9 ноября 2017 легенде советской поп-музыки композитору Александре Пахмутовой исполнилось 88 лет.
Николай Добронравов, Александра Пахмутова и Сергей Гребенников, 1969 год
Автор таких долгоиграющих хитов, как «Нежность», «Белоруссия», «Команда молодости нашей», «Старый клен», «Как молоды мы были», «Беловежская пуща», «Надежда» и многих-многих других — интервью СМИ не дает уже более 20 лет. Однако писателю Сергею Грачеву в 2014 г . в год 85-летия удалось уговорить композитора на личную беседу.
— Александра Николаевна, помимо эстрадных песен, вами написано немало произведений в жанре академической музыки. Не обидно, что в России их практически не знают?
— Понимаете, можно написать очень хороший квартет или очень хорошую симфонию. Критики одобрят, зрители консерватории поаплодируют. И все! А если написать удачную песню — приходит феноменальный успех. И если говорить о востребованности академической музыки, то мне обидно не за себя, а за огромную, богатую, невероятную советскую композиторскую школу. Ну что говорить обо мне, если сейчас очень мало звучат такие композиторы, как Шостакович и Прокофьев, например. А их знает весь мир!
Нужно привлекать внимание молодежи к этой музыке. А этого нет. Кто-то скажет: «Молодежь говорит, что это ей неинтересно!» Ну и что?! Не нужно опускать руки. Пусть молодые люди послушают эту музыку еще раз, и еще раз, и еще раз.
Ведь для того, чтобы по достоинству оценить великое, выдающееся литературное произведение — надо просто много читать. Тогда появится интерес не только к сюжету, но и к таинству слова.
С музыкой то же самое. В классической музыке, как и в эстрадной, тоже есть произведения, которые могут быть понятны и любимы миллионам людей. Я очень люблю музыку, поэтому знаю, сколько есть академических произведений, которые лучше чем мои, но при этом совсем не звучат нигде.
— Нет ли у вас ощущения невостребованности в настоящее время?
— Этим я абсолютно не страдаю. Может быть, невостребованность и была, но в период общей политической суматохи. Тогда всем было не до песен.
— Ваши песни стали, что называется, народными. Они довольно часто звучат и по телевизору, и по радио, их перепевают молодые исполнители. А гонорары вы за это получаете?
— Конечно. Есть российское авторское общество, которое перечисляет мне деньги. Меня они вполне устраивают. Это хорошая прибавка к пенсии. Но гораздо большие отчисления я получаю из-за рубежа. У меня как-то случилась забавная история: позвонил какой-то совершенно незнакомый человек из Израиля с просьбой разрешить ему использовать мою мелодию в качестве звонка мобильного телефона. Это было очень мило.
— Сегодня вы живая легенда. А были периоды в жизни, когда вы были в опале?
— Конечно, были. У меня полно песен, которые запрещали. Одно время напали из-за песни «Малая земля». Говорили, будто бы мы с Добронравовым посвятили ее Брежневу. Потом негатив вызвала «Песня о Ленине». Там были строчки: «Ильич прощается с Москвой». Нам сказали, что Ленин не может прощаться с Москвой. Он навечно в ней.
Не пропустили песню про ветеранов Первого белорусского фронта. Это очень ласковая песня, но в ней были строчки: «Любимцем нашим был маршал Рокосовский, а лично маршал Жуков повел нас на Берлин». В то время был один герой — Брежнев. Какие там еще маршалы?! Сейчас подобное невозможно себе представить, а тогда это было сплошь и рядом. Я звонила в политуправление, кричала, ругалась, но все это было бесполезно.
Впрочем, в основном, песни не пропускали, запрещали из-за текстов. Лишь однажды у меня пытались запретить песню из-за музыки. И эта песня — «И Ленин такой молодой». Она писалась, как финальная композиция для Съезда комсомола. Но цензорам она показалась слишком сумасшедшей. Роковые барабаны, ритм, энергетика… Попросили все исправить. Я сказала: «Да-да, конечно! Я подумаю!»
Но на самом деле, я никогда и ничего не исправляла в своих песнях. В итоге композиция вышла, но спустя года полтора после ее написания.
— Композитор Джакоммо Россини как то сказал: «Дайте мне счет из прачечной и я положу его на музыку». Вы могли бы подписаться под этими словами?
— Конечно! Подобные эксперименты очень любил ныне покойный композитор Микаэл Таривердиев. Он мог взять любую газетную статью и написать на основе ее текста песню. Поэтам с ним работать было очень легко. А вы послушайте современную рекламу на телевидении. Там же сплошные оратории! Поют прозу на голоса, и делают это очень красиво. Так и хочется сказать — сбылась мечта Россини!
— Знаю, что вас долго уговаривали вступить в компартию. Почему вы так упорно отказывались?
— Дело в том, что в любой идеологической системе помимо ее истинных приверженцев всегда существуют и те, кто на ней откровенно паразитирует. Возьмите то же христианство: кроме аскетичных страдальцев, святого Себастьяна, Иисуса Христа и других, под прикрытием этой религии хорошо устраивались так называемые «декамероновские» монахи, которые сладко ели, гуляли с женщинами, ничего не делали и, в общем, жили лучше всех.
В коммунистической идеологии, как мы знаем, было то же самое. Одни кидались за идеи в огонь, мужественно переносили пытки, бесплатно отстраивали страну, другие прикрывались за их спинами и отстраивали себе чужими руками роскошные дачи. Как раз люди, которые относились к коммунистической идеологии крайне цинично, и тащили меня в партию.
Я отлично понимала, что, получив от меня заявление, эти псевдокоммунисты сядут в черную «Волгу» и уедут в свои загородные хоромы, а я с этого момента буду обязана на них работать, утопать в новых проблемах. Я бы ничего не написала, вступив в партию, поскольку примитивные серые бюрократы затолкали бы меня насмерть своими поручениями.
— Но вы же писали песни о коммунистах…
— Мы писали о тех святых людях, многие из которых сегодня вынуждены собирать бутылки и рыться в помойках. Или, к примеру, обидно, что о Зое Космодемьянской в настоящее время иначе как о психопатке не говорят. По большому счету, если бы я поддалась в свое время уговорам и вступила в партию, сейчас бы не за что не стала сжигать и топтать ногами свой партбилет, как многие. Мне было бы просто стыдно.
— У вас такое количество народных хитов, что кажется, будь то вы знаете какой-то секрет. Можно ли вывести формулу хита?
— Формулу вывести можно, но не нужно. Теоретически я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию.
Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый «скандеж», то есть с помощью определенной ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю.
Это все равно, что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным. Вряд ли великий Чайковский писал свою «Ромео и Джульетту» для того, чтобы обязательно понравиться публике.
Владимир Путин поздравил Александру Пахмутову с 88-летием.
Александра Пахмутова: биография
Александра Николаевна Пахмутова — одна из легенд советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных композиторов Советского Союза, за что в 1984 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Музыкальная биография Александры Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.
Александра Пахмутова в детстве
Маленькая Саша Пахмутова
Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской. Родители Пахмутовой, Николай Андрианович и Мария Амплеевна, рано заметили, что их дочь отличается исключительной музыкальной одарённостью. С их одобрения девочка в три года стала учиться игре на фортепиано, а через несколько месяцев уже делала первые попытки сочинять собственные мелодии.
Александра Пахмутова в молодости
Молодые годы Пахмутовой
В пять лет маленькая Пахмутова написала первую полноценную пьесу для фортепиано под названием «Петухи поют», причем в музыкальную школу девочка отправилась только спустя два года. В родном поселке Александра совершенствовала игру на клавишных инструментах вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем, после эвакуации, она продолжала развиваться как пианистка в Караганде. Но как только театр военных действий вышел за границу Советского Союза, Александра самостоятельно отправляется в Москву и в 14 лет поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Там девушка не только учится в специализированном классе фортепиано, но и посещает кружок юных композиторов, который организовали Виссарион Шебалин и Николай Пейко.
Александра Пахмутова
Фото Пахмутовой
Эта знаменитая «Школа одаренных детей», как ее тогда называли, дала путевку в жизнь многим музыкантам и композиторам, ставшим впоследствии всемирно известными. Окончила ее и Александра Николаевна Пахмутова, а затем оказалась студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Диплом о высшем образовании будущая звезда получила в 1953 году, но еще около трех лет училась в аспирантуре, защитив впоследствии диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки».
Песни Александры Пахмутовой
Примечательно, что Александра Николаевна пишет музыку в самых разных жанрах, включая и серьезные произведения для симфонических оркестров. Например, она сочинила «Русскую сюиту», «Концерт для трубы с оркестром», «Увертюру «Юность», «Оду на зажжение огня» и многие другие красивые композиции. Кстати, первые два произведения из вышеназванных довольно часто исполняют зарубежные симфонические оркестры. А талантливые хореографы одесского Театра оперы и балета и московского Большого театра поставили на музыку Александры Николаевны Пахмутовой балет «Озарённость».
Александра Пахмутова
Писала композитор и мелодии для кинематографа. Очень популярными становились саундтреки из таких картин, как «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву» и многих других. В 1980 году по специальному заказу Международного Олимпийского комитета Пахмутова сочинила музыку к официальному олимпийскому фильму «О спорт, ты — мир!». Но особое, пожалуй, даже ключевое значение в ее творчестве занимал жанр эстрады. Популярные песни Александры Николаевны имеют собственную индивидуальность, они вдохновляют слушателя, несут позитивную составляющую и надолго остаются в памяти.
Александра Пахмутова
Не только композитор, но и пианистка
Сквозь десятилетия прошли и не утратили актуальности лирические композиции «Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», спортивные гимны «Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей», задорные песни «Главное, ребята, сердцем не стареть!» и «Хорошие девчата», патриотические песни «Орлята учатся летать» и «Созвездие Гагарина» и многие другие мелодии.
Песни Александры Пахмутовой входили в репертуар таких звезд, как Михаил Боярский и Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев и Эдита Пьеха, Аида Ведищева и Анна Герман, Людмила Гурченко и Валерий Леонтьев, а также нескольких десятков других. Стоит отметить, что в свой репертуар произведения Пахмутовой включали не только отечественные, но и западные артисты. Например, бывший вокалист группы «Modern Talking» Томас Андерс, британский коллектив «Living Sound» и восточногерманская группа «Kreis».
Александра Пахмутова и Анна Герман
Сотрудничала Александра Николаевна с самыми видными поэтами, в том числе и с Робертом Рождественским, но самый прочный и плодотворный творческий союз составляли Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Огромное количество песен поклонники музыки услышали и полюбили благодаря этому дуэту. Интересно, что одна их совместная песня, «Магнитка», в 2011 году даже была утверждена в качестве официального гимна города Магнитогорск. Именно такое решение приняло собрание депутатов городского Совета.
Личная жизнь
Николай Добронравов и Александра Пахмутова создали не только творческий союз, но и семейный. Они познакомились еще в дни своей молодости, в 1956 году. Тогда Добронравов работал на Всесоюзном радио, где читал стихотворения в детской программе «Пионерская зорька». А Пахмутову пригласили написать музыку для этих стихов, чтобы получились детские песенки. Первой совместной композицией композитора и поэта стала песня «Лодочка моторная», после которой родилось более сотни великолепных шлягеров.
Александра Пахмутова и Николай Добронравов
Молодые Пахмутова и Добронравов | Газета "Юг"
В тот же год изменилась и личная жизнь Александры Пахмутовой: они с Николаем Николаевичем полюбили друг друга с первого взгляда. Через три месяца Добронравов ведет Александру в ЗАГС, и они официально становятся мужем и женой. Интересно, что композитор решила не надевать белого платья с фатой. Ее мама пошила элегантный розовый костюм, и именно в нем невеста предстала на собственной свадьбе. Медовый месяц молодые супруги провели у родственников в Абхазии, а по возвращении в Москву с головой окунулись в работу.
Звездные супруги: композитор и поэт | Русская Woman
Собственных детей Александра Пахмутова и ее муж не имели. Но свою нерастраченную любовь они реализовали в творчестве: их дуэт создал огромное количество молодежных и детских хитов, так что детьми Пахмутовой были ребята всей страны. Кроме того, супруги внимательно следили за молодыми дарованиями и опекали талантливых исполнителей, поэтому сегодня многие музыканты и певцы называют Александру Николаевну и Владимира Владимировича вторыми родителями.
Александра Николаевна и Николай Николаевич сегодня | Теленеделя
Мало кто знает, что эта маленькая женщина серьезно увлечена футболом и считает себя поклонницей этой игры. Вместе с мужем они поддерживают сборную России, а сама Пахмутова является болельщицей команды «Ротор» из ее родного Волгограда. В дуэте с мужем они даже написали футбольную песню «Это наша игра», посвященную российским спортсменам. Остается добавить, что еще в 1968 году имя Александры Николаевны Пахмутовой было увековечено, причем во вселенских масштабах: крымские ученые назвали открытый ими новый астероид именем «Пахмутова".