Как выйти из долгов? Ярославское ГДУ: в поисках здравого смысла

«Ярославль – город без дорог». К сожалению, такая наклейка на стекла стала весьма популярной у ярославских автомобилистов.


При этом есть специализированное муниципальное предприятие – «Городское дорожное управление». Но оно не работает. Зато уже в конце мая станет объектом рассмотрения в суде. И, возможно, превратится в очередную расширяющуюся дыру городского бюджета.

Как сообщил «Городской телеканал», ГДУ находится в банкротном состоянии, и его хотела бы приобрести компания «Ярдорстрой». Однако мэрия Ярославля задумалась о том, чтобы сохранить ГДУ в городской собственности. При этом Дмитрий Донсков, заместитель мэра Ярославля, отметил: «Предприятие умышленно вводилось в долги. Не участвовало в аукционах, привлекались банковские кредиты. И вот 15-го февраля, когда ГДУ не смогло расплатиться с кредитами, произошла переуступка долга в пользу конкурента – «Ярдорстроя».

Всего долгов у ГДУ порядка двухсот миллионов рублей. В мэрии считают, что все имущество стоит намного больше. А вот кредиторы, видимо, думают иначе.

Итак, откуда же ноги растут у этой истории? Кому задолжало ГДУ и по чьей вине? Можно ли спасти это предприятие, нужно ли его спасать и как это можно сделать? Да и вообще – «стоит ли овчинка выделки» (то есть сотен миллионов бюджетных рублей)?

Споры на эту тему уже достаточно активно идут в Интернете, да и не только там. Кто-то пытается рассмотреть ситуацию с точки здравого смысла. Кто-то руководствуется эмоциями или оперирует привычными штампами. Мы же решили узнать, что по этому поводу думает директор компании «Ярдорстрой», депутат муниципалитета Ярославля Эдуард Авдалян. Он ответил на наши вопросы, а выводы читатель сделает сам.

– Эдуард Львович, почему и как вы стали крупнейшим кредитором «Городского дорожного управления»?

– Я стал вплотную работать с ГДУ в 2010-2011 годах. Тогда мне казалось, что это – достаточно предсказуемый партнер, стабильно работающее муниципальное предприятие. «Ярдорстой» работал с ГДУ в качестве субподрядчика – в то время ГДУ не справлялось с объемами работ и привлекало к ним другие организации. Мы выполнили определенный объем работ (они были уже приняты, акты подписаны) и должны были получить от ГДУ около 40 млн. рублей. Но руководство муниципального предприятия, что называется, начало «кормить нас завтраками». Устав ждать оплаты, я решил поинтересоваться реальным состоянием дел в ГДУ, их финансовым положением. В результате я выяснил, что ГДУ находится в предбанкротном состоянии, а фактически уже является банкротом. Чтобы моя организация не потеряла деньги – а мы не собираемся терять ни рубля – нужно было искать решение проблемы.

Я узнал, что самым крупным кредитором ГДУ является Сбербанк. Активы муниципального предприятия находились в залоге у банка, при этом ГДУ уже более 3 месяцев было не в состоянии оплачивать ни проценты, ни основной долг. Перспектива была понятна: Сбербанк подаст в суд, имущество пойдет с молотка, а само ГДУ обанкротится. И мы можем остаться ни с чем.

К тому времени я узнал, что такое уже происходило раньше – ГДУ накапливало долги, а потом ему меняли организационную форму: ТОО, ООО, арендное предприятие. При этом его имущество передавалось в заново зарегистрированную структуру, а долги оставались на старой. Таким образом, кредиторы оказывались ни с чем. Конечно, я не хотел стать очередной жертвой подобных манипуляций. Поэтому, чтобы взять ситуацию под контроль и сохранить для «Ярдорстоя»возможность получить заработанные деньги, мне пришлось в феврале 2012 г. выкупить у Сбербанка долги ГДУ.

– Вы меняли руководство в ГДУ?

– Конечно, нет. Я же купил долги, а не предприятие. Я не стал собственником ГДУ, которое по-прежнему является муниципальным предприятием. Поэтому назначение руководителя ГДУ осталось в компетенции мэрии – точнее, ее комитета по управлению муниципальным имуществом.

– Но впоследствии собирались стать собственником?

– Я не исключал этого, но как крайний вариант. На самом деле у меня есть свой бизнес, и я просто не хочу терять деньги, которые мне задолжало ГДУ. Но, как вы помните, как раз в это время в Ярославле шла предвыборная кампания. Было не понятно, кто будет работать в новой команде мэрии и с кем можно обсуждать эти вопросы. Конечно, как раз в этот период «безвластия» я мог бы при желании обанкротить ГДУ и стать его собственником. Но я не захватчик, я строитель, который хочет нормально, по-человечески, работать в Ярославле. Я сам здесь живу, здесь растут мои дети. Поэтому я просто сохранял в тот период это предприятие и коллектив, не делал резких движений, чтобы впоследствии новое руководство города могло спокойно принять взвешенное решение.

– Каким вы видели это решение?

– Я и сейчас думаю, что все мы взрослые люди, которые могут здраво оценить ситуацию, встретиться за столом переговоров и принять решение, которое будет соответствовать закону и служить во благо городу… Что должно делать любое предприятие? Оно должно работать, приносить пользу людям, платить налоги и заплату. Это касается и Ярославского ГДУ.

– Хорошо, если есть возможность сохранить ГДУ как целостное предприятие. К сожалению, у ярославцев на памяти есть и совсем другие примеры. Примеры распада. «Лакокраска», первый в мире Ярославский завод синтетического каучука, «Машприбор», «кондитерка»… Мягко говоря, не менее значимые для города предприятия, чем ГДУ…

– Да, все мы помним такие примеры. И я не хочу, чтобы такое повторилось с ГДУ. Не хочу, чтобы его распродали, растащили по частям. Но социально значимым предприятие может являться, если оно работает, выполняет важные для города функции, создает рабочие места, имеет достойную репутацию. Если же оно не работает, а только копит долги, то становится социально опасным. И тут не важно, какая там форма собственности – частная, муниципальная или государственная.

– Ярославское ГДУ может быть приватизировано?

– Такие разговоры были в отношении различных муниципальных предприятий. Решение тут зависит от позиции мэрии и муниципалитета. Но при этом нужно понимать, что сумма долгов ГДУ перед нами и другими кредиторами составляет несколько сот миллионов рублей, это в разы превышает рыночную стоимость всех его активов. Я даже понимаю, что кто-то не хочет верить мне, моим оценкам. Но сложно не замечать позицию Сбербанка, который скрупулезно анализирует ситуацию, работает по жестким стандартам, и при этом сделал однозначные выводы о перспективах ГДУ в его нынешнем положении. Банк предпочел избавиться от такого долга.

На мой взгляд, в качестве муниципального предприятия ГДУ спасти сложно. Вряд ли у города существует возможность погасить его долги и проинвестировать дальнейшую деятельность. А без этого ГДУ просто не сможет участвовать в конкурсах, не сможет работать. Да и какая разница для города и горожан, кто занимается дорожным строительством – «муниципалы» или частники? Все мы, строители, получаем подряды через участие в конкурсах. Нас контролируют соответствующие структуры, мы соблюдаем процедуры приемки-сдачи выполненных работ, несем предусмотренные контрактом обязательства. Разница только в том, что частник вряд ли потерпит у себя таких менеджеров, которые доведут его бизнес до банкротства.

Строительство дорог – это мой профиль, мой бизнес. Я считаю, что разбираюсь в этом деле и умею поставить его так, чтобы оно приносило не убытки, а прибыль. Как строитель, я хотел бы, чтобы был сохранен производственный потенциал ГДУ и коллектив специалистов, который существует и работает в Ярославле уже более 50 лет. Как это делать, пытаться ли привлекать инвесторов – в первую очередь дело мэрии Ярославля. Но было бы неправильно начинать эту работу с того, чтобы «кидать» кредиторов. Так репутацию не зарабатывают.

– Сейчас вас обвиняют чуть ли не в попытке рейдерского захвата… Например, говорят, что под вашим влиянием руководство ГДУ изменило подсудность споров на третейскую.

– Нет! Именно Сбербанк включил в кредитные договоры оговорку о рассмотрении споров с ГДУ в третейском суде. А в остальном… Если выкупить долги у крупнейшего банка страны – это рейдерство, то что считать законным? Я не принимаю таких претензий. Если же у новой городской власти есть желание разобраться с тем, кто же загнал ГДУ в долги и довел его до банкротства – пусть разбираются. Но эти вопросы – не к нам, а к тем, кто работал в муниципальном предприятии и курировал его работу на уровне мэрии.

– Вы хотели бы, чтобы ГДУ сохранилось, но при этом подали на банкротство… Тут нет противоречия?

– Нет, это разные вещи. Я за то, чтобы это предприятие сохранилось – но не за мой счет и не за счет других кредиторов. Почему мы должны расплачиваться за ГДУ, за неправильные действия других людей? Чтобы защитить свои права, мы и подали на банкротство.

Если мэрия знает честный способ поправить ситуацию и возродить ГДУ – ради бога. Я не собираюсь этому мешать. Пусть мне просто вернут мои деньги – я готов продать долги. И пусть «рулят», как считают нужным. Думаю, то же самое скажут и другие кредиторы. Я повторю: всем нам не хотелось, чтобы ГДУ, как это неоднократно было с ним раньше, начало работать под новым названием, оставив кредиторов ни с чем. Именно поэтому я решил взять ситуацию под контроль и за «живые» деньги выкупил долги ГДУ перед Сбербанком. И сейчас интерес кредиторов состоит в том, чтобы вернуть свои средства. А для этого нам нужно, чтобы процесс банкротства был максимально честным. Долги нужно платить.

– Какова сейчас ситуация в ГДУ?

– Насколько я знаю, сейчас ГДУ работ не ведет, зарплату люди там не получают, перед бюджетом есть долги. Мне жаль, что пока дело обернулось таким образом.

Информация к размышлению

ГДУ принадлежат земельный участок в 9 гектаров на Вспольинском поле, 3 асфальтовых завода, причём один из них был построен всего несколько лет назад и оснащен современным немецким оборудованием.

Дмитрий Донсков, заместитель мэра Ярославля: «Отлаженная система качества, современная лаборатория... Отдать его за эти деньги было бы неправильно и с экономической точки зрения, и с точки зрения политики в дорожном строительстве».

Однако может ли считаться полноценной собственностью то, что отдано в залог банку, продавшему соответствующий долг другому кредитору?

х х х

Компания «Ярдорстрой» работает на рынке дорожного строительства Ярославской области с 2000 г. Сейчас в состав компании входит собственное модернизированное производство асфальтово-бетонных смесей, солидный парк необходимой дорожной техники.

Считается, что на региональном рынке «Ярдорстрой» входит как минимум в тройку лидеров отрасли – и по объемам выполняемых работ, и по стабильности бизнеса.

материал: Дмитрий Козлов

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать