10 супергрупп, без которых можно было бы обойтись

Вышел альбом Antemasque — альянса основателей The Mars Volta и басиста RHCP Фли, потенциальной супергруппы, которая на деле оказалась не слишком супер. Редакция «Волны» покопалась в памяти и поняла, что это сильно не первый за последние годы пример — и что идея супергруппы, похоже, себя изжила.

Фотография: Ethan A.Russell

Antemasque


Фотография: www.facebook.com/ANTEMASQUE

Состав

Создатели The Mars Volta Омар Родригес-Лопес и Седрик Бикслер-Завала — плюс охочий до такого рода сомнительных коллабораций басист Red Hot Chili Peppers Фли (который, впрочем, быстро от проекта открестился, заявив, что только помог с несколькими партиями и с оборудованием) и барабанщик тех же The Mars Volta Дейв Элич.

Что могло бы быть

Напоминание о том, что The Mars Volta некогда (точнее говоря, во времена первых двух-трех альбомов) были страшно интересной и невероятно лихой группой, — или доказательство этого неочевидного факта для тех, кто не помнит. Ну и, в конце концов, зачем-то же Омар и Седрик городили огород с распадом и новым именем; уж что-что, а изобретать они умеют: если бы Antemasque вдруг заиграли какой-нибудь диджитал-хардкор, это было бы как минимум любопытно.

Что получилось

Наоборот: напоминание о том, что к концу 2000-х The Mars Volta прочно превратились в самопародию, причем зачастую несмешную, и туда им была и дорога. То, что происходит на протяжении 40 минут в первом альбоме Antemasque, проще всего описать хорошим русским выражением «наматывают сопли на кулак» (ну или цитатой из группы «Птицу емъ»: «это алкоголь и нервные срывы, это мордобой и грязные риффы»). Ну то есть — все тот же истошный вокал, все те же вычурные и нарочитые смены темпа, все те же истерические риффы, и все это похоже на какую-то карикатуру, причем, опять же, несмешную. Несомненно, секта поклонников Омара и Седрика воспримет Antemasque на ура, именно потому, что они тут ретиво играют по собственным правилам; остальным здесь ловить нечего — и незачем так орать, мы и так все прекрасно слышим.


«Hangin’ in the Lurch»

Atoms for Peace


Фотография: www.thewaster.com

Состав

Лидер Radiohead Том Йорк, басист Red Hot Chili Peppers Фли (опять!), продюсер Radiohead и создатель неплохой группы Ultraista Найджел Годрич, а также старый друг Бека и группы R.E.M., барабанщик Джоуи Варонкер.

Что могло бы быть

Нечто другое, чем последние альбомы Radiohead и сольные записи Тома Йорка — от которого, как казалось, всегда имеет смысл ждать чего-то неожиданного.

Что получилось

Увы, именно что второй сольный альбом Тома Йорка — как и первый, не то чтобы плохой, но совершенно необязательный. Вышеупомянутые музыканты наиграли что-то в студии — а дальше Йорк и Годрич в привычной спайке сделали из этого всю ту же умную полуабстрактную электронику с мятежной человеческой душой, к которой в последние годы тяготеет лидер Radiohead и которая у него получается не то чтобы плохой, но совершенно необязательной. Нет, конечно, сольный альбом Тома Йорка — это тоже очень интересно и заслуживает всяческого психоанализа, но супергруппа тут, кажется, совершенно ни при чем.


«Ingenue», пожалуй, самая интересная с точки зрения звука песня с первого и пока единственного альбома Atoms for Peace. Роль Тома Йорка в группе клип отлично отражает: кроме него, других музыкантов в кадре не появляется

Rocket Juice and the Moon


Фотография: Getty Images/Fotobank

Состав

Экс-лидер Blur, автор Gorillaz и вообще неуемный выдумщик Деймон Албарн, его постоянный коллаборатор Тони Аллен, барабанивший у Фелы Кути и придумавший афробит, а также — опять! — басист RHCP Фли.

Что могло бы быть

Нечто не менее трогательное, тонкое, прекрасное и удивительное, чем предыдущая супергруппа Албарна The Good, the Bad & the Queen, в которой играли тот же Аллен, а также басист The Clash Пол Симонон и гитарист The Verve Саймон Тонг.

Что получилось

Собрание не слишком внятных полуимпровизационных пьес, построенных в основном на сбивчивой ритм-секции и экзотических подпевках. Целились Rocket Juice & the Moon явно в сторону Африки, но музыка у них получилась уж слишком сухая и механистичная, животного самооправдательного грува ей явно не хватает, а с песнями тоже не задалось (впрочем, есть подозрение, что в будущем первая и единственная пластинка коллектива может пригодиться для семплирования, с удачными микрофрагментами тут как раз все неплохо). Легко обвинить во всем Фли, которого, судя по этому материалу, нужно первым вычеркивать из списка приглашенных, если думаешь делать супергруппу, — но это все-таки будет несправедливо, тем более что тут, в отличие от Antemasque и Atoms for Peace, музыканта хотя бы действительно хорошо слышно. Больше похоже, что Rocket Juice & the Moon — это обратная сторона вольности таланта Деймона Албарна: иногда невзначай, на живую нитку, получается гениальная похмельная пластинка о том, как смириться с безумием окружающего мира (The Good, the Bad & the Queen), иногда — просто что-то нечленораздельное.


«Poison», одна из немногих композиций Rocket Juice & the Moon, похожая на хорошую песню

NKOTBSB


Фотография: www.nkotbsb.com

Состав

Пять участников полузабытого бойз-бенда из 90-х New Kids on the Block и четыре участника полузабытого бойз-бенда из 90-х Backstreet Boys. Чудовищный заголовок проекта — нехитрая аббревиатура из первых букв названий обоих коллективов.

Что могло бы быть

Вряд ли что-то приличное — однако и неприличное бывает разное: от NKOTBSB можно было ожидать хотя бы новой порции идеальных ностальгических хитов для тех, кто еще не забыл MTV 90-х, но уже перестал считать свои воспоминания стыдными.

Что получилось

NKOTBSB, пожалуй, ярче всех остальных ансамблей в этом списке подтвердили гипотезу, что такого рода проекты создаются главным образом для того, чтобы музыканты сумели заработать на былой славе. Еще более распространенный способ пополнить баланс в виде реюниона к тому моменту ни одной из групп уже не подходил (и те, и другие воссоединялись неоднократно и продолжают это делать по сей день) — но маркетинговый ход типа «супергруппа» NKOTBSB реализовали совсем уж топорно. Всего две совместных песни, каждая из которых звучала для 2011-го слишком плоско, чтобы конкурировать с современниками, и слишком — по-плохому — современно, чтобы сойти за приятную памятку; совсем уж бесстыжий мэшап из хитов тех и других — вот, собственно, и все, но и этого хватило, чтобы оправдать годичный совместный тур двух ансамблей по Америке, Европе, Азии и Австралии.


Концертное исполнение песни с интересным названием «Не выключай свет»

Magnetic Man


Фотография: www.magneticman.net

Состав

Три героя исконного британского дабстепа: Скрим, Бенга и Артвок — только третий c именем негромким, но человек он все же не последний: уже в начале нулевых сочинял протодабстеп в составе дуэта Menta.

Что могло бы быть

По части сочинения — идеальный и образцовый дабстеп, каким его придумали в Лондоне нулевых. Артвок умел делать самые заковыристые ритмы, Скрим — экспериментировать со звуком в пределах жанра, а Бенга — делать самый сочный дроп с вобблом. По части исполнения — идеальные лайв-сеты на шесть рук. Задумано было их шоу так, чтобы играли они на три лэптопа, Артвок вел по ритмам, Бенга орудовал басом, а Скрим заведовал семплами.

Что получилось

Неплохой вариант стадионного дабстепа — но не более. Трио не очень понимало, как вывести наружу эту субкультуру, тогда только начавшую шествие к мейнстримовой славе, так, чтобы не потерять какие-то ее ключевые элементы: мрачность, тяжелую поступь ритма, разреженный тишиной звук и так далее. На раздумья о том, как это все делать, у них ушло три года — за это время уже другие люди во главе со Скриллексом придумали другой рецепт по выводу дабстепа в массы: просто-напросто забить на все ключевые элементы и делать громкие дропы. Самим Magnetic Man в итоге кое-что все же удалось сохранить, но в целом получился довольно рядовой песенный драм-н-бейс с футуристическими дабстеповыми элементами. Вживую эти песни приходилось исполнять, разумеется, без вокалистов, а развернуться в ремикшировании песенная структура не особо позволяла — потому концерты (несмотря на дорогую и эффектную визуальную составляющую) были скорее похожи на банальную игру собственных песен с ноутбука без особых импровизаций. При этом и как авторы, и как диджеи, по одиночке все они остались куда интереснее совместной работы.


Сингл «Perfect Stranger» с участием Кэти Би, после которого и появились первые сомнения, что у Magnetic Man получится какой-то оригинальный и правильный взгляд на поп-дабстеп — больше он был похож на стадионный драм-н-бейс и мало отличался от собственных песен Кэти Би, которые, кстати, продюсировали все те же люди

Freebass


Фотография: www.flickr.com/photos/fudj

Состав

Бас-гитаристам в группах редко удается быть прославленными и поименно известными, но в Freebass собрались сразу три таких — Питер Хук из New Order и Joy Division, Энди Рурк из The Smiths и Гэри «Мани» Маунфилд из The Stone Roses и Primal Scream; действительно важнейшие басисты всей Великобритании 1980-х. Помимо них, в группе числился пусть и вокалист, но чуть менее известный — Гэри Бриггс из бритпоп-группы Haven.

Что могло бы быть

Тут сразу, наверное, стоит признать, что ничего хорошего из этого в любом случае бы не получилось. Разве что группа, идея которой родилась по пьяни, могла бы так и остаться одной из величайших групп, которые никто никогда не слышал: так и было с 2006 по 2010 год, когда квартет не издавал никаких записей и только рассказывал, какими они будут замечательными. И воображение само придумывало утопическое величие, которое могли бы придумать люди, сочинившие одни из лучших бас-линий в истории брит-рока (и игнорировало тот факт, что непосредственно великих песен они не сочиняли).

Что получилось

Ничего не получилось. Ни держаться изначальной идеи — играть втроем только на басах в трех регистрах (гитары и барабанов избежать не удалось), ни даже не рассориться по ходу дела. Первым из группы ушел Энди Рурк, записав партии лишь для пары песен, а в 2010-м, когда у группы уже вышел альбом, Мани зачем-то написал в твиттере, что кошелек Питера Хука «набит кровавыми деньгами Иэна Кертиса», после чего и они рассорились. Что до музыки, она больше всего напоминала ранний Joy Division (когда те еще были Warsaw) с бритпоп-вокалом и без запоминающихся песен. Басовые партии, впрочем, действительно были выдающимися — но, как выяснилось, невыдающиеся песни вытянуть они не могут.


Лучшая песня, которую удалось записать группе, «You Don't Know (This About Me)», оказалась первым же номером на дебютной EP — если бы у участников хватило ума ей и ограничиться, получилась бы неплохая история о неслучившейся великой группе

Monsters of Folk


Фотография: www.facebook.com/monstersoffolk

Состав

Люди из трех важнейших фолк-ориентированных инди-рок-групп начала нулевых: вокалист My Morning Jacket Джим Джеймс, ядро Bright Eyes — вокалист Конор Оберст и мультиинструменталист Майк Моджис, а также артист Эм Вард, известный и по сольным работам, и как половина дуэта She & Him, в котором он играет с Зои Дешанель.

Что могло бы быть

Ультимативный инди-фолк нулевых, разрывающие души и сердца песни двадцатилетних белых жителей американской глубинки.

Что получилось

Очень обычная и иногда скучная американа. Тут дело даже не в том, что супергруппа не удалась, а в том, что сами артисты уже исписались — все-таки их лучшие годы пришлись на начало нулевых, когда они были еще зеленые и, соответственно, незамутненно искренние, способные передать какую-то неосязаемую тоску одноэтажной Америки. К моменту записи совместного альбома в 2009-м это все уже улетучилось — появились лишь профессионализм и мелодическое чутье — конечно, важные навыки для музыкантов, но не ключевые для жанра. Тут и тот случай, когда новые песни писать не нужно, потому что и со старыми все хорошо, и тот, когда по одиночке слушать участников приятнее — тогда они свои старые песни сыграть могут.


«Temazcal» с дебютного и единственного альбома группы 2009 года звучит ровно так, как представляется совместная работа Конора Оберста и My Morning Jacket

Them Crooked Vultures


Фотография: Sony Music

Cостав

Барабанщик Nirvana и лидер Foo Fighters Дейв Грол (который тут в кои-то веки сел за установку), основатель и идеолог Queens of the Stone Age Джош Омм, басист Led Zeppelin Джон Пол Джонс, который до появления TCV музыкой занимался сугубо эпизодически.

Что могло бы быть

Новая классика умного хард-рока: отцы и дети объединяются, чтобы показать всем, как надо выдавать электричество.

Что получилось

Еще один проект Джоша Омма, у которого этих самых проектов много, и почти все они, в общем, неплохие — как и Them Crooked Vultures; вот только от группы с такими выходными данными все же заведомо ждешь чего-то более эпохального. В итоге же играют TCV тяжелые и рваные южные блюзы, построенные на мясистых риффах; мужицкие песни, в которых на раз узнается творческий почерк Омма и в которых только со специальным слуховым аппаратом можно расслышать хоть Led Zeppelin, хоть Foo Fighters, хоть Nirvana. Зато хорошо заметно, что Гролу очень весело бить в барабаны, а Джону Полу Джонсу, кажется, приятно снова взяться за инструмент — это, конечно, тоже вполне себе результат.


Песня Them Crooked Vultures «New Fang» в 2011 году получила «Грэмми» в номинации «Лучшая хард-рок-композиция» — кажется, прежде всего по совокупности заслуг каждого из участников

Velvet Revolver


Фотография: RCA/Sony BMG

Состав

Гитарист Guns N’ Roses Слэш, ритм-секция оттуда же, второй гитарист из хардкор-панк-группы Wasted Youth и вокалист звезд калифорнийского гранжа Stone Temple Pilots Скотт Вейланд.

Что могло бы быть

Хард-рок встречает гранж под молотилку хардкор-панка — звучит как минимум заманчиво и даже свежо.

Что получилось

Ни Слэш, ни Скотт Вейланд не смогли в новой группе стряхнуть с себя наследие предыдущих, в итоге Velvet Revolver звучали буквально как созданный каким-то случайным диджеем мэшап из Guns N’ Roses и Stone Temple Pilots. Участники Wasted Youth не смогли привнести в группу практически ничего своего — и есть впечатление, будто им это просто не дали сделать, а Слэш и Вейланд просто воспользовались новой вывеской, чтобы отработать старые верные приемы. Сработали они нормально — продажи у группы шли хорошо, да и критики особо не плевались, но в истории Velvet Revolver так и останутся как сайд-проект двух музыкантов других хороших групп.


Пока в «Fall to Pieces» не начинает петь Вейланд, кажется, что это песня Guns N' Roses

Audioslave


Фотография: Ethan A.Russell

Состав

Главные герои альтернативной музыки 90-х: Крис Корнелл из Soundgarden и весь инструментальный костяк Rage Against the Machine, включая гитариста-новатора Тома Морелло.

Что могло бы быть

Даже вариант «Rage Against the Machine с голосом Корнелла» звучит не так уж плохо, но в целом это был как раз самый подходящий состав, чтобы закрепить достижения тяжелой «альтернативы» 1990-х, разве что кого-нибудь из Nine Inch Nails еще не хватало.

Что получилось

Идею по увековечиванию альт-рока 1990-х группа вместе с продюсером Риком Рубином интерпретировала иначе — вместо того чтобы закрепить все свежее, что было в той музыке, они, наоборот, откатили ее назад, к 1970-м, и скрестили с хард-роком образца Led Zeppelin и Black Sabbath. Успешный, конечно, с коммерческой точки зрения ход, но провальный с точки зрения вечности и логики — альт-рок все-таки уже достаточно успел прогреметь, чтобы не нужно было никого убеждать в том, что он имеет право на существование и может считаться славным продолжателем традиций. Ко второму альбому группе удалось из многочисленных референсов (в том числе к прошлому собственных музыкантов) все-таки скроить какой-то оригинальный стиль, но все равно их, как и предыдущих Velvet Revolver, запомнят скорее как людей, посильно разваливших наследие рока 1990-х.


От всего дебютного альбома Audioslave в целом и песни «Show Me How to Live» в частности остается разочаровывающее впечатление, будто лучшие люди рока 1990-х на самом-то деле просто всегда жалели, что не успели поиграть в 1970-х

Афиша-Волна

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе