Больше, чем комиксы

История комиксов и графических романов насчитывает не один десяток лет, и этот текст не претендует на полноценное описание всех сюжетных поворотов, которые и прожила сама, и воспроизвела комикс-индустрия.

На что этот текст претендует, так это рассказать о нескольких графических новеллах, которые своей формой или содержанием выходят за рамки привычных для художественной литературы линейных сюжетов, супергероических вселенных Marvel и DC и небольших историй, которые мы и сейчас можем встретить в разного рода еженедельных и ежемесячных изданиях.



«Через», Том Огома, Санкт-Петербург: Бумкнига, 2020 

Чистая форма

Исторически комикс – это симбиоз текста и графики, и в комикс-индустрии вполне нормальная практика, когда над созданием новой истории работают одновременно сценарист, художник, колорист, леттерер и так далее, и так далее. Конечно, все «исторически» и «нормально» рано или поздно попираются смелыми экспериментаторами, и комикс «Через» можно смело отнести в категорию удачных опытов.

Том Огома рассказывает историю одного простого американского мальчика, используя нетривиальный прием – все события его жизни мы наблюдаем и с привычной отстраненной позиции читателя, и глазами главного героя, взгляд которых проходит через бинокль, дверной проем, лупу, окно и даже телескоп. Такой слом «четвертой стены» нечасто можно увидеть в литературе (а комиксы, разумеется, это литература), и тем этот прием ценнее, что он не сопровождается словами, ход повествования определяют лишь рисунки и лаконичные указания даты и места тех или иных событий.

И этот же слом лишней между персонажами и читателем стены обуславливает максимальное вовлечение второго в выдуманную, но, на самом деле, такую понятную судьбу простого американского мальчика.



«Медный всадник», Дмитрий Осипенко, Санкт-Петербург: КомФедерация, 2017 

Пошатанная скрепа

Из списка всех тех произведений классической литературы, которым комиксисты дали новую жизнь, можно сделать отдельное медиа. Не перенося в новое измерение буква в букву, комиксы, как и киноадаптации, создают на основе классики новые произведения, наполняя сюжеты новыми смыслами, а иногда и новыми сюжетными линиями.

Свою дань школьной классике отдал и Дмитрий Осипенко, переосмыслив «Медного всадника» Александра Сергеевича Пушкина, не только создав графическую новеллу по мотивам поэмы, но и вынеся имя поэта на обложку как полноценного соавтора. Кощунство? Возможно. Но хочется думать, что сам Пушкин, не чуждый удалому веселью, оценил бы смелое переложение трагедии великого наводнения и одного несчастного Евгения в олдскульной американской манере, сохранив все клифхенгеры и тревожащий душу сеттинг.

Да, так расшатываются скрепы, но только с тем посылом, чтобы в очередной раз доказать их актуальность.



«Пхеньян», Ги Делиль, пер. с фр. Анны Булатовой, Брянск: Alt Graph, 2016

Когда ты можешь только рисовать

Ги Делиль приехал в Северную Корею в качестве консультанта местной студии анимации во время приоткрытия железного занавеса, отделившего идеологически и географически эту страну от всего мира. Гулять, обозревать, узнавать что-то новое можно было только в сопровождении одобренного правительством гида, но как фиксировать полученные знания? Особенно, если эти знания правительством не одобрены, а гиды всячески пытаются перевести внимание иностранного гостя на что-то вылизанное и причесанное?

Именно так и родился «Пхеньян» – из внутренней необходимости рассказать о том, что нельзя – называть, показать, хотя бы в забавном мультяшном стиле, изнанку покрытой тайнами и домыслами страны, понять, почему Северная Корея живет так, а не иначе. И, возможно, таким образом познакомиться заново и со своей родной культурой – через анализ одного из самых радикальных сообществ.



«Уличные люди», Ирина Кравцова, Альбина Шайхутдинова, Москва: КомпасГид, 2022

Больше, чем картинки

Использование комикс-формата для привлечения внимания широкой аудитории к социальным проблемам не нова, но всегда актуальна. Например, в 2018 году издательство Бумкнига выпустило комикс «Странник» — мини-биографию 46-летнего Вячеслава, бездомного и участника турниров ММА. Авторы, Анна Рахманько и Миккель Соммер, провели с Вячеславом 4 дня, и на основе его рассказов создали полноценную графическую новеллу, рассказывающую о ежедневной жизни и робких мечтах человека, оставшегося без постоянного ночлега.

Эту же тему развивают авторы «Уличных людей», по ходу повествования меняя ракурс с «уличных» на «домашних» и обратно. Истории бездомных представлены сухими фактами их биографии, но фактами такой силы и внутренней боли, что им не нужны дополнительные детали. Сначала кажется удивительным, что большая часть книги посвящена не им, а, наоборот, нам, «домашним». Никого не обвиняя, но при этом четко и жестко указывая на социальные привилегии целевой аудитории комикса, авторы раскручивают клубок стереотипов и домыслов, сложившихся не вокруг самих бездомных как отдельных личностей, а вокруг самой проблемы бездомности. С помощью скромных и подвластных им средств, букв и рисунков, Ирина и Альбина обращаются к юным читателям с призывом смелее и шире смотреть на мир, не бояться сложных тем и, конечно, помогать. Помогать так, как получается прямо сейчас, а не как это будет возможно в некоем прекрасном будущем. Маленькая помощь и участие сейчас в разы важнее любого отложенного действия.



«Билли Холидей», Муньос и Сампайо, пер. с фр. Михаила Хачатурова, Санкт-Петербург: Бумкнига, 2021

Графика как джаз

Истории великих людей вдохновляют комиксистов всего мира не меньше, чем классические художественные произведения. Чаще всего биографии переносятся в графику линейным способом – родился, женился, потворил что-то удивительное, умер. 

Муньос и Сампайо пошли другим путем и в создании комикса о величайшей джазовой певице двадцатого века они опирались не на упомянутую выше предсказуемую схему, а на музыку, которую своим голосом создавала сама Леди Дэй – порывистую, отчаянную, дерзкую и полную печали. Таким и вышел графический роман — не сразу понятным, режущим глаз, спутывающим чувства и разум, но, определенно, рассказывающим историю несчастного человека, который смог изменить ход истории.



Бонус – «История комиксов», Фред Ван Ленте и Райан Данлеви, пер. с англ. Ивана Чернявского, Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019

История комикса (сюрприз) в комиксах

И правда, как могло получиться иначе, чтобы вековую историю комикс-индустрии пара комиксистов не запечатлели в виде комикса.




Вас немного штормит от тройного повторения слова «комикс» в одном предложении? Так и должно быть – история жанра, как уже упоминалось во вступлении, пережила сотни сюжетных поворотов, победила немало самых опасных для самой себя злодеев, примерила не одну тысячу личин, чтобы стать такой, какой мы знаем ее сейчас.

Масштабной. Увлекательной. С трудом поддающейся описанию.
И постоянно меняющейся.
Присоединяйтесь, вам понравится.

Автор
Елена ЧЕРНЫШЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе