Юрий Башмет: «Сердце в будущем живёт…»

Признанный человеком 2023 года по версии Российской национальной премии в сфере креативных индустрий «Russian Creative Awards» народный артист СССР, Герой труда РФ, культовый альтист и дирижёр Юрий Башмет по доброй новогодней традиции итожит прожитое и размышляет о грядущем вместе с «Литературной газетой».


А начало беседе положили Зимний международный фестиваль искусств и… Пушкин.


– «…Сердце в будущем живёт, настоящее уныло», – Юрий Абрамович улыбнулся. – Точнее не скажешь! Мы сейчас готовимся к фестивалям искусств в Москве и в Сочи. Московский – пятый, пройдёт с 10 января по 10 февраля, а сочинский – семнадцатый, охватит почти всю вторую половину февраля, с 14-го по 25-е. Подробные программы уже есть в Интернете и на расклеенных по городам афишах.



Не пропустите!

В МХТ имени Чехова столичный фестивальный марафон стартует 10 и 11 января визитной карточкой – спектаклем-фантазией по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Не покидай свою планету», 12 января – литературно-музыкальный вечер «Истории любви». В нём примут участие «Солисты Москвы», а также Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Авангард Леонтьев и другие звёзды театра и кино, в исполнении которых прозвучат знаменитые рассказы Антона Чехова, Максима Горького, Михаила Булгакова, Ивана Бунина, Александра Куприна, Александра Вампилова.

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина 13 сентября – фестивальный спецпроект, а 16 января – концерт музыки Александра Зацепина (97 лет!!!) в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

В Театре имени Гоголя – нашумевшие постановки «Фантастическая Кармен» (20 января), «Живые и мёртвые» (31 января), а также премьера музыкально-драматического спектакля «Соборяне» (5 февраля) по роману Николая Лескова с Полиной Агуреевой, Ильёй Шакуновым, Иваном Добронравовым…

В Концертном зале имени Чайковского – традиционный концерт с участием Всероссийского юношеского симфонического оркестра на «день варенья» маэстро Башмета (24 января); литературно-музыкальный вечер к 125-летию МХТ имени Чехова «Музыка спектаклей МХТ» (1 февраля) с участием ведущих артистов театра и в сопровождении оркестра «Новая Россия»; вечер камерной музыки из произведений Франца Шуберта «Зимний путь» с австрийским баритоном Маркусом Вербой и пианистом Ла Скала Джеймсом Воном (29 января); вечер фламенко с испанским певцом Дукенде (5 февраля); вечер джаза с Кубинским квинтетом саксофонистов (8 февраля).

В концертном зале «Зарядье» – гала-концерт закрытия с Юрием Башметом, Ильдаром Абдразаковым, Еленой Гвритишвили, Даниилом Коганом, Марком Кимом, Демьяном Онуфраком, ансамблями «Солисты Москвы» и «INTRADA» (10 февраля).

В сочинском Зимнем театре 14 февраля, в День святого Валентина, Ильдар Абдразаков исполнит романсы и русские народные песни в сопровождении оркестра «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллы имени Юрлова. 15 февраля – спектакль «Не покидай свою планету». 16 февраля в гала-концерте открытия фестиваля будут солировать Денис Мацуев, Мария Зайцева, Ло Чаовэнь, Симона Кермес, Ду Ксюянь в сопровождении Камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Всероссийского юношеского симфонического оркестра. А 25 февраля в гала-концерте закрытия солистами станут Ольга Перетятько, Вадим Репин, Хассан Моатац Эль Молла. Фестиваль верен просветительской миссии и продолжает представлять в «звёздной оправе» имена талантливых молодых исполнителей.

В драматической палитре в Сочи – спектакль-концерт «Рождение человека» (17 февраля) по рассказам Горького и сочинениям Эдварда Грига с Евгением Мироновым, Александрой Урсуляк, ансамблями «Комонь» и «Солисты Москвы». Ещё одна премьера – музыкальный спектакль «Сокровенные люди» с Сергеем Гармашом (22 февраля). Будут «Истории любви» (18 февраля) и «Соборяне» (20 февраля).

Среди музыкальных программ заслуживают внимание: «Барокко четырёх континентов» (19 февраля) с Хором Сретенского монастыря, ансамблями «Венециано» (Италия), «Nahawend Ensemble» (Бахрейн), «Ming Quartet» (Китай) и специальным гостем – домристкой Екатериной Мочаловой; концерт Теодора Курентзиса с оркестром «MusicAeterna» (21 февраля); «Классика встречает джаз» с Игорем Бутманом (23 февраля); вечер балета со Светланой Захаровой (24 февраля).



Тучи – как люди?

– Впечатление такое, будто и нет кэнселинговых палок в колёса!

– А это как с парящими над землёй тучами, не представляющими опасность для солнца.

– «Тучи» – не помеха и для назначения гендиректором Большого театра Валерия Гергиева, и для выдвижения Владимиром Путиным своей кандидатуры на президентские выборы в 2024 году…

– …С Валерием Абисаловичем я дружу более сорока лет. И знаю, что Гергиев – человек слова и дела, победитель по натуре. Если он взялся за Большой, то засучив рукава, а значит, результат гарантирован. Точно также с Владимиром Владимировичем. Народ чаще всего достоин лидеров, которых избирает. Украина – исключение из правила, но, к сожалению, не единственное.

Когда у кого-то в чём-то нет уверенности, способ проиграть всегда найдётся. Но люди, объединённые одинаковыми высокими целями, рано или поздно обязательно встретят друг друга и осуществят намеченное.

– Как в оркестре? И возрождение вами Белорусско-российского молодёжного симфонического оркестра – ещё одна встреча единомышленников, выбравших исторически правильный курс?

– Верно, спайка через испытание и закалка в коллективном горниле – залог успешного совместного творчества и долгожительства в Искусстве. В том проекте участвует много талантливых молодых музыкантов нашего союзного государства.

– А когда в Ростове-на-Дону вы проводили открытый урок для одарённых учеников музыкальных школ и предложили ввести классическую музыку в школьную программу, имели в виду какую-то конкретную модель и конкретные произведения?

– Существующая модель нуждается в усовершенствовании, но произведения – на слуху: «Севильский цирюльник» Россини, Симфония № 40 Моцарта, «Шутка» Баха и многие-многие другие, с детства формирующие вкус и расширяющие духовно-нравственный кругозор.

– Как на занятиях вашего образовательного курса в Академии творческих индустрий «Меганом» – ключевой части арт-кластера «Таврида»?

– Творческие лаборатории в Крыму для меня и моих коллег традиционны. Ребята там собираются очень интересные и ищущие. В этом году – юные композиторы, музыканты, дирижёры, звукорежиссёры из Донецкой и Луганской народных республик, Татарстана и Белоруссии, Красноярского края и Санкт-Петербурга. С ними невероятно интересно беседовать на профессиональные темы, дружить и уходить с головой в творчество! Настоящий плавильный котёл идей и экспериментов. Когда корпуса академии только возводились, мы устраивали концерт на стройплощадке. Выступали на берегу моря...

Участники проекта раскрывали свои дарования в том числе на состоявшемся в «Артеке» торжественном концерте по случаю открытия Первого фестиваля классической музыки «Звёзды Меганома». Москвичка Анастасия Чернова представила весьма симпатичную фортепианную пьесу «Взлетай», созданную ею для спектакля по пьесе Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». А, к примеру, Игорь Комар из Беларуси презентовал сразу несколько авторских произведений. И артековцы удостоили своих ровесников, создающих музыку, Артековской розы – главного символа Международного детского центра.



Белые лилии страны восходящего солнца

–Каждый из международных музыкальных форумов, проводимых вами от Хабаровска и Калининграда до Сочи, имеет индивидуальность и собственные программные изюминки. Но масштаб и градус драйва для всех этих проектов, пожалуй, общие – одинаково высокие. Ярославский фестиваль отметил в этом году пятнадцатилетие...

– ...И за пятнадцать лет предоставлял сцену для первого выступления в России многим исполнителям и музыкальным коллективам мирового уровня. Например, признанному лучшим флейтистом мира Джеймсу Гэлвэю из списка Classic BRIT Awards, американскому композитору и дирижёру Тан Дуну, прославившемуся как гениальный экспериментатор, и многим другим. Причём в одном ряду с ними, например, – Хоровая капелла «Ярославия» под управлением Владимира Контарева, очень профессиональный коллектив, с которым меня связывает плодотворное многолетнее сотрудничество.

В ярославских фестивальных программах в этом году блистали артисты из Италии, Австрии, Ирана, Бельгии, Сербии, Бахрейна...

– ...Отказы от приглашения – редкость?

– Готовы приехать все, в том числе с Украины, однако безопасность, гарантируемая здесь, не распространяется на их Родину, где многих ждёт расплата за... толерантность. Понятно, что на правду обижаться нельзя, а неправда не заслуживает внимания. Но нам приходится следовать главному принципу медицинской этики: «Не навреди».

Поворотный момент, переживаемый в разных частях света людьми культуры и искусства, обостряет коммуникативную проблему и является своеобразным крещендо. Кульминация – впереди: с катарсисами и новыми художественными откровениями. Мы живём в удивительное время! Главное – его пережить.

– Ваш фан-клуб из Японии, говорят, не только коллекционирует концертные программки двадцатилетней давности, но и приветствует каждое ваше гастрольное выступление в этом островном государстве роскошными букетами белых лилий. Это правда?

– Да, слово «юри» в японском языке означает: «лилия». И представительницы сообщества моих поклонниц отслеживают концертный график, преподнося букеты именно этих белых цветов и в Токио, и в Киото, и везде, где бы мы ни играли. Нечто подобное случается и в Китае, и в Корее...

– А помните, как в Германии, в Мюнхене на Международном конкурсе альтистов, организованном радиокомпанией ARD в 1976-м, одержали победу? Победу, сулившую человеку без московской прописки, квартиры, постоянной работы полноценное материальное благополучие, но вы не променяли Родину на бытовое счастье за её рубежами...

– ...Скажу больше, после того конкурса меня пригласили к Герберту фон Караяну в оркестр Берлинской филармонии – и не каким-нибудь концертмейстером группы альтов, а предложили сольную партию в концерте Белы Бартока под управлением самого маэстро фон Караяна! Но я, ассистент Московской консерватории, дорожил «синицей в руках» и не поехал.



Индивидуальный подход

– Влияет ли реакция аудитории на звучащую музыку в зависимости от пресловутой разницы менталитетов?

– Не очень, хотя темпераменты, образовательный уровень и... климат, конечно, накладывают отпечаток. Чем южнее, тем выражение эмоций более свободное. В этом смысле Германия и Италия чуть ли не антиподы. Очень щепетильны японцы: бывает сидят в зале с нотами, сверяя написанное со звучащими произведениями.

А в остальном атмосферу создают акустика и... история концертной площадки, её и твой эмоциональные бэкграунды. В Мюнхене после памятного конкурса альтистов тот зал всякий раз вызывал «ощущение конкурсности», провоцировал небольшую нервозность.

– 16 октября 1893 года в Петербурге Пётр Чайковский, за девять дней до смерти, презентовал Шестую симфонию, посвящённую племяннику Владимиру Давыдову. И даже сам встал за дирижёрский пульт! Но через два дня после премьеры написал музыкальному издателю Петру Юргенсону: «С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ею горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением». Ваше мнение, почему российская аудитория с первого раза «не расслышала» гениальность последнего творения соотечественника?

– Знаете, как хирург не может оперировать близких ему людей и родственников из-за сильной эмоциональной связи (обязательно в самый неподходящий момент дрогнет рука), так и автор, скорее всего, не всегда в состоянии дирижировать собственным сочинением. Нужна некая отстранённость, дистанцирование от музыкального образа. Посмертное исполнение симфонии под управлением Эдуарда Направника произвело неизгладимое впечатление, усиленное невыразимой болью утраты. Статус безусловного шедевра подтвердило и первое исполнение в Москве, состоявшееся 4 декабря 1893-го под управлением Василия Сафонова.

Не способствуют успеху и холодное ремесленничество, и чрезмерное воодушевление, граничащее с непрофессионализмом. Но если дирижёр – профессионал, то качество исполнения (трактовку, темп, динамику, агогику – отклонение реальной длительности звуков и пауз от ритмических соотношений в нотах) определяет вкус слушателя.

Лично для меня при дирижировании и солировании на первом месте – импровизация: веление самой музыки, зовущей за собой. И чтоб последовать за ней, оказаться на одной волне, необходим чуткий оркестр, готовый пропускать мелодию через сердце, проживать её...

Конечно, все дирижируют по-разному. На меня впечатление произвёл Карлос Клайбер, а на него – Владимир Федосеев. Причём Владимир Иванович максимально близок к авторскому замыслу. Чьи бы то ни было традиции, вариации, интерпретации быстро устаревают. Неувядаемость – в оригинальном прочтении, которое ты обогащаешь в меру собственного вкуса, образования...

К примеру, в очередном сочинском фестивале примет участие очень талантливый Теодор Курентзис. Упоминали вы Валерия Гергиева, правда, в административном контексте. Но как дирижёр он невероятно мощный и выразительный, с гипнотическим воздействием на оркестр. Юрий Темирканов и Марис Янсон – Царство им небесное! – высочайшие профессионалы, светлые и доброжелательные люди.

Думающему и тонко чувствующему исполнителю нравятся дирижёры, воспринимающие музыку не в качестве «аккомпанемента солисту», а как целостное произведение, для единения с которым и растворения в котором одного профессионализма мало. Но такие «моменты истины», когда и солист, и дирижёр превзошли обоюдные ожидания и собственные возможности, случаются! У меня с тем же Гергиевым – в Зальцбурге, с Темиркановым – в Израиле, с Ростроповичем – в Москве...



Не торопите время!

– Какое из всех существующих музыкальных направлений, на ваш взгляд, наиболее сложное?

– Романтическое. Несмотря на его мелодичность и гармоничность. Венская классика менее прихотлива: имеешь подходящее образование, владеешь инструментом – и ладно. А тут решающую роль играет вкус. Полшага влево-вправо – лаунж: «Гарсон, что-нибудь отрезвляющее!»

Кстати, на ужине после премьеры Фортепианного квинтета Альфреда Шнитке в ресторане «Балалайка» в 1976-м – композитор по традиции угощал исполнителей – я попросил Альфреда Гарриевича подумать о большом концерте для альта и оркестра. И он написал его... лет через восемь. Правда, посвятил мне – жаловаться грех. Да и премьера в Амстердаме произвела эффект взорвавшейся бомбы. Самый знаменитый до того времени альтовый концерт Бартока в мире записывали в год всего один раз, а этот – шесть!

В интервью моей авторской телепрограмме «Вокзал мечты» Шнитке называл его своим лучшим инструментальным произведением. Оно было одним из последних перед инсультом, после которого Альфред признался: заглянул туда, куда человек не должен заглядывать.

Поэтому не торопите время, наслаждайтесь каждым мигом своей жизни, каким бы радостным или грустным он ни был! Всем – здоровья, счастья! И с Новым годом, даст Бог – не последним!

Автор
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе