В подростковом возрасте Тина с матерью переехали в Сент-Луис, где девушка встретила своего будущего мужа и партнера по музыке — Айка Тернера. Тине было 17, когда она увидела 23-летнего музыканта на сцене. Внешность солиста блюзового бенда Kings of Rhythm ее интересовала мало — Тина влюбилась в то, как он играет на гитаре. После концерта девушка сразу же пошла за кулисы и стала умолять Айка послушать ее пение и дать возможность присоединиться к группе. Айк пообещал перезвонить нахалке с сельским акцентом, но передумал, когда в другой вечер Тина, снова придя на их выступление, выхватила во время антракта микрофон и спела песню легенды блюза Би Би Кинга. Айк разрешил ей остаться на сцене до конца вечера, и так началось их сотрудничество. Через три года у них родится сын, через пять лет пара сыграет свадьбу.
Красные флаги в поведении Айка появлялись еще до рождения ребенка. В 1960-м Айк отправил демо новой песни президенту известного R’n’B-лейбла. В выходных данных Анна Мэй впервые была подписана как Тина Тернер: Айк сделал это без ее ведома, придумав и зарегистрировав это имя, чтобы в случае, если они с девушкой расстанутся, он мог заменить ее любой другой вокалисткой, которую тоже будут звать Тина Тернер. Это не первый и не последний пример его контролирующего поведения: когда Тина только присоединилась к группе, он продумывал ее наряды и даже то, как должны выглядеть ее зубы.
Еще до свадьбы Тина собиралась уйти и отказалась записывать одну из песен Айка — тогда он избил ее деревянными колодками для обуви прямо в студии. Ему нравилось оставлять синяки и раны на видных местах: например, разбить Тине нос. В порядке вещей было плеснуть ей в лицо горячим кофе. В 1960-х избиение темнокожей женщины не считалась поводом для тревоги у окружающих. Из‑за постоянно разбитого носа кровь стекала Тине в горло, но Айк заставлял ее петь даже в таком состоянии.
Абьюз продолжался четырнадцать лет. Все это время Айк и Тина выступали дуэтом, и в 1966 году случился их первый всемирный хит «River Deep — Mountain High», получивший большой успех в Великобритании и Испании. Выпущенная через два года песня «The Hunter» подарила им статус рок-звезд. В 1967 году Тина стала первой чернокожей артисткой и первой женщиной на обложке журнала Rolling Stone.
К середине 1970-х у Тины и Айка было пять номинаций на «Грэмми» и пять мировых хитов. В это же время у Айка развилась тяжелая наркотическая зависимость, и его отношение к Тине становилось все хуже и хуже. Певица призналась в интервью Опре Уинфри: «Много раз я держала над ним пистолет, когда он спал. Однажды я перевезла всю его одежду из дома в студию — у него случилась истерика. Я не знала, куда мне идти. У меня оставалась сестринская любовь к этому человеку. Я хотела сделать его счастливым».
Совместное выступление с Шер на The Cher Show, 1975 годВ 1976 году в самом начале турне по дороге в отель Айк избил Тину до кровавых ран. Она сделала ему массаж, чтобы он крепче уснул, и сбежала с 36 центами в кармане. Чтобы платить за жилье, она несколько месяцев делала уборку в домах, а в оставшееся время ходила по лейблам, показывала свои музыкальные достижения и просила заключить с ней сольный контракт. Но 37-летняя одинокая темнокожая певица с двумя детьми была никому не нужна. Два года Тина добивалась развода, и из всего имущества, заработанного этой успешной музыкальной парой, она смогла забрать два автомобиля и самое важное — право на сценическое имя.
Фанаты гадали, почему дуэт распался, а лейблы говорили, что никто не будет слушать Тину без Айка. Тогда эта сильная женщина решила вычеркнуть бывшего мужа из своей истории и объяснить, почему она больше не будет стоять с ним на одной сцене. В 1981 году Тина дала интервью журналу People и рассказала об абьюзе со стороны Айка. За тридцать лет до Эмбер Херд и Megan Thee Stallion известная женщина, рассказавшая о жестоком поведении бывшего партнера, стала жертвой насмешек и недоверия.
Слово «хайп» еще не было популярным, но уже тогда люди обвиняли Тину в том, что она придумала небылицы и опорочила честь великого музыканта, чтобы поднять цену своей протухшей карьеры. Тина Тернер признавалась, что последствия того интервью и публичная травля преследовали ее даже в 70-летнем возрасте. Когда в 2013 году Джей Зи на треке с Бейонсе «Drunk in Love» зачитал строки «Я как Айк: заводись, Тернер. Малышка, ты знаешь, я не играю. Отведай мой пирожок, Энни Мэй», певица сказала, что ее это даже не удивило.
В течение двух лет Тина выступала лишь в клубах и банкетных залах отелей. Но в 1983 году лейбл Capitol Records дал певице второй шанс и заключил с ней контракт. В этом же году она выпустила кавер на песню «Let’s Stay Together» Эла Грина — трек приземлился в первой половине чарта Billboard Hot 100, и лейбл неожиданно дал добро на сольный альбом Тины. Времени на запись было всего две недели, и тем не менее альбом «Private Dancer» получился таким хорошим, что получил пятикратную платиновую сертификацию в США и был продан тиражом 10 миллионов копий по миру.
Наконец пошла белая полоса: сингл с альбома «What’s Love Got to Do with It» стал всемирным хитом, Лайонел Ричи пригласил певицу выступать на разогреве в его туре, Дэвид Боуи согласился записать совместный кавер на трек Игги Попа. В следующем году Тина собрала урожай из трех статуэток «Грэмми», а через год отправилась уже в собственное мировое турне. Следующий альбом, «Break Every Rule», и следующий мировой тур позволили ей побить рекорд Книги рекордов Гиннесса: на выступление Тины в 1988 году в Рио-де-Жанейро пришли 180 тысяч человек.
То самое выступление в Рио-де-Жанейро, 1988 годПесня «The Best» со следующего альбома изначально была придумана для другой рок-королевы — Бонни Тайлер. Тина переписала ее и сделала своей визитной карточкой. Эта песня была продана в количестве более 6 миллионов копий и добавила на тот момент почти 50-летней певице новых поклонников.
В чем феномен популярности Тины? В ее энергии. Сложно найти запись выступления, где эта женщина стояла бы на одном месте больше двадцати секунд. Ее танцы, как и полагается среди легенд рок-н-ролла, состояли из сотен неповторимых движений, настоящего грува и заразительных эмоций. Даже те самые «движения Мика Джаггера», которые воспевали Maroon 5 в песне «Moves Like Jagger», были скопированы у Тины — в этом признавался сам лидер The Rolling Stones, написавший в твиттере, узнав о смерти Тернер: «Она была вдохновляющей, теплой, веселой и щедрой. Она так мне помогла, когда я был молод, и я никогда ее не забуду».
Важным элементом очарования Тернер был и мощный вокал: ее хриплый и низкий голос стал вдохновением для нескольких поколений певиц. Тину Тернер считают своим кумиром Бейонсе, Джанет Джексон и Рианна. Тина открыла двери на сцену для других темнокожих женщин, изменив их исторически игнорируемую в жанре рок-н-ролла роль. Она одна из немногих, кто был внесен в Зал славы рок-н-ролла дважды: в 2021 году ее отметили как сольную исполнительницу, а за тридцать лет до этого — в дуэте с бывшим мужем. Тина Тернер не пришла в 1991 году на вручение этого титула, потому что восстанавливалась после мирового тура. Айк Тернер — потому что сидел в тюрьме.
В 2000 году певица объявила о завершении карьеры, а в 2008 году она отправилась в последний тур, посвященный пятидесятилетию на сцене. Последние двадцать семь лет Тина провела со своим ужасно скромным, но достаточно богатым мужем Эрвином Бахом — представителем звукозаписывающей компании. До самых последних дней Эрвин обходился с Тиной как с королевой и даже пожертвовал ей свою почку, когда в 2017-м ей диагностировали почечную недостаточность. За пару лет до этого у певицы случился инсульт и был обнаружен и вылечен рак кишечника.
Последнее телевыступление Тины Тернер — дуэт с Бейонсе на церемонии вручения наград «Грэмми», 2008 годТина пережила своих биологических сыновей. В 2018 году старший покончил жизнь самоубийством, а в декабре прошлого года младший умер от рака толстой кишки. Осталось двое сыновей Айка Тернера, которых усыновила Тина после свадьбы с их отцом.
После ухода Тины на пенсию семья счастливо жила в Швейцарии, гражданство которой певица получила в 2013 году. «Люди считают, что моя жизнь была тяжелой, но я думаю, что это было прекрасное путешествие. Чем старше вы становитесь, тем больше вы понимаете, что жизнь — это не то, что с вами произошло, а то, как вы с этим справлялись».
В 2020 году норвежский продюсер Kygo выпустил ремикс на хит Тины «What’s Love Got to Do With It». Успех песни сделал Тину первым артистом, попадавшим в хит-парады Великобритании семь (!) десятилетий подряд. О жизни Тернер уже сняли четыре фильма, в том числе художественный «What’s Love Got to Do with It» с великолепной Анджелой Бассетт и документалку HBO, вышедшую всего два года назад. А на Бродвее режиссерка Филлида Ллойд поставила мюзикл в честь Тины Тернер.
Конечно, главное наследие Тины — ее музыка. Песни из девяти сольных альбомов Тернер будут играть на радио, на стримингах и в наушниках еще долгие годы. Но важно, что Тина останется еще и иконой и мотивацией для многих поколений девушек. Примером таланта и трудолюбия, стойкости и умения постоять за себя, силы и упорства. Даже после смерти Тина дарит своим слушателям и слушательницам ощущение, что они simply the best.