Книга включает в себя записи из рабочей тетради автора, записи детей и студентов-волонтёров, отчеты-описания мероприятий, статьи из газет, фрагменты апробированных проектов и программ и несомненно послужит для всех, желающих заниматься общественной, волонтёрской, благотворительной деятельностью в детских домах.
2 апреля к 14.00 ч. в здание Ярославской филармонии состоится торжественное открытие и празднование акции "Памяти В. Харитонова". Со всей области в Ярославль съедутся 500 человек: молодежь, дети. В рамках празднования, состоится презентация книги Марины Акишиной.
Это путешествие – через ЖИЗНЬ. Жизнь, полную эмоций и переживаний, искренности и минутных отчаяний, постоянного самосовершенствования и поиска своего предназначения. Со всеми ее сложностями и препятствиями, успехами и неудачами, радостями и разочарованиями. И если Вы поймете, что жизненный путь у каждого свой, независимо от того каким было его детство, то эта книга станет для вас настоящим путеводителем в поиске самого себя и своего места в жизни.
Не важно, какие дороги мы выбираем. Важно то, что внутри нас заставляет сделать такой выбор. И ваш путь зависит только от вас!А. И. Лисицын, депутат Государственной Думы Российской Федерации
Масштабы социального сиротства в нашей стране требуют пересмотра подходов к решению данной проблемы.
... Несомненным достоинством книги является то, что М. Л. Акишиной рассматривается и анализируется реальный опыт в области проблемы сиротства, приводится описание разных форм эффективной работы с воспитанником детского дома.Е. Б. Кириченко, преподаватель кафедры пед. технологий ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, кандидат пед. Наук
Посвящается Виктории – дочке выпускницы детского дома Морозовой Ольги
Виктория, когда ты подрастешь, и у тебя появятся косички с красиво вплетёнными бантиками, мама покажет тебе эту книгу и скажет: «Девочка моя, эту книгу Марина посвятила тебе, когда ты была трёх месяцев от роду, ещё лежала в пелёнках и только начинала произносить первые звуки восхищения: “У-у-у!”» |
|
Виктория (Победа!), пусть эта книга поможет тебе в жизни, так как вся моя душа, любовь, радость и вера вложены в то, о чём в ней написано. И когда станешь очень большой, пусть поможет детям твоих детей. Будь счастлива! |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обращение к воспитанникам и выпускникам детских домов
Ты в этом мире не один! И много дел в этом мире, с которыми справишься именно ты. Помни всегда, что воспитанник детского дома – это огромное творческое сокровище. Воспитанник – один из людей, испытавших в детстве трагедию, становится закаленным и сильным духом. И достигает многого в жизни сам, становясь личностью. Не ты нуждаешься в помощи, а в твоей помощи нуждаются. Посмотри вокруг себя, сколько детей инвалидов, обездоленных стариков, бездомных кошек. Кто, как не ты – понимающий, умеющий сострадать, станешь помогать другим. А значит, станешь волонтёром, благотворителем. И этим обогатишь себя. Глядя на твои благородные поступки и деятельность, люди будут считаться с тобой, твоим мнением. Перед тобой начнут открываться двери. У тебя появится имя, которое поможет тебе. Общество перестанет думать: «Обычно воспитанник детского дома идёт «на дно». Давай вместе поменяем это общепринятое мнение.
И пусть эти слова обращения дадут тебе силы, уверенность и веру в достижении благородных целей!
Обращение к студентам
Ты в своей волонтёрской деятельности не один! В данном пособии ты найдёшь много ключевых моментов, которые непременно помогут тебе. Ты можешь либо дополнить и развить их в своем ракурсе, либо взять за основу, либо моделировать и экспортировать на нужный тебе лад.
В текстах заметишь повтор, сделанный с целью акцента важной информации, которая поможет тебе в умении читать действия ребят, а также организовывать и проводить твои мероприятия.
Пусть это пособие-эссе объединит тебя с детьми. Возможен и такой вариант, что твои записи, записи ребят могут войти в одну из книг данного пособия.
Откровение
О моем откровении, без которого, думаю, не совсем будут понятны причины моей благотворительной деятельности по работе с воспитанниками детских домов.
Осознание того, что я сама из детского дома (г. Архангельска), куда попала «подкидышем», много лет поддерживало во мне внутренний конфликт и конфликт с обществом. Последствия проявлялись в самых разных формах поведения. В основном, это постоянные побеги и скитания. Знала, что ни перед кем не несу ответственности за свою жизнь. На протяжении многих лет, на подсознательном уровне, окружающий мир воспринимался мной как мир, который не принимает моё «я» и который всегда моё «я» предаёт. Жила в постоянном страхе. Страх в своей никчёмности, несостоятельности. Страх за себя в том, что уйду «на дно», что мне часто с детства внушали взрослые. Но, как нестранно, заниженная самооценка никогда не вызывала во мне злость или агрессию. Страх проявлялся в творческих аспектах, в различных формах самовыражения, согласно моей индивидуальной природе и возрастным периодам. В юные годы я была слабой ученицей – отсутствие дошкольной подготовки, большая запущенность в развитии, кроме того я зачастую не посещала школу. Она была для меня храмом не науки, а общения с коллективом сверстников, учителей и возможностью реализации своего нераскрытого творческого потенциала. Я считалась недисциплинированной ученицей, за что постоянно освобождалась от присутствия на уроках. Но при всём при этом со школой были налажены свои доброжелательные отношения, благодаря которым удалось получить аттестат. При большой поддержке педагогического коллектива постоянно вывешивались мои рисунки, самодельные стенгазеты со стихами и шаржами, от которых у всех поднималось настроение. Ещё парадокс. Если в старших классах, по причине неуспеваемости, меня так и не приняли в комсомол, то ключи от комсомольской комнаты были именно у меня, так как я являлась автором и организатором многих досуговых, классных, общешкольных мероприятий. Самое интересное в данной ситуации, что «в комсомол», после неудачных попыток (их было три), я себя приняла сама. Сходила на почту, купила открытку и подписала: «Уважаемая Марина Акишина, поздравляю Вас с вступлением в комсомол» (без подписи).
В период начала студенческих лет (режиссура при театральном отделении, Архангельского училища культуры, куда поступила без подготовки) начались ломка, перерождение и творческий подъём. Благодаря педагогу, талантливому режиссёру и просто неравнодушному человеку Супрун Ольге Борисовне, занялась изучением искусств. Помимо высококлассного преподавания по режиссуре, драматургии, она умела каждому из студентов создать комфортное пространство для раскрытия и развития его способностей. Её усилия помогли мне продвинуться в области поэзии и изобразительного искусства. Благодаря этому человеку я начала работать над своими стихами, которые стали появляться в газетах и альманахах северных поэтов. Благодаря Ольге Борисовне усилилась кропотливая работа над авторской узоро-графикой. Так появилась первая персональная выставка: сначала в аудитории наших театральных репетиций, затем в холле училища, а затем в выставочном зале города.
Шли годы. Более десяти лет воплощала в жизнь авторские проекты по работе с социально незащищёнными детьми. Но прежний страх и осознание того, что могу «уйти на дно» не покидали меня. Постоянное самокопание и саможаление, а также мысли о своей несостоятельности, поддерживали тот изначальный конфликт. Конфликт с собой и миром. На протяжении многих лет, через грубые жизненные ошибки, продолжались внутренние метания и поиски своего «я» в этом мире.
В один прекрасный день в моём сознании, как говорят, сработал щелчок или просветление. Поняла, что не надо акцентировать проблемы на своем «я», а надо развернуться к проблемам других людей, которым действительно нужна помощь.
Из моих записей 2005 года
Совершённый акт подкидывания младенца в детский дом, как отказ людей от своего «чада» (как произошло в моём случае), огромная жизненная трагедия для воспитанника. Но ещё более трагичней для ребенка, когда он попадает в детский дом по причине лишения прав его родителей. Особенно в возрасте после пяти лет. После таких случаев начинаются более тяжелые последствия. Так как у ребёнка за плечами уже есть негативный, отрицательный опыт жизни, с которым он попадает в новую среду в немаленьком возрасте. Если для таких как я детский дом изначально стал домом, то для этих детей (и тем более подростков) – казённым, чужим. Этот факт, в основном, вызывает закрытость, протест, агрессию в ребёнке. Если в моём случае чётко понятно: за территорией детского дома нет близких людей. То во втором случае, родные есть «там». Такой ребенок живёт одновременно в двух мирах. Именно количество таких детей сейчас доминирует в данных учреждениях. И именно по причине неправильного понимания этого обществом, а, следовательно, неправильного оказания помощи детдомовцам, растёт количество детей, поступающих в детские дома.
Я благодарна судьбе, что не испытала столько боли и страданий, какие испытывают эти дети. Поняла это только сейчас. Благодарю и люблю эту жизнь. В знак этой благодарности и любви обещаю себе: впредь заниматься целенаправленной помощью другим людям, а именно, этим детям.
Но помощь нужна не на уровне жалости, а другая. Задаваемые себе вопросы: «А какой именно должна быть моя помощь? И в чём могу помочь именно я, как человек, знающий изнутри проблемы ребенка, оказавшегося в детском доме?» Я смогла ответить и на мучивший меня много лет вопрос «Для чего ты живёшь?». Так родилась, а потом и дозрела моя мечта. Появилась жизненная цель, а значит, и смысл жизни. Впоследствии заметила, что помогая другим, я помогаю и себе. И мир, который воспринимался раньше закрытым, оказался открыт и всегда готов придти на помощь, что неустанно и делает.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
О строительстве «Города Мечты», 2006 год
В детстве у меня была своеобразная лаборатория мной придуманного мира. Из чего она состояла. Из банок, наполненных водой, в которой жили пластилиновые существа. Я их лепила и придумывала время, место их существования. Со мной жили «мики», так я назвала существ пятого века до нашей эры с планеты «Бумажные кораблики», «вечные дети» попали на нашу планету с космической пылью. В коробочках, в банках из-под лекарств – растения, камни, ракушки, мхи – с планет, на которых есть жизнь, но только никто из взрослых об этом не знал. Однажды подумала: «Не построить ли мне город для моих обитателей? Город, в котором им будет намного лучше, чем в лаборатории, где они только существуют. В городе можно жить». Эта идея не давала покоя. Вечерами делались зарисовки будущего города. Листы рвались один за другим… Из какого материала, каких размеров будет город? С чего начать?
В одном из журналов попались интересные поделки, чтобы дети смогли смастерить их своими руками. Оп! Из бумажных трубочек сделан домик. Читаю под изображением: «Можно использовать в качестве «строительного материала» тетрадные листы в клеточку». Вот то, что надо! И началась работа. Пользуясь инструкциями в журнале по изготовлению бумажных трубочек, каждый вечер в течение месяца делались заготовки. Будущий город планировался большим. Что будет в этом городе, какими будут жилища, улицы? Засыпая, я представляла и, если в моем воображении вырисовывалась картинка, подскакивала и делала маленькие зарисовки.
И вот настал тот день, когда можно было приступать к «строительству». Первой появилась мельница с огромными крыльями – высокая, белая, легкая. Сейчас в моей памяти она всплывает, как что-то похожее на авангардное изобретение супрематистов. Но это была в моем понятии мельница. Почему началось строительство именно с мельницы, я поняла позже. В тот период я восхищалась Дон Кихотом. Город зарождался с мельницы, которая символизировала свободу ветров, движения, гармонию с моим литературным героем, а не борьбу.
Вообще, всё в этом городе имело смысл, особое значение. Строительство города завершилось, когда в нём появились три моста, восемь домов-самолётов, 15 маленьких башен в ансамбле ограждений города, две триумфальные арки для въезда и выезда из города. В такой город каждый мог войти и выйти, когда захочет. Летающие дома позволяли жителям жить и летать, где они захотят. И всегда есть место, куда можно вернуться. Цвет города был белым принципиально – цвет чистоты и света. Площадь этого города соответствовала двум листам ватмана, по высоте примерно 30 сантиметров.
Спустя 15 лет я поделилась с детьми на уроке труда об этих своих детских причудах. И что вы думаете?! Закончила воспоминания фразой: «Вот таким был мной придуманный город». Вдруг меня осенило: «Почему “был”? И почему только “мой город”? Он может стать нашим! Этот город существует неподвластно мне. Он есть!» Тут же на ходу выпаливаю это детям. Смотрю – зажглись. Через неделю, размером в четыре парты выстроенный нами большой город стоял в вестибюле сельской школы. Этот город строило множество детей.
В одну из перемен врывается в класс заплаканный мальчик: «Из города пропал мой дом!» Следствие вывело на воришку, который вскоре признался, что взял домой, так как очень хотел, чтобы этот домик стоял у него на столе. Пропажа вернулась на место. Дав «стройматериал», говорю проказнику: «Попробуй построить свой дом. Поверь, он будет не хуже. Вот увидишь. Хочешь – оставь его дома, а появится желание, принеси в школу». Так наш город рос. Слух о том, что любой желающий может принять участие в строительстве, облетел всю школу. В течение месяца наше детище претерпевало и разгромы, и реконструкции.
Прошло еще несколько лет. Ноябрь. Директор компьютерного лагеря под Переславлем-Залесским, где с сельскими детьми мы проходили курсы компьютерных технологий, как-то обратился ко мне: «У нас есть такая традиция – в конце смены группы что-то дарят нам». Целый вечер ломали мы с ребятами голову, что придумать? Предложений было много, но всё нам казалось банальным и «избитым». И тут, вы уже догадываетесь, приходит мысль о «потерянном городе». К разработке проекта ребята отнеслись как к выполнению миссии, которую они самостоятельно назвали «Город нашей мечты». Вручая подарок лагерю, ребята пытались донести до слушателей о своей вере в город-мечту. Я тоже верю в мечту и свой город!
Марина Акишина / Книга первая "ДОРОГОЙ К МЕЧТЕ или Я НЕ ОДИН" Пособие-эссе для воспитанников детских домов, студентов, волонтеров. Ярославль 2010