Людмила Петрушевская – вчера и сегодня

Специально для "Ревизора.ru".
Людмила Петрушевская. 
Фото из открытых источников.


Людмила Стефановна Петрушевская – поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений, – сегодня, 26 мая, празднует свой 85-й день рождения. Наши поздравления!



Детство без мамы
 
Родилась Людмила Петрушевская в Москве 26 мая 1938 года, в семье двух студентов. Отца звали Стефан Петрушевский, он был по образованию философ, изучал научный атеизм и марксистско-ленинскую этику, получил степень доктора философии. Мама – Валентина Яковлева работала в должности редактора. Детство девочки пришлось на годы войны, поэтому было полуголодным и полным лишений. Она попала в эвакуацию, переезжала от одних родственников к другим, оказалась в детском доме в Уфе. Как потом вспоминала сама писательница, ей приходилось воровать селедочные головы из помойного ведра соседей, чтобы утолить голод. С мамой девочка встретилась, когда ей было девять лет, а до этого находилась под опекой деда.
 
В самом начале 20-го века семья Петрушевских (в числе предков которых были лингвист-кавказовед Николай Федоров, создатель письменности для ряда кавказских языков в ранние советские годы, и профессиональные революционеры Вегеры) завели традицию – устраивали домашние спектакли. Воспитанная в том же духе Людочка даже не думала, что когда-то будет литератором, она собиралась связать свою жизнь со сценой, мечтала стать оперной певицей.
 
Так как читать ее не учили, девочка просто листала газеты и именно по ним выучила азбуку. Когда начала читать, то делала это тайком от деда, учила стихи наизусть, а потом выдавала целые цитаты.
 
После Победы Людмила снова оказалась в Москве, окончила школу и стала студенткой МГУ имени Ломоносова. Она выбрала журналистику.
 


Долгий путь в литературу
 
Писать Людмила начала еще в студенческие годы. Тогда это были сценарии, по которым проходили творческие вечера в вузе, и шуточные стишки. Однако заниматься всерьез литераторством она и не думала. Ее первый рассказ под названием "Через поля" был напечатан только в 1972 году, в ленинградском журнале "Аврора". Потом был долгий перерыв, и следующее свое произведение она напечатала во второй половине 80-х.
 
Людмила продолжала плодотворно работать, она писала массу пьес, рассказов, стихов, но все они отправлялись в стол. Их не публиковали. Редакции отвергали рассказы и пьесы, повествующие о "теневых сторонах жизни".
 
Петрушевская писала в самых разных жанрах. К примеру, книга "Пуськи бятые" напоминала невинный детский лепет, а "Истории из моей собственной жизни" представляли собой роман-автобиографию. Жесткость и неприглядность реализма писательница показывает в своей книге "Время ночь". В "Нас украли" сюжет строится не на подмене детишек, как может показаться с первого взгляда, это итог размышлений о том, что "наверху" есть кто-то, создающий правила, которым вынуждены подчиняться "низы".
 
В 90-х годах прошлого века Петрушевская начала писать для детей. Так появились книги "Волшебные очки", "Сказка о часах", "Анна и Мария", "Матушка-капуста" и многие другие.


  
Людмила Петрушевская – вчера и сегодня
 
В настоящее время Людмила Стефановна сотрудничает со Студией ручного труда, где работает над созданием анимационных лент. Она написала произведения ""Улисс: ехали-приехали", "Беседы К.Иванова"
 
В издательстве "Альпина.Проза" вышла книга "Черное пальто. Страшные случаи", в которой собраны лучшие мистические истории классика современной литературы Людмилы Петрушевской. Многие знают писательницу как ироничного автора мрачных сказок про перестройку, но сфера деятельности Людмилы Стефановны куда шире этих представлений: она также певица, танцовщица, директор кабаре, мультипликатор, сценарист, шляпный мастер и художница. Мы хотели бы поделиться с читателями некоторыми любопытными фактами о ней.


Фото из открытых источников.

 
- При рождении Людмиле Петрушевской дали имя Долорес в честь испанской коммунистки Долорес Ибаррури, которая, по рассказам мамы Людмилы Стефановны, склонилась над ее коляской возле Дома Советов. До 16 лет писательница носила фамилию матери — Яковлева. В юности она переживала, что дети дразнили ее за необычное имя. Петрушевская стала скрывать его, представляясь Люсей. В подростковом возрасте она, наконец, уговорила мать сменить имя. Так Долорес Яковлева стала Людмилой Петрушевской.
 
- Первая серьезная публикация — сборник рассказов "Бессмертная любовь" — вышла, когда Петрушевской было 50 лет. Тираж в 30 тысяч экземпляров раскупили за два дня. Этот феномен объясняется тем, что писательница уже была известна благодаря самиздату.
 
- Петрушевскую приняли в Союз писателей СССР в 1977 году, хотя на тот момент у нее не было издано ни одной книги. Позже, в перестройку, она написала письмо Михаилу Горбачеву с просьбой дать возможность опубликоваться, на что получила ответ: "У нас очередь мертвецов лет на десять". Твардовский, редактор "Нового мира", который первым напечатал рассказы "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор" Солженицына, решительно отказался публиковать ее рассказы: "Талантливо, но уж больно мрачно. Нельзя ли посветлей?" Ее литературным проводником стал Виктор Ильин, секретарь Союза писателей и сотрудник НКВД, через которого проходил весь самиздат. Он помог Петрушевской опубликовать первые произведения.
 
Несмотря на "взрослый" возраст, Людмила Петрушевская поет, пишет картины, делает шляпы, шьет шемизетки, рисует мультфильмы и танцует чечетку. В 2005 году она основала театр "Кабаре одного автора", в котором выступает с зарубежными хитами прошлых лет в собственном переводе. Тем, кто хочет послушать лучшие песни Петрушевской, советуем альбом "Не привыкай к дождю".
 
Но главную роль, как признается Людмила Стефановна, в ее жизни играет живопись. Она продает картины и жертвует заработанные деньги в благотворительную организацию "Росток".
 
В преддверии юбилея "Литературная газета" опубликовала материал многообещающего молодого критика Ивана Родионова о Людмиле Петрушевской. Безусловно, этот автор, так долго шедший к читателю – незаурядное литературное явление. Это очевидно даже тем, кто не любит или не признает эстетику абсурда. Да и не из одного абсурда состоит богатое наследие Петрушевской…

Автор
Александра ГРЯЗНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе