Церковь и современная культура

Возрождение русской традиционной культуры и противостояние кощунственным формам актуального искусства, возможность соработничества православного духовенства и современных художников, а также многие другие наболевшие вопросы были поставлены в ходе панельной дискуссии "Церковь и современная культура", организованной Русским Художественным Союзом в рамках прошедшего в Санкт-Петербурге Международного культурного форума.
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС


"Преодолеть приватизацию современной культуры либералами", "Язык искусства может быть современным, но ценности должны быть традиционными". Подобные тезисы, очень близкие миропониманию консервативного большинства, но зачастую недостаточно отрефлексированные, наконец, прозвучали не только в храмовом пространстве или патриотических СМИ. В ходе прошедшего в Имперской столице VI Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась панельная дискуссия "Церковь и современная культура", организованная Русским Художественным Союзом и объединившая экспертов, для которых именно Православие является основой русской культуры, а тревога за её современное состояние, порой откровенно расцерковленное и даже кощунственное, – отнюдь не риторический приём.

"Сегодня назрела потребность обсудить эти проблемы и решить, как нам дальше жить, иначе мы, находясь в этом системном кризисе, начинаем разрушать этот мир, - отметил в ходе дискуссии протоиерей Владимир Соколов, клирик московского храма Девяти мучеников Кизических. - И то количество катастроф, которое сегодня, согласно свидетельствам специалистов, увеличилось многократно, есть результат разрушительной деятельности человека, основанной на неверном понимании самой культуры и назначения человека..."

В год столетия революционной трагедии 1917 года мы стараемся обращаться к её урокам. И видим, что эта катастрофа не только разрушила Империю, но и остановила начавшееся возрождение традиционной русской культуры. После двух столетий западнических реформ, этот процесс затронул многие направления отечественного искусства, и если бы не революционные потрясения, он вполне мог оказать живительное воздействие на все сферы русского бытия.

"Вторая половина XIX века (корни – где-то после Отечественной войны 1812 года), но особенно конец XIX - начало XX вв. – это возвращение к традициям в искусстве, в архитектуре, в первую очередь в иконописи, - возвращение к дораскольным традициям. Русским, - подчеркнул Михаил Тюренков, историк, публицист, обозреватель Телеканала "Царьград". - Здесь же можно вспомнить и общественное движение: появление славянофильства, почвенничества, производных от славянофильства и почвенничества консервативных идей (не казенного консерватизма!): тот же Константин Леонтьев. Мы видим, что появляется востребованность обращения к корням..."

Эта востребованность очевидна и сегодня. И как бы ни пытались всевозможные "воинствующие безбожники" от современного искусства приватизировать все культурное пространство XXI века, мы видим: подобно одуванчикам сквозь толщу асфальта пробиваются ростки искусства традиционного. И в первую очередь в области православной архитектуры.

hram-1.jpg
Отражение церкви Смоленской иконы Божией Матери в окнах конгрессно-выставочного центра EXPOFORUM. 
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС 


По мнению Андрея Анисимова, председателя Правления Гильдии храмоздателей, "все поиски современной архитектуры могут быть каким-либо образом перспективны только в том случае, если основаны, и это моя точка зрения, на каких-то исторических аналогах. Всякие мысли просто "от ветра головы", конечно, приводят к печальным результатам..." 

Именно этот перестроечный и постперестроечный "ветер перемен в головах", активно поддержанный "нашими западными партнерами", в течение последних десятилетий сделал очень многое, чтобы продолжить дело советских богоборцев, в том числе откровенно бросая вызов людям верующим.

"Если мы с середины 1980-х годов пытались построить в стране систему современного искусства, то, к сожалению, сегодня мы должны констатировать, что эта система не то, что не работает, а является очень опасным механизмом, который, я бы не сказал, что нужно демонтировать, это не моя задача, а других организаций… Может быть, внутри музеев мы могли бы наладить 12-балльную систему для детей и людей чувствительных. А верующие люди – это люди чувствительные...", - сказал художник, музыкант и актер Сергей "Африка" Бугаев. 

Действительно, для того, чтобы найти поле для диалога русской традиционной культуры и современного искусства, нужно как минимум "вынести за скобки" кощунственные формы последнего. И в чем твердо убеждены все участники прошедшей дискуссии, современный язык должен сочетаться с традиционными ценностями, а не нарочитым вызовом консервативному большинству, оскорблением их чувств.

"Нам, тому большинству, от имени которого я сегодня беру смелость говорить, хотелось бы обратного, чтобы эти чувства находили бы в современном искусстве радость и удовлетворение...", - считает Елена Жосул, директор Центра медиакоммуникаций Российского православного университета.

И то, что Русский Художественный Союз сегодня уже объединил многих православных священников, деятелей культуры, журналистов, ученых и, в том числе людей, прекрасно понимающих язык современного искусства, обнадеживает. Пространство для диалога есть. Пора научиться слышать и слушать друг друга.

Автор
Царьград
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе