«А ЕЩЕ ВЕДЬ НАДО В ДУШУ К НАМ ПРОНИКНУТЬ»: 100 ЛЕТ ИСААКУ ШВАРЦУ

А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она
Эти строки Булат Окуджава посвятил композитору, классику киномузыки Исааку Шварцу, которому 13 мая 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения. Исаак Шварц написал музыку к 125 фильмам, среди которых «Белое солнце пустыни», «Братья Карамазовы», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Звезда пленительного счастья» и работал с такими режиссерами как Михаил Ромм, Иосиф Хейфиц, Михаил Швейцер, Сергей Соловьёв, Павел Лунгин и другими. Многие помнят его музыку лучше чем фильмы. «Для экрана важно писать мелодично, просто, но ни в коем случае не банально», — говорил Шварц. Об идеалах композитора в искусстве и жизни — Татьяна Ефимова.

«А еще ведь надо в душу к нам проникнуть»: 100 лет Исааку Шварцу

Дебют Исаака Шварца в кино состоялся в 1958 году, когда ему было 35 лет. За плечами — учеба в консерватории в классе Арапова, ученика Шостаковича, работа с выдающимся балетмейстером Якобсоном, написание музыки к театральным постановкам Товстоногова «Идиот» по Достоевскому и «Горе от ума» по Грибоедову. В кино композитор пришел, будучи автором симфонии, инструментальной музыки и двух балетов. О себе говорил, что «в душе остался симфонистом». В драме «Егор Булычов и другие» отмечали его грандиозную, мощную оркестровку. «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева пронизаны драматичной, симфонической музыкой. О работе над этим фильмом Шварц вспоминал: «Эта картина стала значительной вехой становления меня, как композитора. Я прикоснулся к гениальному произведению Достоевского». «Братья Карамазовы» стали лучшим фильмом 1970 года по версии журнала «Советский экран» и были номинированы на премию «Оскар». Музыкой Шварца в этом фильме восхищался Шостакович.

Работу над музыкой в кино Исаак Шварц выстраивал по заветам своих великих предшественников — композиторов-романтиков, которые показывали жизнь героя в хитросплетении различных ситуаций через призму своего эмоционального отклика на то или иное переживание. Такой подход отвечает требованиям киномузыки и по сей день. Но главным завоеванием романтической эпохи стала система лейтмотивов, изобретенная великим немецким композитором Рихардом Вагнером. Лейтмотивы — это короткие музыкальные мотивы, связанные с конкретными персонажами. Они выражают чувства героев, их помыслы, а также характеризуют идеи, и символизируют предметы. В кино, как и в опере, у лейтмотива есть несколько функций: он оповещает о появлении героя и напоминает о нём без его физического появления, описывает различные эмоциональные состояния героев, воплощает явления или отвлеченные понятия. Лейтмотивы могут взаимодействовать между собой, интонационно прорастать друг в друга, отражая особенности сюжета и драматургию фильма.


Многие ассоциируют музыку Шварца в кино с песнями, их он написал немало. «Ваше благородие, госпожа удача!» из фильма «Белое солнце пустыни», «Женюсь» из «Соломенной шляпки», «Песенка кавалергарда» из фильма «Звезда пленительного счастья». Но обнаружить мелодическое начало можно не только в его песнях. Особая авторская интонация пронизывает всю его музыку. Положение мелодии как главного выразительного средства в 20 веке далеко не столь однозначно как в веке 19. Стремясь отразить сложность и противоречивость эпохи, композиторы искали новые средства выражения, отказывались от устоявшихся традиций, и пытались создать принципиально новый, более сложный музыкальный язык. Но несмотря на такое положение вещей, Шварц отмечал особую выразительность именно мело­дического начала, напоминал о высказывании Стравинского: «На вершине иерархии элементов, составляющих музыку, должна сохранять свое место именно мелодия». И даже не просто мелодия, а музыкальная тема, которая «как путеводная нить Ариадны ведёт нас к восприятию даже самой сложной музыкальной формы».

В фильме «Не стреляйте в белых лебедей» (1980) для характеристики главного героя Егора, простого деревенского мужика в исполнении Станислава Любшина, Шварц пишет мелодию, по широте и распевности напоминающую русскую народную песню (начальная интонация этой темы совпадает с темой хорового пролога «Страха не страшусь» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»). В «Прогулке по ночному городу» из «Мелодий белой ночи» герои даже в самые интимные мгновения не решаются сказать друг другу что-то важное, и тогда за них говорит пронзительная, нежно-задумчивая мелодия Шварца.


«Казалось бы, что проще — написать мелодию, потом варьировать ее; но оказывается, что это совсем не так просто. Надо найти мелодию именно этого фильма. Для меня очень важно, чтобы музыка раскрывала душу картины, говорила о том, чего нет в кадре». Эта цитата Исаака Шварца подводит нас к разговору о важнейшей роли музыки в кино. Зритель приходит в кино не для того, чтобы слушать музыку. Ее воздействие будет тем сильнее и естественнее, чем меньше зритель будет ее слушать, не переставая слышать, ведь кинематограф — искусство синтетическое, объединяющее визуальные и звуковые (речь, музыка, шумы) элементы. «Звукозрительный образ» по Эйзенштейну. Магия здесь заключается в создании особого семантического слоя, влияющего на восприятие. Выделяясь из общего многоголосия и попадая в психологическое состояние сцены, он усиливает наше эмоциональное впечатление от нее.

Шварц подчеркивал, что «кино — самый массовый вид искусства. Какие бы психологически утонченные ленты ни шли, все-таки их всегда смотрят миллионы людей. Не считаться с этим, по-моему, нельзя, и самое мое большое стремление — обращаться к одному человеку. А потом оказывается, что этим моим собеседником и соучастником оказываются многие». Искренность и способность сопереживать героям всегда были творческим кредо Шварца. Эти качества тронули великого японского режиссера Акиру Куросаву, когда он искал композитора для работы в фильме «Дерсу Узала». Поиски шли долго. Режиссер вспоминал: «Я посмотрел много фильмов, чтобы познакомиться с работой тех, кого мне рекомендовали, пока наконец не увидел «Станционного смотрителя», экранизацию Пушкина. Там была замечательная музыка». Будучи поклонником русской культуры (Куросава экранизировал Достоевского и Горького), он почувствовал какую-то тонкую, незримую связь именно с Исааком Шварцем. Картина имела большой успех в международном прокате, получила «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», главный приз Московского кинофестиваля и другие награды.


С 1964 года до конца своих дней, более 45 лет, Исаак Шварц жил и работал в собственном доме, в посёлке Сиверский Ленинградской области. Здесь Шварца посещали Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Акира Куросава, Зиновий Гердт, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Соловьёв, Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Владимир Мотыль, Алексей Баталов, и многие другие. «Вообще люблю все самое простое. И живу очень просто. Сиверскую выбрал случайно. Это тихое место. Ничто не мешает здесь жить спокойно, вдали от всяких производственных интриг. Литераторы, композиторы не ладят между собой, а я здесь живу тихо», — признавался Шварц.

И в жизни композитор остался верен своим идеалам.
Автор
Татьяна Ефимова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе