности с выпускающими студиями сломались. Хоть кино и пошло на полку, для первого раза я хорошо набил руку. Музыка из этого фильма отправлялась на зарубежные конкурсы и получала премии, даже из Лос-Анджелеса. Помню, тогда сидел на паре в Москве, мне приходит сообщение: «Congratulations…». Вижу, что мой саундтрек признали лучшим на американском кинофестивале, а мне тогда 19 лет только исполнилось. Это была работа ради искусства, так как до этого я не делал музыку для кино, а режиссер тоже не делал полнометражные фильмы. Мы на безбюджетных началах всё создавали. У меня вообще не было страха, потому что не было ответственности. Нас никто не подгонял со сроками. Мы творили в свое удовольствие, подбирали разные варианты, пробовали, ошибались, пытались и изменяли.

Со временем набивается рука, ты понимаешь, сколько есть времени. Главное — сделать хорошо и успеть в срок. Сделаю ремарку на то, что я не делал очень большие проекты, где всё ложится на твои плечи. Тогда, возможно, было бы страшнее, ведь там большие деньги и очень серьезные люди. Молодому композитору редко могут дать проект с бюджетом в миллиард рублей. Тем не менее недавно я делал тестовую музыку для фильма с бюджетом больше 2 миллиардов. Скорее всего, он будет одним из самых дорогих фильмов, который выйдет в 2023 году. Но проект сейчас на паузе из-за политической ситуации. Работать в сфере кино необходимо, отталкиваясь от двух точек зрения: сначала я пишу музыку как композитор, а затем смотрю как зритель.



Как композитор делает музыку

— У меня есть монтаж, который я смотрю и пытаюсь что-то набирать. Важно найти точку соприкосновения с фильмом. Если ты его понимаешь и чувствуешь, то найдешь художественный элемент, которым сможешь выразить свою идею и эмоции. Я обычно сажусь за фортепиано, пробую наигрывать мелодию. Если у меня есть художественная идея, то начинаю с нее. Здесь важно сформулировать и понять характер сцены и начать, дальше оно само идет. Но при условии, что сам фильм мне импонирует. Без души в принципе сложно что-либо делать. С другой стороны, режиссер или продюсер может не оценить твои наработки. Он может сказать: «Хорошо, но не то». Это абсолютно нормально. Кино — это субъективный процесс. Ведь под одну и ту же сцену можно поставить пять разных треков, и все они будут выглядеть по-разному. Бывает, что попробовал много раз, но ничего не подходит, тогда мы мирно расходимся с режиссером. С технической точки зрения это выглядит так: бывает, что присылают сцену и нужно сделать музыку для нее, бывает, что присылают черновой монтаж фильма и дают возможность сделать сцену на выбор, или просят написать музыку под сценарий. Ты смотришь, как эта музыка взаимодействует с кадром, и сразу понимаешь — в том ты движешься направлении или нет.



О работе с большими режиссерами

Я делал музыку для расширенной версии фильма «Текст», который снял Клим Шипенко. Сотрудничество мне предложил Николай Ростов — композитор исходной картины. Он был связующим звеном между мной и режиссером. Мы встречались в Москве, думали, пробовали, исправляли. Много раз меняли концепцию. Мне говорили: «Ваня, это не то. Иди сейчас передохни, а завтра утром попробуй сделать по-другому». Я тогда думал: «Ну пожалуйста, я уже устал». Когда мы сделали «то», оно было действительно лучше, чем все предыдущие версии. В этом фильме много музыки, которую режиссер не взял. Потом я пересмотрел свое отношение к фильму. Меня заставили делать невозможное через не хочу.

Преимущественно я работаю с дебютантами. Из больших имен назвал бы Адильхана Ержанова. Считается одним из самых крутых режиссеров в Казахстане. Он продвигает свою страну в мире. Его проекты каждый раз выдвигаются на Каннский, Венецианский фестивали. На мой взгляд, у него интересный и необычный почерк. Евгений Григорьев — тоже художник, а вот Клим Шипенко работает больше на широкую аудиторию и массового зрителя. Сейчас он снимал фильм «Вызов» в открытом космосе с бюджетом на 1,5 миллиарда рублей. Это вещи, которые нельзя между собою сравнивать. Каждый работает в том формате кино, в котором ему комфортно. Никто никому не мешает, и все счастливы.

Адильхан Ержанов — казахский кинорежиссер, сценарист, член Европейской киноакадемии с 2018 года.

Кроме российского сегмента я работал с японским рынком. Вместе с товарищем делал фильм русско-японского производства «В плену у Сакуры». Продюсер этого фильма живет в Японии, но родилась в России, то есть говорила по-русски. Нам было комфортно общаться, потому что мы понимали друг друга.


Иван работал не только с российскими режиссерами, но и зарубежными
Фото: Личный архив



Как стать композитором

 — Такое ощущение, что это должно быть в тебе изначально. Человеку необходимо гореть своим делом. Конечно, каждый желающий может прочитать методички, пройти специальные курсы, получить образование, смотреть ролики на YouTube, слушать хорошую музыку, смотреть много кино, изучать основы. Технически можно научиться всему. С другой стороны, захочется ли тебе это делать, будет ли, что сказать. Делать что-то поверхностное, типичное — зачем? Когда мы вместе с группой заканчивали университет в Москве, то спросил у своего мастера: «По какому принципу вы нас отбирали?» На курс брали далеко не всех, конкурс был большой, а в группе было 10–15 человек. У всех разный уровень: кто-то после консерватории, я, например, после школы. Мастер сказал просто: «Вот ты входишь в кабинет на вступительный экзамен. Я сразу вижу, горят у тебя глаза или нет. Если у тебя нет реального желания, то и делать тут нечего». Можно закрыть глаза на мелкие оплошности, на незнание истории, чей-то биографии. Но в тебе должна быть музыка, чтобы она в тебе горела.



Про деньги и премии

— Хоть фильмы, к которым я писал музыку, и были на «Кинотавре», «Нике», сам я ездил только на премии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России. Помню, что перед мероприятием сидел в смокинге и ел бургеры.

Кино стало появляться больше. Больше денег, финансирования, Министерство культуры или Фонд кино. Количество работы у меня не поменялось. Здесь зависит от тебя самого — сколько проектов готов и сможешь взять. Работа в 2022 году всё также есть, как и в ковидное время. Хотя тогда, несмотря на заморозку многих проектов, кино снимали больше и денег было больше. Я за тот год, когда у всех были финансовые проблемы, наоборот, делал больше. Пока живем. У меня нет такого, что я постоянно что-то делаю. Обычно у меня несколько проектов в год, на которые я и живу. Сложно предсказать: сегодня ты можешь сидеть, у тебя кончаются деньги, а завтра тебе приходит проект, и если ты его сделаешь, то денег хватит до конца года.


Иван приходит на премьеры фильмов, для которых писал музыку
Фото: Централ Партнершип / https://www.centpart.ru/



«Никто не застрахован от появления чужих ноток»

— Мне сложно ответить, с кем бы я хотел посотрудничать, потому что у меня нет любимого режиссера. Скорее, нравятся отдельные фильмы. Тут вопрос не к самому режиссеру, а именно к картине. Первый — Клинт Иствуд. Второй — Джо Райт, который «Искупление» снял, и Юрий Быков. Он для меня открыл российское кино в 15 лет, когда вышел фильм «Дурак». Это было очень смело, — говорит о любимых картинах композитор.

На проявления плагиата в саундтреках Иван смотрит спокойно.

— Никто не застрахован от появления чужих ноток, потому что по факту всё давно уже написано. Есть много примеров, когда композиторы больших кинокартин вдохновлялись созданными ранее работами. Например, на «Звездные войны» или «Гарри Поттера» повлияла классика.

Если у тебя есть свой почерк, свой язык и свои идеи, ты всё равно не сможешь высказать их, как когда-то кто-то сказал. Именно поэтому всегда есть и появляются новые сценарии и фильмы, которые не похожи на предыдущие. Буквы — тот же самый язык, музыка — тот же самый язык. Это форма выражения и формулировки. Пишутся новые книги, снимаются новые фильмы, создается новая музыка. Я тоже порой удивляюсь, как каждый год люди выпускают что-то новое. Кажется, что всё уже придумали. Это большой труд, наслышенность, насмотренность. Можно сравнить с кулинарией. Продукты одни и те же, но блюда всё равно появляются и появляются. Каждый шеф готовит по-своему, хотя морковь и огурец у всех одинаковые.


Автор
Вера БОРИСОВА, корреспондент
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе