Спасение доллара

"Власть" продолжает следить за попытками американских властей спасти экономику США и, следовательно, доллар. 

10 февраля, когда американский сенат после долгих препирательств все-таки утвердил так называемый план Обамы, который предусматривает бюджетную поддержку экономики (в варианте, одобренном сенатом, эта поддержка была оценена в $838 млрд), новый министр финансов США Тимоти Гайтнер выступил еще с одним планом — расширения государственной помощи банкам. В результате у США оказалось сразу два спасательных плана — Обамы и Гайтнера. Если учесть, что еще не прекратил действие план помощи финансовой системе, разработанный предшественником Гайтнера Генри Полсоном, то планов оказывается и вовсе три. 

Как указал Гайтнер, в соответствии с его планом американская ФРС расширяет кредитование терпящих бедствие банков: сейчас на эти цели выделено $200 млрд, а нужен $1 трлн. Кроме того, создается частно-государственный инвестиционный фонд с капиталом $500 млрд для скупки у банков кредитов, обеспеченных (точнее сказать, не обеспеченных) залогом недвижимости. При необходимости капитал фонда будет увеличен до $1 трлн. Частные деньги поступят в фонд позднее, а для начала он будет формироваться из бюджетных средств. 
Министр особо подчеркнул, что, несмотря на все усилия в области национализации американских банков, оказания им финансовой помощи, раздачи им дешевых кредитов банковская система как не работала, так и не работает. "Самые важные части нашей финансовой системы оказались серьезно повреждены. Вместо того чтобы стать катализатором возрождения деловой активности в стране, финансовая система работает против этого возрождения. И этот процесс мы просто обязаны остановить",— заявил Гайтнер. 
Министр выразил уверенность, что его план разморозит кредитный рынок (пока банки по-прежнему упорно отказываются кого-либо кредитовать), усилит финансовые позиции банков и обеспечит необходимую помощь владельцам домов, а также мелким предпринимателям. Расширение программы кредитной помощи банкам и другим финансовым организациям со стороны ФРС, в свою очередь, позволит обеспечить увеличение потребительского кредитования (в том числе стимулирует выпуск кредитных карточек), а также оживит рухнувший рынок ипотечных кредитов. Гайтнер также отметил, что его план позволит банкам облегчить доступ ко второй половине бюджетной помощи в $700 млрд, которая была предусмотрена еще планом Полсона (при том что расходование первой половины этой помощи никаких заметных результатов банковской системе не принесло). 
Для того чтобы получить деньги по новому плану, банкам придется принять на себя обязательства полностью раскрыть информацию о реальном финансовом состоянии, а также снизить зарплату руководству и сотрудникам. "На государственную помощь банки отныне могут рассчитывать исключительно на условиях, которые обеспечат скорейшую замену государственных денег в банковской системе на частные",— указал министр. 
Выступление Тимоти Гайтнера произвело большое впечатление. "Как мы видим, администрация Обамы страдает неврозом национализации банков в еще большей степени, чем администрация Буша",— отметила редактор экономических новостей британской BBC Стефани Фландерс. Впрочем, другие комментаторы указали, что план не так уж масштабен и вообще с ним многое неясно. "План предусматривает недостаточную помощь банкам. Он содержит слишком много общих слов и слишком мало конкретных деталей. Новая администрация просто пытается выиграть время и отвлечь внимание от того факта, что спасать банковскую систему нужно было еще вчера",— подчеркнул главный экономист Deutsche Bank Securities Джозеф Лавонья. 
Игроки на американском фондовом рынке также сочли, что план Гайтнера пока мало что проясняет и в любом случае никто не гарантирует, что расширение государственной помощи американским банкам заставит их все-таки возобновить нормальное кредитование экономики. Поэтому рынок встретил новый план очередным обрушением котировок. 
После оглашения плана Гайтнера палаты американского конгресса приступили к согласованию окончательного варианта плана Обамы. Дискуссии продолжились прежде всего относительно размеров бюджетной помощи экономике (как в виде сокращения налогов, так и в виде расширения государственных расходов). Положение осложнялось тем, что в палате представителей конгресса республиканцы вообще не поддержали план, а в сенате голосовавших за этот план республиканских сенаторов оказались единицы, так что план прошел исключительно за счет большинства представителей Демократической партии в обеих палатах. Республиканцы в сенате постоянно говорили, что демократы в палате представителей недостаточно сократили налоги, а демократы в сенате жаловались, что недостаточно расширены расходы. В итоге в какой-то момент при рассмотрении плана в сенате его размеры вообще превысили $900 млрд. При согласовании окончательного варианта плана все-таки пришлось сделать его скромнее, и 17 февраля план был подписан президентом Обамой в объеме $787 млрд. 
Важно, что администрация президента в конце концов смирилась с сохранением в плане особой оговорки под названием "покупай американское", в соответствии с которой получатели бюджетной помощи при осуществлении инвестиционных проектов обязаны закупать железо, сталь, а также любые промышленные товары, необходимые в строительстве, исключительно американского производства. В связи с этим в ходе визита Барака Обамы 19 февраля в Канаду президенту пришлось специально оговорить, что товары из Канады, которая направляет 75% своего экспорта в США, не будут каким-то особым образом дискриминироваться: канадские власти прямо сказали, что их беспокоит взлет американского протекционизма в условиях кризиса. 
СЕРГЕЙ МИНАЕВ
Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать