Говорят, наши дети перестали читать? Не-а…

Готов спорить на что угодно, это не так. 

Мои встречи с ребятнёй Калининграда, Читы, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Санкт — Петербурга, Москвы и Подмосковья свидетельствуют об обратном. Сразу хочу предупредить уважаемого читателя: данная публикация не является рекламной акцией. Моя книга «Кулисы или… Посторонним вход разрешён!» не нуждается в этом хотя бы потому, что ничтожный тираж в три тысячи экземпляров разлетелся мгновенно. И сейчас, на очередной встрече в библиотеке, детском доме, школе на вопрос: «Где можно купить вашу книгу?..»  я  просто пожимаю плечами. Ответ лежит на поверхности. Полки библиотек, включая детские, завалены «шедеврами» Марининой, Донцовой, Устиновой и так далее…


Причем покупать эти произведения библиотеки вынуждают на те самые скудные средства, которые выделяет им наше государство.

На последней встрече в Кембриджской школе (имеется таковая в Москве) ребята встретили меня с распечатанными экземплярами этой книжки, которую просто скачали в интернете.

А тем, кто даже понаслышке не знаком с моим произведением, предлагаю прочесть небольшую аннотацию.

***
Ирина Арзамасцева,
член Исполкома Совета по детской книги России.

Есть такой удивительный жанр – театральный роман. Он редко встречается, но почти всегда оказывает незабываемое впечатление на читателей – взрослых. Почему-то для читателей помладше театральных романов нет, хотя магия театра особенно сильно действует на мальчиков и девочек, и им так нужен писатель, который проведёт их за таинственные кулисы.

Разве что всеми любимая сказка о Буратино напоминает театральный роман. Однако её страницы заканчиваются, как только маленькие читатели вместе с куклами добираются до заветной двери в мир театра.

Должны же быть отдельные книги для тех, кто знает наизусть приключения театральных кукол и пока не расположен читать толстые романы без иллюстраций!
Такие книги начали сейчас появляться, одну из них милый читатель держит в руках. Видно, в русской литературе, наконец, настало время Театральной повести.
В повести «Кулисы или… Посторонним вход разрешён!» есть честные ответы на вопросы очень важные, для многих личные: как попасть туда, куда «посторонним вход воспрещён», да не гостем или экскурсантом, а раз и навсегда? Какие качества нужно в себе развивать, чтобы тебя признали эти необыкновенные театральные люди – и чтобы распахнулась не только первая дверь – за кулисы, но и другая – из кулис на сцену?

Геннадий Анатольевич Киселёв приглашает войти в профессиональный мир театра – мир своего детства.

Надеюсь, читатель откликнется на это предложение.

***
Автор с радостью готов сообщить, он откликнулся. Хотя, надо признаться, что сегодня – это довольно необычное явление. В старое доброе советское время выход в свет хорошей детской книжки становился огромным событием для ребят всей страны. Её одновременно читали в Москве, Ташкенте, Тбилиси, Петропавловске-Камчатском. А письма от благодарного детского читателя писатели получали мешками. И это не преувеличение. Со свойственной мне скромностью, готов признаться, что сам получал. Сегодня, увы, ситуация кардинально изменилась в худшую сторону. На полках стоят, заслуженно стоят Маршак, Барто, Чуковский. И долго ещё будут стоять. А вот современные авторы в откровенном загоне. Если бы уважаемый читатель знал, сколько трудов, времени, сил, и здоровья я потратил на распространение по детским библиотекам страны свою последнюю книжку «Неформалы из седьмого «Б» класса»? Зато теперь, приезжая в Калининград, Ульяновск, Архангельск, мне не надо везти авторский экземпляр с собой. Книжка спокойно ожидает меня на стенде.

Но разговор у нас не об этом. Разговор пойдёт о детском читателе и в какой-то степени –  сочинителе. Вот что пишут юные сочинители о книге «Кулисы или… посторонним вход разрешён».Авторский стиль и знаки препинания в письмах сохранены в неприкосновенности.



Часть вторая

Алина Леонова,
15 лет, 9 класс, Лицей №10 г. Великие Луки

Театр «Арлекин»

Пасмурное небо нависло над головами людей. Тем не менее, небосвод был не давящего серого, а тёмно-синего полупрозрачного цвета. После полудня во мне начало зарождаться какое-то щекочущее чувство, было это престранно, так как первая половина дня утомила меня бессмысленным «праздником влюблённых». Всюду мелькают ангелы и открытки в виде сердечек.

… Спустя время настроение поменяло моё состояние апатии на трепет и тупой восторг. Мы заходим в кабинет с высоким потолком, огромными окнами и роялем. Садимся на первый ряд, руководитель театра говорит что-то… ловлю слова и тут же забываю. Он открывает книгу в красной обложке…

Буду откровенна, ни автора ни названия книги я не запомнила. Но это только начало. Оно впечатает. Нас просят быть внимательными и вдумываться в услышанное. Нам это предстоит играть самим. Охватывает глупый страх, а вдруг я не вдумаюсь и не уловлю самое главное, суть прочтённого нам?   Я начинаю вслушиваться в каждое слово, в интонацию голоса, пытаюсь осознать, всё точно представить, не упустить ничего, но тут чья-то нежная заботливая рука будто нажала выключатель в холодном разуме, остались лишь эмоции, ощущения, чувства, я очутилась в том мире, который так сильно на протяжении многого времени боюсь потерять – детство. Оно неумолимо ускользает сквозь пальцы, ведомое жестоким временем…

И тут я утонула в теплоте… для меня пропало всё наружное… вы могли бы сказать, что в момент, когда я слушала, мои глаза были пусты и стеклянны, но нет, вы ошибаетесь, они были живее всех живых глаз, я не представляла, я всё видела, каждую картинку, образ, деталь, видела и десятилетнего мальчика собирающимся в 5-й класс, и его младшего братишку, заботливую добрую мать, рассудительного работящего отца, соседку с жемчужными серёжками в ушах, но не была за стеклом, не смотрела со стороны, я была там, рядом, таким же действующим лицом среди этой вроде бы напечатанной жизни. Сидя на диване во всё горло пела военные песни, задыхалась от волнения, когда напудренный человек раздавал контрамарки, даже когда мальчик впервые вышел на сцену… я была рядом с ним, мне было всё это так знакомо, на момент прочтения о его первом выступлении на публике я чётко ощутила, что мои мысли и мысли моих товарищей, сидящих рядом, внимая волшебство, сплелись и поняли друг друга, вспомнили свой первый выход… и посочувствовали Серёже…   Но вот он заканчивает читать, разговоры, смех мимо меня, я далеко, я не здесь, я по ту сторону, мне так хорошо, тепло, по жилам и венам разливается нежность, отрадная доброта, спокойствие, воспоминание о детстве, я возвращаюсь в них, я там, в этом беззаботном мире, где нет ни одной тяжёлой мысли о повседневной суете, нет тревог, нет боли, счастье наполняет глубь живота, в этот момент хочется как океан поглотить всех в любви и той теплоте, что ощущаешь сам, как бы мне хотелось в домашнем жёлтом свете настольной лампы, укутавшись в тёплое одеяло с горячим чаем, залпом, захлебнувшись каждой буквой, прочесть эту книгу, уйти в детство что так безвозвратно покидает меня… я могла улыбаться просто от того, что ощущала, просто когда было смешно от забавности момента, просто когда чувствовала себя ещё совсем ребёнком… волна сожаления прокатилась по мне, когда чтение закончилось, мне так хотелось продолжении, нет не из-за того, что я не знала, что будет дальше, знала, этому мальчику как и нам предстояло пойти по дороге мира театра, где-то жёсткого, но всё-таки неповторимого… как грустно, что продолжение нескоро, да быть может, что-то побуждает меня на сожаление и ожидание, но оно отошло на второй план, во мне струилось что-то иное… что я так не хочу отпускать, что вернул на мгновение мне он, во что я так сильно влюблена…

Трошина Валерия,
13 лет, 7 класс, Лицей №11 г. Великие Луки

Театр «Арлекин»

Когда наш преподаватель по сценической речи принёс на занятие книгу в красной обложке, я подумала, что сейчас он начнёт читать нам что-нибудь скучное. Он попросил сесть на первые ряды, сам поставил стул ближе к середине ковра и открыл книгу. Эта затея, читать нам по несколько глав из книги на каждом занятии, показалась мне неинтересной и бесполезной, но куда же было деваться…

Я не уловила первые строчки истории, но точно помню, что она называлась «По военной дороге». Слова проходили как-то мимо, Как будто боком. Мне не хотелось слушать. Но вскоре, будто кто-то сказал мне: «Послушай, а ведь книга действительно очень интересная». И я принялась слушать, вникать в суть происходящего. Узнала про мальчика, идущего в пятый класс, про его младшего братика, их маму и папу. Житейские проблемы этой замечательной семьи. Окружающих их людей.

На первом занятии нам прочли только две истории из книги, но мне уж очень хотелось продолжения. У меня сразу возникла мысль найти книгу в библиотеке или в интернете*.  Увы, её там не было. Я пошла домой, сохранив интригу услышанных глав. С нетерпением ждала следующего занятия по речи.

Почти неделю я наслаждалась книгой. В отрывках я узнавала себя, в некоторых моментах своё первое выступление сольно и дебют с театром «Арлекин», даже несколько героев мне кого-то напомнили. Книга увлекла меня полностью. И не только меня, по поведению моих товарищей было видно, что им тоже интересно слушать. В книге были моменты смешные, трогательные, грустные, и я переживала их вместе с героями.

Книга написана легко…  Приятно слушать. И очень хочется прочитать её снова.
*В ту пору рукописи в интернете ещё не было (авт.)



Часть третья

Новикова Мария,
13 лет, 7 класс, Лицей №11 г. Великие Луки

«Кулисы или… посторонним вход разрешён».

Признаться, я помню книгу не во всех подробностях. Но помню точно, что когда читала её, я жила в ней. Я почувствовала все моменты в ней. Пропустила через себя всё, что было в этой книге. Я не буду писать, какая она хорошая эта книга. Я скажу одно. Она про жизнь, жизнь обыкновенного мальчика, который, общался со своими друзьями, ходил в школу, но в один день его жизнь перевернулась. Он заболел театром. Ему доставляло удовольствие то, чем он занимается. Он старается, работает до изнеможения. И вот он настал… День выхода на сцену. Спектакль! Премьера! Но так случилось, что его бабушка умерла. И вот наш герой должен ехать на похороны. Но он этого не делает. Он играет свою роль.  «Из-за меня одного должен сорваться целый спектакль?»

Прошло много лет. Он выучился и приехал в тот театр, где работала когда-то его бабушка. Приехал настоящим профессионалом. Вот так! Теперь настоящий актёр!

Ольга Емельянова,
14 лет, 8 класс, Лицей №11 г. Великие Луки

Кулисы…  Загадочная, неведомая для обычного рядового зрителя часть театра. Гримёрки, узкие коридоры, костюмерные, где вечно витает запах пудры, грима и сигарет. Многие люди мечтают туда попасть, поздороваться со всеми актёрами, побеседовать с ними о жизни. Но немногим удаётся оказаться в этом месте.

Книга «Кулисы или… посторонним вход разрешён» повествует о пути, который прошёл, наверное, каждый актёр, о первом выходе на сцену и волнении, испытываемом при этом, о такой недосягаемой раньше и такой родной теперь двери с табличкой «Служебный вход» и о всепоглощающей темноте зрительного зала в глазах актёра, смотрящего со сцены.

Вместе с братьями Метёлкиными я проходила этапы становления настоящей актрисы.

Александра Попова,
15 лет, 10 класс, гимназия им. Софьи Васильевны Ковалевской.       
г. Великие Луки

А как хотелось бы оставить всё без слов, в задумчивом молчании, мечтательной глупой улыбке и нелепых мурашках, которые разбегались по затылку. В ту самую секунду, когда истина была не где-то рядом, в ускользающей неизвестности, а в словах, звуки которых, будто горячие и покалывающие искры разносились по аудитории, готовые в одно мгновенье или исчезнуть или вспыхнуть волнительным пламенем в легковоспламеняющееся сердце… но табличка «Огнеопасно» не спасла бы: ведь изобретатели ещё не запатентовали огнетушители для сердец?

Как почётная и самая старшая группа детского сада «Ручеёк», мы облепили скамейку… впервые за долгие годы мучительного и непрерывного взросления, нам читали.  Впервые за десять лет. Этот факт радовал безумно. Это было счастьем: обнять колено, положить на него голову и раствориться в детстве, недавно покинувшем нас… или оставшемся в нас навсегда?

С робостью юного бойца, мягкостью отца, с наивностью пятиклассника в голосе и книгой в руках, читал наш безусый нянь. Негромко, иногда путаясь в интонациях, он читал так, будто боялся ранить то святое детство, ту трогательную и простую красоту, которую так легко разрушить. Словно придавить бабочку.

Мною овладело болезненное, доходящее до крайности, ощущение возмутительности, незначительности, ненужности и недалёкости всего, что окружало. Хотелось, чтобы его не было вовсе. Всё, что имело теперь смысл и жизнь, было на страницах этой книги и в нотках того голоса, тенора десятилетнего Серёжи Метёлкина. Запахи, мысли, слова – всё это было теперь со мною, или уже мною, или мною навсегда. Эта книга была той самой книгой, каждое слово которой было приобретением.

Слова не новые, а темы вечные, но потрясающе вовремя были сказаны. В острой потребности их услышать, с неутолимой жаждой поверить в то, что думаешь, что знаешь, чему учили. Ах, театр! Ты неповторим театр города N.  Восторг аплодисментов в зале, триумф актёров на сцене, таинство гримёрок, волшебство кулис, бутафория реквизита, пыль костюмов и кофе комнаты отдыха, первые разочарования, восхищения, скрип сцены и тяжёлая дверь служебного входа, в которую посторонним вход воспрещён.

Глава заканчивалась, книжка захлопывалась, я ужасалась. Хотелось аплодисментов и молчания…

Но вместо этого класс взрывали крики: «Покажите картинки!» Крики сводили меня с ума. Молчать, молчать, молчать и думать – вот то единственное желание, сильнее которого ничего не могло быть.  Но тишина в одно мгновение сменялась глупыми репликами о пирожках с капустой, пустыми звуками, стуками разноцветных мячей и той повседневной бессмысленностью, которая в минуты прозрения режет глаза и душу…

Хотелось бежать куда-нибудь.  Но только молча.



Часть четвёртая

А эти публикации, уважаемый читатель, можно смело назвать профессиональными.

Владимир Билык, 12 лет, г. Омск.
Финалист конкурса «Книжный эксперт XXI века» (первый сезон).

«Не предавайте свою мечту»
Эссе

» Вот свет погаснет снова в зале.
О, зритель, с Вашими глазами –
нам не расстаться до конца.
Сольются души и сердца!»

Именно этими словами я хотел бы начать свое впечатление, полученное от прочтения этой замечательной книги. Хочу сразу предупредить, что в ней нет фантастически захватывающего сюжета, острых приключений и прочего. В ней описываются события, которые произошли с обычным мальчиком, учеником 5го класса — Сережей Метёлкиным, они удивительным образом изменили и перевернули его жизнь. А именно, стечение судьбы и обстоятельств, навсегда «заразили» главного героя — удивительным и потрясающим миром, имя которому – ТЕАТР.

Сережа с младшим братом Петькой страстно мечтают получить в Парке Культуры контрамарки в кино, но для этого надо выступить с творческим номером и победить. И братья решаются. Все складывается удачно, билеты получены, но… это только начало судьбоносных событий и встреч для Сережи. Сначала мальчик получает удовольствие от восхищения им и от аплодисментов, от возможности смотреть любое кино. Поездка к бабушке, которая всю жизнь «служила на театре» доставляет ему разочарование, потому что попав за кулисы, Сережа понимает, что «там все придуманное и ненастоящее, а актеры только на сцене такие, а жизни они колбасу едят..» Но все-таки театром он заболел, потому что он попадает в школьный драмкружок и уже жить без этого не может. Удивительно, как точно автор описывает то состояние, чувства и качества характера, благодаря которым Сережа становиться актером в душе. Сережа растет в хорошей и доброй семье, где мерилом отношений являются честность и порядочность, именно это и помогает ему достичь заветной цели. Справиться с враньем, сохранить мир и любовь с родителями, сдержать слово. Предложение главной роли в серьезном спектакле, знаковая встреча с заслуженным артистом и режиссером, трагическая смерть бабушки и не сорванная премьера — события, которые складывают судьбу героя. Но уже полученный диплом, не стал бы итогом, если бы не возвращение в бабушкин Светлогорск. с которого все и началось. Почему именно эта книга, да потому что я как никто другой могу понять чувства, переживания Сережи. Так случилось, что я тоже «заболел» театром. Сначала как зритель, а теперь как человек, который пытается сказать и сыграть со сцены ту правду, которой я верю и по которой пытаюсь жить. Я не могу назвать себя актером, но в моем багаже есть удивительные и глубокие роли, знаковые встречи с удивительными и мудрыми людьми, а самое главное, что есть слова, которые и я, и Сережа запомнили на всю жизнь: «…каждый раз выходя на сцену, старайся отдавать людям лучшую часть своей души, а они взамен подарят тебе тепло своих сердец…»

В какой точный и необходимый момент попала мне в руки эта книга, теперь я точно знаю, что сохраню и достигну «хрустальной мечты своего детства».

«Каждый грядущий день проживи
Ярче, чем прожит был день пролетевший.
Каждую каплю солнца лови,
И отдавай ее людям конечно!»

Это песня моего героя Незнайки и его друзей, роль с которой начался МОЙ ТЕАТР. Я писал только то, что мог сказать, опираясь на свои чувства. В этой книге много цитат, которые можно взять за жизненное кредо или напутственные слова.

Анастасия Блищавенко

Мне 14 лет, я учусь в восьмом классе средней школы №2 города Каспийска и являюсь юнкором детско-подростковой газеты «Орлёнок». Принимаю участие в конкурсах, устраиваемых газетой. В 2013 году получила диплом за первое место в 15 Международном конкурсе «Детство без границ». В конкурсе «Эссе» участвую впервые.

26/01/2014

Мне было очень интересно читать это эссе, потому что я тоже совсем недавно прочитала эту книгу, и она доставила мне много радости и положительных эмоций! Кроме того, мне посчастливилось попасть на творческую встречу с автором книги «Кулисы…» Геннадием Анатольевичем Киселевым! С жизнерадостным, открытым человеком, с большим чувством юмора и просто интересным собеседником! Эссе мне понравилось, но я бы добавила к нему очень важные слова — напутствие, которое, со страниц этой книги опытный артист Буров дает своим ученикам:

«Для того, чтобы со сцены вести разговор о счастье, добре и зле, о чужой боли, о справедливости, о несгибаемой силе человеческого разума, о любви, наконец, достаточно одного желания, призвания, таланта?! Пусть даже в Вас, ребятки тлеют искорки божьи. Бойтесь их погасить бездельем, невежеством, ленью. Для того, чтобы с помощью магической силы искусства учить жить других, надо заслужить это право. А право на это дают знания, настоящие, глубокие знания любого предмета».



Часть пятая

акончить эту публикацию я хочу вот этими строчками.

Независимая газета
30.07.2009
Такие вот кулисы
2009-07-30 / Евгений Лесин
Ответственный редактор приложения НГ-Exlibris

Геннадий Киселев. Кулисы или… Посторонним вход разрешен!: Повесть. – М.: Грифон, 2009. – 144 с. (Библиотека для подростков).

Очень странное ощущение. Несмотря на аннотацию, предисловие Сергея Михалкова, два послесловия (вот фрагмент одного из них, безымянный: «… для рукописи, получившей первую премию, один грант нашелся. А рукопись «Кулис…» ждала банальная ситуация: в стол… Если бы не вмешался генеральный конструктор крупного…», ну и т.д. ), мне очень трудно поверить, что повесть написана, как говорится, в наши дни. Абсолютно, тотально (и в хорошем, и в плохом смысле слова) советская вещь. Может быть, конечно, она писалась много лет. Или пролежала в упомянутом уже «столе» – опять-таки много лет. Не знаю.

Об авторе в одном из интервью рассказала Ирина Арзамасцева (она написала второе послесловие). Рассказала немного. На момент присуждения ему премии, в прошлом году, Геннадий Киселев работал в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. А вообще он объездил всю Россию.

Кстати, когда повесть его получила третье место на конкурсе Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков, она называлась «Искусство требует жертв». Ну, заголовок могли поменять, например, издатели.

А текст по любому – советский.

Если б его издали в Советском Союзе – была бы безусловная слава. Именно слава. Как у Виктора Драгунского. И экранизация. И, следовательно, другие книги, другие экранизации. Потому что вот того самого советского – ровно столько, сколько было тогда необходимо, чтобы книга вообще вышла.

Перед нами типичная детская литература для детей, которая всегда более сервильна, чем детская литература для взрослых. То есть именно Драгунский, а не, допустим, Юрий Коваль. Именно здесь труднее всего обойтись упомянутым уже мною необходимым уровнем советского.

Впрочем, если книжка была написана давно, то из нее просто можно было убрать всю сугубую идеологию, оставив неизбежные приметы времени: красные галстуки, революционные песни, ну, вы знаете.

Если же она написана и впрямь сейчас – я вообще восхищен.

Да, автор пишет о советских временах, о детстве своего героя, который в последней главе становится уже молодым человеком, профессиональным артистом. Но ощущение, что автор сидит и вспоминает в 80-х, а не в нулевых – не проходит.

Сюжет, кстати, простой. Мальчик случайно попал на выступление перед сеансом в кинотеатре, понравился сам, и ему там понравилось, выступал, пока не начались каникулы. Потом поехал к бабушке, а она как раз в театре и работает, занимается реквизитом. В тот раз театром почему-то не «заболел», зато вернувшись в школу – все-таки «заболел». Выступал в школьных спектаклях.

Неудачи, разочарования, в том числе и обычные школьные, с театром не связанные. Когда над ним все смеялись, переживал, думал, плохо играет. Оказалось, смеялись, потому что играет хорошо.

Книжка тоже большей частью смешная. С трюками. « – Почему Шурка на уроках вот так сидит? – я ткнулся лбом в кулак, но не попал и с размаху стукнулся о тарелку с пирогом». Ну да. А вы что хотели? Comedy-Аншлаг? Нет уж, современный юмор прежде всего круглосуточен и сразу по всем каналам, а в СССР – только по большим праздникам. На то они и праздники.

Книжка ведь тоже праздник, если не является твоей каждодневной работой. Но я отвлекся. В том числе и читая в метро Геннадия Киселева. Такие вот кулисы.

Действительно, уважаемый читатель, такие вот кулисы. И если эта маленькая экскурсия в закулисный мир мыслей и чувств вышеназванных авторов показалась тебе любопытной — я старался не зря.

Всего доброго!

Автор
Геннадий КИСЕЛЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе