На четвёртый день XVII международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в концертном зале имени Л. Собинова в Ярославле зрители встречали ансамбль Bejing Contemporary soloists (Современные солисты Пекина), который сформировал в 2018 году композитор, педагог, вице-президент Центральной консерватории музыки в Пекине Цинь Вэньчэнь (р.1966). Музыканты предложили специальный концерт сольных произведенией Цынь Вэньчэня «МОЛИТВЕННЫЕ ФЛАГИ НА ВЕТРУ».
Фото 1
Цинь Вэньчэнь является самым востребованным представителем китайской композиторской школы своего поколения Его произведения исполняются во многих странах Европы, в Японии, Китае. В 1923 году в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся первый в России авторский концерт композитора. По мнению композитора, высказанном в 2018 году, ансамбль сосредоточит своё внимание на классических китайских и зарубежных произведениях камерной музыки XX – XXI вв. и станет лидером диалога между китайской музыкой и миром. Цинь Вэньчэнь учился на факультете композиции Шанхайской музыкальной консерватории, в Центральной музыкальной консерватории в Германии. Итальянский журнал «Путь музыки» назвал его «выдающимся композитором современной оркестровой музыки, чьи произведения можно рассматривать, как ориентир на многообещающем пути слияния Востока и Запада». Около сотни национальных международных оркестров исполняли его произведения. Им создано более двадцати оркестровых произведений.
Культурные традиции Китая уходят корнями в глубь тысячелетий и представлялись до XIX столетия тайной чуждого и неведомого. Но позднее китайская культура активно взаимодействует с западноевропейской, не теряя при этом индивидуальности, вызывая всё больший интерес людей в разных странах.
В концерте два инструмента европейского образца – рояль и виолончель. Два молодых музыканта влились в ансамбль Bejing Contemporary soloists с отличной подготовкой в сфере европейской академической музыки.
Ан Тяньсюй – выдающийся молодой пианист. Начал своё музыкальное образование в возрасте 9 лет в музыкальной школе при Центральной консерватории музыки в Пекине. В 2022 году окончил Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, лауреат XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского, получивший «специальный приз» в номинации «фортепиано». Председатель жюри Денис Мацуев назвал его выступление «сенсационным». Это первый китайский пианист за последние два десятилетия, достигший высокого результата на этом престижном конкурсе. Десятки концертов в городах Китая. Выступление с симфоническим оркестром Мариинского театра, Российским оркестром имени Е.Ф. Светланова, Филадельфийским оркестром (США). На сцене концертного зала имени Л. Собинова показал великолепное мастерство пианиста, исполнив «Фантастический танец» - произведение из шести частей: «Колокольный звон», Рассеянные ветром тени и свет», «Танец на земле, приближающийся из далека», «Украшения на отрытых струнах», «Безумный танец» и «Колокольный звон»
Мо Мо - один из наиболее выдающихся молодых виолончелистов Китая сегодня по мнению музыковедов Нидерландов. «Как исполнитель он не только технически совершенен но и глубоко эрудирован в искусстве». Его энергичное исполнение отличается элегантностью и лёгкостью и получило широкое признание публики и критиков. Успешные гастроли по городам Китая, Франции, США окрыляли музыканта. В 2023 году представил программу «Бах: Сюиты для виолончели соло» в Пекинском концертном зале парка Чжуншань. Позднее подготовил и провёл концерты «Вариации на тему рококо» П. И. Чайковского на концерте сезона «Русский вихрь». Репертуар Мо Мо наполнен широким стилевым и жанровым разнообразием. Он активно сотрудничает с ведущими оркестрами и композиторами. Работает над музыкальным оформлением фильмов. Мо Мо родился в Пекине. Окончил школу при Центральной консерватории музыки и продолжил обучение в Йельской школе музыки и консерватории Новой Англии в США. Удостоен ряда престижных наград.
Мо Мо показал ярославским зрителям «Яо» для виолончели соло. Это дань памяти невинным людям, умершим в 2020 году из-за вируса. Произведение из шести коротких частей. Очень тонкая работа, пластика, мимика – всё удивляет и радует. Гармоничное выступление, тонкое, уверенное владение инструментом. И хотя тема серьёзная, виолончелиста хочется слушать дольше. Довольно сложное произведение воспринимается зрителем легко. Потому и бурные аплодисменты зала в конце выступления Мо Мо, нежелание зрителей его отпускать.
Но, как не хороши молодые музыканты с серьёзной подготовкой в европейской академической музыке, но зрители с удовольствием смотрели и выступления исполнителей национальной музыки, пожалуй, такой же древней, как и культурные традиции Китая. Удивили, озадачили, порадовали своей игрой и инструментами молодые музыканты - народники с высочайшим профессиональным образованием.
Лань Вэйвэй – выдающаяся исполнительница на лютне пипа, профессор Центральной консерватории музыки, член базы Китайской литературно- художественной критики, приглашенный обозреватель Китайского общества национального оркестра. На её счету более ста новых произведений – сольных, концертных и камерных. Наиболее известные её работы – концерты «Полёт в небесах», «Ветер становится всё бескрайнее», «Зачерпнуть волны юности», «Китайские иероглифы», камерные произведения «Тихий ветер», «Западный флигель в трёх частях для лютни пипа» и другие.
Лютня пипа – щипковый инструмент с историей в несколько тысячелетий. Название получила по движениям кисти и пальцев руки исполнителя. Лань Вэйвэй более двадцати лет представляет китайское исполнительское искусство во всём мире.
В нашей филармонии Лань Вэйвэй показала «Миры пипы» для пипы соло. Музыкант и инструмент, как будто созданы друг для друга. Ярко-желтое платье исполнительницы прекрасно сочетается с нежно-древесным цветом музыкального инструмента, обтекаемые красивые формы, некая заявка на воздушность, легкость. Неожиданно очень тихий, можно сказать нежный звук. Плавные, наполненные таинственности движения рук. Погружение в мир необычной музыки. Да, совершенно камерный инструмент, с основным назначением для небольших помещений. Инструмент умиротворяющего действия, явно не для грубой музыки. Очень тепло благодарили зрители Лань Вэйвэй.
Лю Вэньцзя – выдающаяся исполнительница на гучжэне, доктор искусствоведения, профессор кафедры китайских музыкальных инструментов Уханьской консерватории, научный руководитель магистрантов, заведующая кафедрой щипковых инструментов. А так же член правления Китайского общества гучжэна при Китайской ассоциации музыкантов. Лю Вэньцзя окончила школу, бакалавриат, магистратуру и докторантуру в Центральной консерватории. Она – серебряный медалист Национальной премии Китая для высших учебных заведений в области культуры и искусства в номинации «Исполнение на национальных инструментах» и лауреат Китайской музыкальной премии «Золотой колокол» в номинации «Композиция». Лю Вэньцзя дала множество сольных концертов и провела ряд программ современной музыки для гучжэна совместно со своими учениками. Выступала в странах Европы, Америки, Азии. Она автор оригинальных произведений для национальных инструментов и музыкально- театральных постановок , таких как «Зарисовки тушью», «Ветер уносит меня, одинокую чайку, в бескрайние пески», «Жизнь и звук» и многие другие.
Гучжэн – старейшая китайская разновидность щипкового инструмента рода цитры, его название означает «древняя струна». Его первый расцвет пришелся на эпоху династии Хань (III – II вв. до н.э.) и последующие полтора тысячелетия традиция игры на нём имела непрерывное развитие. Соломенные струны были заменены на шелковые, потом на металлические. Интерес к инструменту возрождается вновь. Не зря его называют «пульсирующее сердце китайской музыки».
Для нашего зрителя это, наверно, самый незнакомый, необычный инструмент. Своеобразное звучание. Множество приёмов извлечения звука. Не просто даётся игра на инструменте музыканту. Приходится использовать полоски пластыря, защищая кожу рук, а возможно, и получая дополнительные звуковые оттенки. Лю Вэнцень исполнила «Тень солнца IV», это было первое знакомство нашего зрителя с национальной музыкой гучжэна. А в свой повторный выход на сцену исполнила ещё более глубокое по содержанию произведение «Звучащие молитвенные флаги». Инструмент, заставляющий думать. Вероятно, чтобы глубоко осмыслить исполнение на гучжэне, надо больше знать истории Китая, народной жизни, обычаев и традиций. Игра на гучжэне в ансамбле тоже очень интересна, но в данном концерте мы могли видеть только соло. Возможно, данный концерт откроет возможности встречи с концертным исполнением на гучжэне.
Чэнь Хунсюань – исполнительница на бамбуковой флейте дицзы, преподаватель кафедры народной музыки Шанхайской консерватории, где ведёт курс по специальности «Бамбуковая флейта дицзы». Докторант Шанхайской консерватории. Заместитель руководителя Китайского оркестра бамбуковых флейт Шанхайской консерватории. Имеет много золотых медалей заслуженных на музыкальных конкурсах. В качестве приглашенного солиста Чэнь Хунсюань выступала с рядом ведущих оркестров Китая. Сотрудничает с рядом народных оркестров и Молодёжных народных оркестров.
Бамбуковая флейта Ди (дицзы) - один из самых древних и наиболее распространённых в Китае инструментов. Археологами обнаружены прототипы инструмента возрастом более 8000 лет. Звуки флейты - неотемлемая часть китайской культуры, её печальный и радостный голос часто упоминается в национальной поэзии. Ди - это поперечная флейта с шестью игровыми отверстиями.
На нашем концерте прозвучала «Ода бамбуковой флейте», явно восторженное, светлое произведение, с красивой переменой тембра, силы звучания, интересным композиционным решением. Искромётное, виртуозное исполнение. Было бы интересно когда-нибудь послушать оркестр бамбуковых флейт!
В итоге впечатление от концерта сложилось самое яркое. Ощущение тепла, добродушия, любви к своему творчеству, к своему зрителю у высоко профессиональных музыкантов из Китая.
Поинтересовался впечатлением зрителей – от «Нам эту музыку трудно понять, но было интересно», до «Замечательно! Космическая музыка!»
Конечно, концерт камерно-инструментальной музыки Китая МОЛИТВЕННЫЕ ФЛАГИ НА ВЕТРУ в зале имени Л.В. Собинова в Ярославле стал выразительной, впечатляющей, очень важной составляющей большого культурного мероприятия XVII международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в Ярославле и Ярославской области 2025г.
А. Танчук