Фотография: Алексей Никольский/ИТАР-ТАСС
В столичном Университете дружбы народов прошло Российское литературное собрание, в котором принял участие Владимир Путин. Прозаики, поэты, преподаватели литературы, книгораспространители воспользовались шансом рассказать президенту о взглядах на нынешний литературный и гуманитарный процесс. Путин пообещал создать Фонд поддержки литературы и внести изменения в законодательство, а также высказался о «болотном деле» и креативном классе.
Россия больше не может считаться самой читающей страной в мире, заявил президент РФ Владимир Путин на Российском литературном собрании, которое состоялось в четверг, 21 ноября, в Москве. Он констатировал, что среди сограждан упал интерес к книге — на чтение у россиян уходит всего девять минут в день, — и связал это с развитием цифровых технологий.
«Люди раньше находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, а сейчас есть другие возможности», — приводит слова Путина РИА «Новости».
Собственно, именно для поиска путей решения этой и многих других проблем книжной отрасли и было организовано литературное собрание: оно задумывалось как форум, который объединил бы представителей всех отраслей литературной жизни — от прозаиков, поэтов и критиков до преподавателей литературы и книгораспространителей. Предлагалось многое. Так, потомок и полный тезка Михаила Юрьевича Лермонтова, председатель общества «Лермонтовское наследие», предложил возродить литературные премии, назвав их в честь писателей-классиков. «Одной плеяды имен присутствующих на сцене [потомков русских писателей] достаточно, чтобы покрыть все направления русской литературы», — заявил он. Напомним, что приглашения на литературное собрание рассылались от имени потомков и родственников Пушкина, Толстого, Достоевского, Лермонтова, Пастернака, Солженицына и Шолохова. Одну награду — президентскую премию в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества — начнут вручать с 2014 года.
По мнению главы издательства «Эксмо» Олега Новикова, необходимо расширить действие «антипиратского закона» и распространить его и на литературу, чтобы защитить авторские права отечественных писателей.
Другим видит путь возрождения русской литературы писатель, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков: он предложил принять закон о творческой деятельности и творческих союзах, а также создать единое Российское литературное общество, которое объединило бы писателей, библиотекарей, учителей и издателей. О том, что во время собрания возможно создание такого общества, рассказывали и источники «Газеты.Ru»: по их словам, новая структура — литературный союз — призвана объединить и разрозненные организации писателей других отраслей, связанных с литературой. Перспективы такой структуры живо обсуждались на форуме, однако до конкретики дело, как рассказали собеседники издания, не дошло. Более того, филолог Елена Пастернак, вдова сына Бориса Пастернака, призвала литераторов не объединяться ни в какие союзы.
.
«Все, о чем здесь говорится, — это очень хорошо и важно. Премии, поддержка… Выступая на антифашистском конгрессе в Париже в 1935 году, Борис Леонидович Пастернак сказал: «Писатели, не объединяйтесь».
И действительно, писательский конгресс не спас Европу от фашизма», — приводит РИА «Новости» слова Пастернак.
Впрочем одна официальная структура все же, скорее всего, будет создана: президент согласился с инициативой актера Сергея Безрукова создать Фонд поддержки литературы, который должен стать неким аналогом Фонда кино — организации, распределяющей государственную поддержку среди кинематографистов.
При этом Путин отметил, что размер поддержки литературы будет меньшим, чем тот, что выделяют на кино, а поощрение за определенный объем написанной «зачастую не литературы, а макулатуры» исключено.
Правда, президент предложил законодательно обеспечить социальные права литераторов, чтобы они могли получать пособие на время болезни и не имели бы проблем с начислением и выплатой пенсий.
Ну и, разумеется, одним литературным собранием и созданием фонда поддержки дело не ограничится. Было предложено сделать 2015 год Годом литературы, что означает проведение серии мероприятий. Кроме того, Путин предложил подумать над созданием долгосрочной программы поддержки отечественной литературы.
Разошлись по секциям
Пути поисков накопившихся в отечественной словесности проблем искали все участники литературного собрания. Всю первую половину дня они работали в восьми секциях — критики, драматургии, прозы, поэзии, детской литературы, по проблемам сохранения литературного наследия. Сразу на нескольких из них побывала прозаик и критик Майя Кучерская. По ее словам, самой эффективной ей показалась работа секций по сохранению литературного наследия и детской литературы — там люди четко представляли себе круг проблем, которые им нужно решить. Сама писательница выступила на секции прозы, от которой у нее другие впечатления: ей показалось, что каждый прозаик говорил о своем и прийти к единому кругу тезисов не удалось.
«Я сказала, что есть области, которые государство должно поддерживать: некоммерческие и просветительские организации, библиотеки, толстые журналы, независимые книгораспространители, — рассказала Кучерская «Газете.Ru». — А есть области, в которые государству лучше не вмешиваться.
Так, например, я считаю, что писателя государство поддерживать не должно: такая помощь развращает. Не могу сказать, что мое выступление вызвало шквал одобрительных возгласов».
Участники драматургической секции говорили о вещах не менее практичных и приземленных. «На нашей секции драматургии мы обсуждали, в первую очередь, что надо сделать, чтобы драматургу легче работалось», — рассказала «Газете.Ru» драматург, руководитель «Театра.Doc» Елена Гремина. —
Но впоследствии выяснилось, что 90% выступавших не знает, что делать, и не имеет никакой положительной программы или стратегии».%
Одной из главных проблем, которые обсудили драматурги, стал повальный переход представителей этой профессии из театра на ТВ. И дело здесь не в деньгах, а в востребованности, отметила Гремина. «Этому нужно что-нибудь противопоставить — применить, например, западный опыт создания резиденций, стипендий для драматургов, творческих командировок. Например, в Мексике автор, который громко заявил о себе, получает стипендию и полгода спокойно пишет пьесу.
Наш драматург, даже наиталантливейший, вынужден ночами переделывать третьесортные сериалы», — считает Гремина.
О результатах работы драматургической секции некоторые участники высказались довольно резко.
«Отчего-то представлять результат работы (нашей секции. — «Газета.Ru») было поручено Сергею Безрукову», — рассказал «Газете.Ru» другой участник собрания, попросивший об анонимности. — Сергей рассказывал собранию совсем не о том, о чем говорилось на секции. Например, о нехватке драматургов и площадок, хотя и того и другого хватает. Не хватает нормальных условий для работы, инфраструктуры, поддержки».
Руководитель Государственного литературного музея Дмитрий Бак, который вместе с Виктором Москвиным, директором Дома русского зарубежья, вел секцию, посвященную литературному наследию, смотрит на результаты ее работы позитивно.
«В целом разговор был конструктивным, потому что с самого начала президентом были исключены вопросы о политизации литературы и о каком бы то ни было государственном заказе», — сказал он «Газете.Ru».
На секции обсудили проблему музеефикации современной литературы.
«Не следует думать, что Пушкин уже при жизни был «нашим всем», — пояснил Бак. — Именно музеи должны показывать те механизмы, благодаря которым неизвестное становится классическим. Многие спрашивают: «Где же ваши Пушкины и Толстые?» Они есть!
Нужно их увидеть, музеефицировать, собрать у них разные редакции их произведений, записать их творческие встречи и дискуссии и оцифровать все это. Все это требует поддержки и финансовых вложений. Важно, чтобы государство увидело литературу как один из своих приоритетов».
О практических шагах по исправлению ситуации попросил коллег рассказать Путину владелец книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов. «Я передал в секцию вполне практические тезисы: нужно снимать НДС с книжных издательств, книгораспространителей и типографий», — рассказал он «Газете.Ru». Российское законодательство в свое время писалось под журнальный бизнес, подчеркнул эксперт. «Пора исправлять эту ситуацию», — заключил он.
Гуманитарные проблемы и проблемы с гуманизмом
Уже на встрече с Путиным участники много времени посвятили проблемам в области гуманитарного образования. Президент поддержал предложение учителя Сергея Волкова о возвращении в школьную программу литературы и русского языка как отдельных предметов — сейчас они объединены.
Источником излишних сложностей в программе образования Путин назвал представителей креативного класса, которые пробрались в Министерство образования и науки и «там все это рисуют».
Круг проблем, которые обсуждали участники собрания, ожидаемо вышел за пределы отраслевых проблем литературы и вылился в череду курьезов. Так, писатель Сергей Шаргунов задал президенту вопрос о том, коснется ли предстоящая амнистия фигурантов «болотного дела».
«Мы все должны учиться жить по закону и понимать, что, если кому-то будет позволено нарушать этот закон — срывать погоны с полиции, бить в лицо, мы можем столкнуться с такими же проблемами, с которыми столкнулись в 1917 году. Кто-нибудь этого хочет?» — цитирует «Интерфакс» ответ Путина Шаргунову.
Отвечая уже Путину, Дмитрий Достоевский высказал свою позицию по вопросу о пользе системы исправления наказаний для творческих людей:
«Каторга — серьезное горнило: если эти люди [«фигуранты болотного дела»] пройдут каторгу и тоже станут гениями, будет хорошо». Зал встретил его высказывание аплодисментами.
«Говорить о том, что Федор Достоевский был заслуженно приговорен к смертной казни, замененной потом каторгой значит не знать ни истории своей страны, ни истории своей семьи, ни русской литературы», — возмутился в разговоре с «Газетой.Ru» Борис Куприянов. — Тем оскорбительнее, что эти слова были обращены к профессионалам словесности. В дальнейшем принимать участие в мероприятиях с участием этого человека я не буду».
Корнем многих обозначенных ораторами проблем Куприянов видит «гуманитарную непривлекательность» страны.
«Было бы хорошо донести до президента, что интерес к нашей стране и нашей литературе падает из-за ухудшающейся гуманитарной среды внутри страны и ее имиджа в этом плане за рубежом», — сказал владелец «Фаланстера». По его словам, об этом говорит и ситуация с политическими заключенными, и мракобесие на местах. Куприянов напомнил, что на этой неделе прокуратура Ставропольского края потребовала изъять из школьных библиотек «несовместимые» с задачами образовательного процесса «хулиганские стихи» Сергея Есенина и книги Владимира Набокова, которые содержат «эротику, мистику и ужасы».
«Литература — это важнейший и первейший учебник гуманизма. И пока мы как государство становимся все менее и менее гуманны, литература в стране процветать не может и не будет», — резюмировал Куприянов.
Игорь Карев, Татьяна Сохарева, Алексей Крижевский
Газета.Ru