«Окно во двор»: как раскрыть преступление сидя дома

«Окно во двор» – картина из пятого десятка обширной фильмографии Хичкока.

Это один из самых обласканных критикой и... простых его фильмов. Но только на первый взгляд.


Все знают, что Альфред Хичкок — мастер ужасов и повелитель саспенса. Тем не менее, в его фильмографии есть и поистине филигранные детективы, которые и сегодня смотрятся с большим интересом. К числу таких картин относится «Окно во двор». Американский институт киноискусства признал фильм одним из величайших детективов и триллеров в истории.



Голливудский период

Режиссёрский дебют Альфреда Хичкока относится к 1922 г., когда он снял немую короткометражку «Номер 13». Но и до этого он трудился в киноиндустрии, был художником, мастером титров, сценаристом, ассистентом режиссёра. С началом Второй мировой Хичкок переехал в США, так как там, в отличие от Британии, кино снимать не прекратили. В Голливуде сотрудничал с Дэвидом Селзником (в частности, известным как продюсер «Унесённых ветром«), который хоть и вмешивался в творчество, но картины финансировал и прокат поддерживал исправно. Так что Голливуд стал для английского режиссёра и спасением, и местом компромиссов.


Альфред Хичкок.
Источник: film.ru


Именно в США Хичкок стал не просто известен, но по-настоящему прославился. Его фильмы обрели масштаб и должную поддержку крупных студий. Появились и любимые голливудские актёры. Двое из них, Джеймс Стюарт и Грейс Келли, снялись в картине «Окно во двор», которая входит в рейтинг лучших фильмов всех времён.



Время на самоизоляции

Особенно часто «Окно во двор» вспоминали во время пандемии COVID, когда люди оказались на самоизоляции и не знали, чем заняться. Примерно в таком же положении был и герой картины — фотограф Эл Би Джеффриc. Правда, у него получилась не самоизоляция, а вынужденное сидение дома: он сломал ногу и проводил дни напролёт в инвалидном кресле напротив окна. От скуки он то в бинокль, то в объектив камеры смотрел, чем занимаются соседи. На улице жарко, все окна открыты, и Джеффрис следил пожилой парой, которая выпускает собаку погулять во двор одну, за молодожёнами, за коммивояжёром, который ухаживает за своей женой, за музыкантом, который писал песню, и за танцовщицей, которая разминалась у окна.

В итоге Джеффрис пришёл к выводу, что в одной из квартир произошло убийство, и попытался его раскрыть. Но действительно ли убийство было, или фотографу, который отчаянно скучает без работы, это просто кажется? Не будем раскрывать все детали, скажем только, что убийство имело место, и благодаря наблюдательности главного героя преступника удалось изобличить. Правда, в финале Джеффрис ломает вторую ногу, и срок его заточения в комнате продлевается ещё на несколько недель.



Любимец Хичкока

Главную роль в фильме исполнил Джеймс Стюарт, выдающийся американский актёр. Игравший обычно «своих парней», достаточно простых и бесконечно очаровательных, у Хичкока Стюарт оказался совсем другим героем. Например, в первой их совместной картине «Верёвка» Джеймс сыграл преподавателя, который своими взглядами повлиял на студентов, в результате чего они убили товарища. «Окно во двор» — второй фильм режиссёра и актёра, и Стюарт не горел желанием работать с Хичкоком. Съёмки в «Верёвке» изрядно его вымотали. Но, узнав, что в картине будет сниматься Грейс Келли, Стюарт согласился.

Позже он снимется у Хичкока ещё дважды, в «Человеке, который слишком много знал» и в «Головокружении». Последнюю картину публика примет плохо, и режиссёр скажет, что это из-за Стюарта: мол, возраст, потерянная актёрская форма и т. д. В итоге Хич не пригласил когда-то любимого актёра в пятый фильм «На север через северо-запад», предпочтя ему Кэри Гранта. Сотрудничество закончится.



Принцесса Грейс

Первоначально в рассказе Уильяма Айриша, по которому сняла картина, не было никакой любовной линии: главный герой просто наблюдал за происходящим в соседних квартирах. Но сценаристы добавили интриги: возлюбленной несчастного фотографа стала модель Лиза Фремонт. Прообразом этих отношений стал роман известного фотографа Роберта Капы и Ингрид Бергман, которые познакомились в Париже в 1945 г. Оба были очень известны: он прославился как военный репортёр, она блистала в Голливуде. Роман был скандальный — Бергман на тот момент была замужем, так что не удивительно, что он стал как бы частью массовой культуры того времени.


Уильям Айриш. 
Источник: wikipedia.org


Известно, что Альфред Хичкок любил снимать в своих картинах светловолосых актрис, так как полагал, что они выглядят как идеальные жертвы: зритель проникается к ним большей симпатией. Одной из классических «хичкоковских» блондинок была Грейс Келли. Сам режиссёр говорил, что она вулкан, покрытый пеплом: под идеальной холодной внешностью скрывался вулкан страстей. Говорят, что режиссёр очень жёстко обходился с актрисами на площадке. С большинством из них, но не с Грейс.

«Грейс Келли будоражит своей сдержанностью», — писали критики того времени. Не сказать, чтобы в кино тогда царила распущенность, уже вовсю действовал Кодекс Хейса, который заставлял избегать даже намёков на какие-то вольности. Но было в Келли ещё что-то, что заставляло Хичкока трижды выбирать именно её на главную роль. Он говорил: «Актриса, подобная ей, даёт режиссёру известные преимущества. Он может позволить себе снять более откровенную любовную сцену, если в ней играет леди, а не потаскушка. С простой актрисой это будет сама вульгарность. Но если в тех же обстоятельствах занята леди, сцена может получиться волнующей и прекрасной».


На съёмках картины — Альфред Хичкок, Джеймс Стюарт и Грейс Келли. 
Источник: wikireading.ru



Кино о кино

«Окно во двор» история очень простая и в то же время поставившая перед режиссёром сложные задачи. Герой практически лишён возможности действовать: всё, что он может, — это с трудом перемещаться по собственной квартире. Казалось бы, сковывающее любой полёт фантазии почти классицистическое единство места, времени и действия: мы все время находимся в комнате Джеффриса или видим его глазами соседей (кстати, для этой картины на студии Paramount Pictures построили одну из самых масштабных декораций, которая воспроизводила реальный нью-йоркский двор). Но, тем не менее, внутри сюжета существует настоящий нерв, напряжение которого не ослабевает ни на минуту.

Как это сделано? Мы никогда не знаем, реально ли то, что происходит на экране. Ведь мы видим всё глазами главного героя, исходим из его выводов, не имеем возможности поспорить с ним, потому что он единственный источник наших знаний. Чтобы ещё запутать зрителя, Хичкок словно погружает его в сон. Часть действия, причём далеко не маловажная, происходит в сумерках или в темноте, и мы то ли видим происходящее, то ли догадываемся.

Ряд критиков полагают, что «Окно во двор» — это вообще большая аллегория кинематографа. Ведь главный герой всю картину наблюдает, как действуют другие персонажи, и каждый из них заключён в рамку своего окна, как в небольшой экран. В каждой квартире разыгрывают свой фильм, свой сюжет, и мы не устаём следить за ними.


Кадр из фильма. 
Источник: film.ru


Киноведы отмечают, что мотив слежения за жизнью с невозможностью в неё вмешаться, был традиционно силён у Хичкока. Он считал, что в целом кино даёт человеку возможность удовлетворить свою страсть к подглядыванию на законных основаниях: ведь у вас есть билет, вы за это заплатили. Не случайно именно эта картина Хичкока стала источником вдохновения для Микеланджело Антониони с его «Фотоувеличением». В той истории главный герой — тоже фотограф — обнаруживает следы преступления, многократно увеличив случайную фотографию, сделанную в парке. В итоге он увеличивает её до такой степени, что сложно разобрать, что мы на ней видим: тело убитого человека или просто светлые и тёмные пятна. За этим последовала картина «Разговор» Френсиса Форда Копполы, главный герой которой уже не подглядывает, а подслушивает — это его профессия, он мастер прослушек. Но если на плёнке какие-то слова не слышны или забиваются помехами, то их можно интерпретировать неверно. А там, где всё не так однозначно, герой дорисовывает себе картину происходящего, которая в итоге совсем не соответствует реальности.

Автор
Елена МИНУШКИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе