Истории из жизни: как я начал создавать музыку из шумов.
Создавать музыку можно не только с помощью музыкальных инструментов и голоса, ночуя в студиизвукозаписи. В нашей рубрике история Александра Бенякова – человека, который уже более 9 лет превращает шумы досок, дрелей и промышленных предприятий в музыку.
Александр Беняков, проект Temple
Началось все более 9 лет назад, в 2007 году. С разного рода звуковыми экспериментами я был знаком давно, но никогда не думал превращать эти звуки в цельную музыку. Однажды, знакомый гитарист принес мне альбом проекта MZ.412 (родоначальники так называемого «black industrial». Группа смешивает в своих произведениях industrial noise, ritual ambient и black metal элементы – прим.ред.). Послушал, понравилось, а главное — появилось желание самому что-то сочинить. В качестве главного стимула – было освоить что-то новое и необычное, а, во-вторых, хотелось сделать музыку в одиночку, т.к. работа в группе в свое время не сложилась.
В первую очередь музыка из «шумов» привлекла меня своей ритуальностью. В такой музыке звук представлен, как явление, не обязательно вписанным в звукоряд и ритмическую структуру. Также привлекла возможность на некоторое время выпасть из привычного мира, в том числе музыкального.
Не скажу, что людей сильно пугает такая музыка. Все, что я делаю, не рассчитано на широкого слушателя, даже на редких концертах, собирается узкий круг слушателей. Думаю, что их точно не моя музыка пугает. А тех, кого пугает – просто не слушают, иначе зачем над собой издеваться. Ничего нет странного в том, что для человека, любящего и привыкшего исключительно к песенной форме — гул, грохот железа где-то вдалеке или шум воды в сознании не складываются в музыкальный ряд.
Самое главное во всей моей деятельности – работа над звуками. Мой рабочий процесс состоит из двух частей. Первое – это так называемые полевые записи. Не обязательно в полях, в любом подходящем для записи месте, где есть некий интересный звук, шум, которые потом смогут стать чем-то большим. Я веду запись на портативный рекордер, но раньше я проводил запись на кассетный – для аутентичности, затем перешел на цифровой, поскольку с материалом потом работать удобнее, а качество записи выше.
Сезон моей работы — с мая по октябрь. Так что, если увидите в Ярославле или окрестностях, человека с селфи-палкой, на которой вместо телефона нечто большое черное, с мохнатым набалдашником, не пугайтесь и не вспугните – идет запись.
Второй шаг – это домашняя, студийная работа. Тут уже в основном работа электроники: синтезаторы, процессоры эффектов, гитарные педали, какие-то самоделки. Иногда что-то звучащее, что можно снять микрофоном, но негромкое – перкуссия, например. И, если требуется, голос.Обычно полевые записи складируются и множатся, у любого шумовика есть склад запасного, недоработанного и заброшенного материала просто гигантских объемов. Вот из этого склада часто берется нужное, например, свежий трек вполне может содержать эле менты 5-7 летней давности. Когда все отобрано, проработано и найдено, начинается процесс сведения. Немного, конечно, похоже на студийную работу над обычной музыкой, но в процессе материал может быть сильно переделан. Сводить, кстати, можно тоже долго, все ненужные куски – идут в склад. Иногда бывает, что идея есть сразу, да еще и техника оказывается под рукой – в таких моментах пишется лайв.
В общем, трек, а равно и альбом, может быть записан за полчаса, а может писаться на протяжении 5 лет. Сейчас я пишу один альбом уже 7 лет, и такое чувство, что процесс этот никогда не закончится.
Абсолютная трудность записать такую музыку, которая, с одной стороны, будет хороша по звучанию, а с другой – будет необычной и яркой. У меня до сих пор присутствует свой микролейбл, хотя сейчас ничего не выпускаю по причине отсутствия спроса, но раньше присылали много материала на запись.
Temple
1 февраля 2015 в 0:10
8 лет назад, 1 февраля, был записан первый трек . С переменным успехом творчество проекта продолжается и развивается, оставляя, как и во всех нойз-проектах кучу неизданных и неявленных материалов, актуальность которых для автора пропадает по только ему понятным причинам. Были концерты, в дальнейшем живая работа будет продолжена. К восьмилетию был записан нижеследующий трек, полевые записи к нему фиксировались в том самом ареале, благодаря которому проект родился - на краю жилого района, в месте сосредоточения заводов и железнодорожных путей. "Молот января" можно трактовать как прямо(январская атмосфера ж/д станции "Молот"), так и косвенно(ментальный молот, который каждый год обрушивается на остатки эйфории от ожиданий наступающего года).
Вдумчивого вам прослушивания.
Temple – Молот января
Александр Беняков
На данный момент планы на будущее у меня следующие: во-первых, попытаюсь в ближайший год закрыть пробелы – дописать материал, который висит давно, должно получиться два альбома. Далее проект будет не закрыт, но слегка заморожен – до тех пор, пока не будет что еще сказать в сольном творчестве. Однако, шум продолжается. Теперь это будет дуэт, пока еще не имеющий названия, но начавший записываться. На концертах, если получится, будет выступать именно этот новый проект. Так что следите за новостями.