Храм на торжище

Высокопреосвященнейший архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл благословил построить церковь в центре села Брейтова. Благословение владыки вызвало шатание среди паствы. В Великий пост, даже в Страстную седмицу, вместо терпения и молитвы миряне страстно дискутировали и возводили хулу друг на друга и на приходского священника. Смирения нет и поныне. Брейтовцы в большинстве своем не приемлют храм на торжище. Они видят в этом не Божий промысел, а человеческий умысел.

ПЛАМЕННЫЕ ОБРАЗЫ

На исходе октября прошлого года в селе Брейтове дотла сгорела церковь в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Поутру священник отец Анатолий был в храме. Прежде чем затворить врата, он удостоверился, все ли в порядке. Ничего подозрительного не заметил. А после полудня над церковью заклубился дым. Два километра до нее брейтовские огнеборцы преодолели махом. До темноты они боролись с неистовым пламенем, вспыхнувшим из-за короткого замыкания. Жар от огня был страшенный, даже радиаторы отопления спеклись в сгусток металла, а колокола расплавились. Уцелел только самый большой колокол...

Уникальный деревянный храм стал духовным символом села Брейтова и символом единения брейтовцев. В годы богоборчества безбожники порушили на брейтовской земле почти все церкви. Что они не разрушили, поглотило шестьдесят пять лет назад Рыбинское водохранилище. Брейтово стало приморским селением. Перед потопом спешно переносили на другое место многие постройки. О церквях и часовнях думы не было. Вот и вышло, что на рубеже веков Брейтово стало селом без церкви. На весь район единственным действующим храмом была церковь в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Сутка. От него до Тверской области рукой подать. Одна только дорога туда из райцентра на рейсовом автобусе занимает свыше часа.

Зачинателем строительства церкви в селе Брейтове стал в 1996 году молодой священник отец Георгий. Он нашел понимание у мирян. Возникла инициативная группа по сбору пожертвований на строительство храма. Деньги жертвовали как простые люди, так и богатые благотворители. Внесли свою лепту в дело возведения храма чиновники муниципальной администрации, ощутимое содействие землякам-брейтовцам оказал тогдашний заместитель ярославского губернатора Анатолий Баракин. По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского старца Михея для строительства церкви определили место в поле возле сельского кладбища. В 1998 году был заложен фундамент, а в 2003 году возведенную церковь освятил новый архиерей Ярославской епархии - владыка Кирилл. Ее срубили зодчие из Мышкинского центра народных ремесел под руководством мастера Василия Теркина. Колокола отлили тутаевские умельцы. В январе 2004 года, в Татьянин день, протоиерей Анатолий Денисов, благочинный Некоузского и Брейтовского округов, освятил два колокола, подаренных церкви от чистого сердца супругами-москвичами Виктором и Верой Поповыми. Они же передали в дар церкви привезенную ими из Греции икону с образом Христа. В церкви были также иконы, вышитые местными искусницами.

По воле рока брейтовцы лишились святыни. Но, глядя на догорающую церковь, верующие укреплялись в вере, атеисты ослабевали в своем неверии. В пламени зримо проступили два образа - мужской и женский - с иконами в руках. В чудном видении был знак свыше - церковь нужно восстановить. Сомнений в этом ни у кого нет. Но нет и единомыслия.

СВЯТО МЕСТО

Монументальный Ленин на Советской площади в Брейтове в свете сегодняшнего дня смотрится неуместно. Не сразу и поймешь: то ли он браво марширует в светлое коммунистическое будущее, то ли безвольно опустил руки перед наступившим капитализмом. Капитализм шумит за спиной Ильича голосами продавцов и покупателей. Особенно шумно по четвергам. Четверг в райцентре - это базарный день. Полку местных торговцев прибывает за счет приезжих купцов - из Рыбинска и Ярославля. Ленин торговле не помеха. В голосах торгующих начинают звучать скандальные нотки, как только речь заходит о церкви. Если конкретно, о православном храме, который планируется возвести в центре села.

26 мая на внеочередном заседании депутаты вдругорядь обсудили внесение изменений в генеральный план застройки села Брейтова. Нужно было согласовать место для строительства церкви. Двумя неделями раньше на очередном заседании избранники народа с ходу утвердили место для строительства новой бензоколонки, а вот со святым местом вышла заминка. Их сбивали с толку реплики и подначивания избирателей, специально пришедших посмотреть и послушать, что и как решат депутаты. Под бдительным оком электората, представленного частными предпринимателями с рынка, депутаты решали дилемму. Николай Сорокин, начальник отдела по управлению муниципальным имуществом администрации района, озвучил рекомендацию членов комиссии по изучению общественного мнения при выделении земельных участков: восстановить церковь на прежнем месте возле кладбища. Протоиерей Анатолий Денисов, благочинный Некоузского и Брейтовского округов, указал на благословение владыки строить храм в центре села и предложил возвести его между рынком и детской школой искусств рядом с молельным домом. Вот тут-то представители брейтовского купечества и возопили: «Нет!» С оглядкой на них депутаты голосовали за первое предложение: рекомендовать внести в генеральный план застройки села Брейтова церковь с восстановлением на старом месте. Для принятия положительного решения не хватило одного голоса. В итоге депутаты приняли обращение к главе муниципального района Людмиле Колобовой учесть пожелания всех брейтовцев при выборе места под строительство церкви.

Людмила Николаевна дипломатично выдержала паузу. На внеочередном заседании собрания представителей депутаты, не ведая, что у нее на уме, вынуждены были полагаться на собственное суждение по щекотливому вопросу. В тот день предводители торгового люда супруги Владимир и Любовь Ратниковы были в отъезде. Когда понадобилось выступить сплоченно против строительства храма возле рынка, Ратниковы без труда собрали 339 протестных подписей жителей Брейтовского района. Без них в рядах частных предпринимателей царил разброд. Не чувствуя прессинга рыночных торговцев, депутаты большинством голосов при двух воздержавшихся одобрили для строительства церкви место между рынком и зданием детской школы искусств.

РЫНОК ПОД СЕНЬЮ КРЕСТА

Отец Анатолий показал мне эскиз будущего храма. Автор эскиза, переславец Вячеслав Ижиков, - человек поразительной судьбы. Будучи прикованным недугом к инвалидному креслу, Вячеслав Николаевич крепок духом. По его эскизам уже построены культовые здания в нашей области. Теперь дошел черед до строительства церкви в Брейтове взамен утраченной в пожаре. Это будет кирпичный однокупольный храм высотой 28 метров до креста, площадью 120 кв. метров. Подъезд к храму будет со стороны улицы Калинина. Но, похоже, кроме двух-трех десятков прихожан, а это в основном богобоязненные старушки, миряне гнушаются Божьей обителью на пепелище советской власти и на задворках капитализма.

Это сейчас памятник Ленину стоит ни к селу ни к городу. Пятнадцать лет назад он стоял на почетном месте - перед зданием райкома КПСС и райисполкома. Чуть более десяти лет назад двухэтажное деревянное здание сгорело. Новое административное здание построили из кирпича по ту сторону Советской площади. Пепелище расчистили, площадку заасфальтировали и разрешили частникам торговать продовольственными и промышленными товарами. Сначала процветала лоточная торговля. А сейчас на рынке стоят магазинчики на каменном фундаменте, отделанные сайдингом, покрытые металлочерепицей. Один из магазинчиков принадлежит супругам Ратниковым. В этом году они построили рядом с рынком суперсовременный двухэтажный торговый комплекс. Ему ничто не угрожает, а вот на существовании торговых точек полсотни местных предпринимателей могут поставить крест. В ходе полемики, развернувшейся в апреле на страницах районной газеты по поводу строительства храма, звучали голоса построить его на месте рынка.

- Вы по рынку пройдите, с людьми поговорите. Я уверен: из десяти человек восемь будут против строительства церкви здесь, - предложил мне Владимир Ратников.

Наивно искать поддержку идее возведения храма на рынке среди продавцов и покупателей. Продавцы лишаются куска хлеба насущного, а покупателям насущный хлеб обойдется дороже, потому что на рынке товары дешевле, чем в магазинах. В Брейтовском районе местная промышленность и агропром на ладан дышат, властвует хроническая безработица, а рыночные торговцы своим семьям прокорм обеспечивают и приносят в муниципальный бюджет доход от аренды земли на сумму около 300 тысяч рублей в год. Закрыть рынок - ущемить интересы многих людей.

ДУШИ ОКОВЫ, СЕРДЦА МУКИ И ЯЗВЫ СОВЕСТИ

Как ни печально, пламя народного гнева возгорелось из искры, высеченной святыми отцами. В своем выступлении в «Брейтовских новостях» секретарь епархиального совета Ярославской епархии, архимандрит Вениамин (Лихоманов) был весьма категоричен: «Нужно понять, что принимать решение о месте постройки храма должен правящий архиерей вместе с верующими людьми, а не те, кто далек от настоящей деятельной веры... Пока есть такая возможность, просто необходимо поступить по опыту наших благочестивых предков и поставить церковь в центре общественной жизни. Может быть, тогда и жизнь начнет вращаться вокруг храма, как это всегда было на Руси, а не вокруг базара и винных ларьков... Для рынка же место найдется, и тоже весьма почетное».

Но церковь в нашей стране отделена от государства. Не пастырям с богомольцами, а депутатам и главе района решать, где выделить земельный участок под храм. С них и спрос за промашку. Можно здорово промахнуться!

Сужу об этом со слов Галины Левиной - воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Дом детства». Она к богомолкам не относится, но кто из почтенных прихожанок, не пропустивших ни одной службы в церкви, может сравниться с ней в богоугодных делах? За свою жизнь Левина воспитала несколько поколений брейтовцев. Долгие годы, будучи ответственным комсомольским и партийным работником, она пропагандировала коммунистическую идеологию. Став активисткой райкома ВЛКСМ, собственноручно, подчиняясь указанию партийных товарищей, сняла икону, висевшую дома в красном углу. Через осмысление прожитого она сама пришла к Богу и приобщила к церкви детей.

- Сгоревший храм располагался недалеко от нашего «Дома детства». Я по субботам и воскресеньям приводила туда по двадцать - двадцать пять и больше воспитанников. Внушала им: «Дети, помолитесь, и ваши мамы и папы выздоровеют и образумятся». В пору на Бога уповать, чтобы родители, бросившие своих детей на произвол судьбы, и в самом деле обрели душевное здоровье. А сейчас мне перед детьми стыдно за то решение, что принято в связи со строительством церкви.

Галина Левина ни разу не переступила порог молельного дома в Брейтове, где стал проводиться весь круг богослужений после пожара.

- Это бывший районный Дом пионеров. Я там пионеркой и комсомолкой пела и плясала, как же теперь я могу там молиться?

По поводу строительства храма в окружении рынка, магазинов и бара она рассудила так:

- Нельзя совмещать посещение церкви с покупками на рынке, ходьбой по магазинам и сидением в баре.

Что же будет, если храм все-таки возведут вопреки негодующему большинству? Ответ содержится в Библии. После выхода евреев из Египта ветхозаветный пророк Моисей по воле Господа сорок лет водил их по Синайской пустыне, пока не умерли все слабые духом и сомневающиеся в существовании Бога. На землю обетованную пришли их потомки. Надо полагать, пребывающие сейчас в младенчестве брейтовцы, повзрослев и остепенившись, будут благодарны предкам за святыню. Но неопалимые небесные посланники явились в огне современникам. От них и требуется проявить благоразумие.


ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО, 20.06.2006
 Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе