Пражская весна 1968 за пределами Праги.

Несколько раз я встречал статьи со стонами о том, какими злыми были коммунисты в нашей столице и о, ужас.

Они же посмели ввести танки в Прагу. Моё отношение ко всем этим так называемым коммунистам в лице Хрущева или Брежнева отрицательное, но сегодня я бы хотел поговорить с вами не о Праге. Дело-то было вовсе не в том, что там танки катаются. Дело было в том, что мир в 1968 году испытывал, куда большие потрясения, но об этом любители западных ценностей и демократии стыдливо предпочитают умалчивать. Больно уж шаблон у них рвётся от того, что на самом деле левые идеи на тот момент были в моде и Прага 1968 года, была лишь одним из штрихов к портрету эпохи. Штрихом если честно вообще малозначительным.


Вы просто обратите внимание на следующий снимок, сделанный в Париже. Сорбонна это одно из главных учебных заведений Франции и кто у нас там на плакатах? Да там же Мао, Маркс и Ленин. Цитатник Мао был одной из популярнейших книг на тот момент в среде европейских студентов, но к Парижу мы подойдём чуть позже.


На мой взгляд главный парадокс того года заключается в том, что пока в Праге пытались заниматься реформами ориентированными на запад, а местные студенты мечтая о капитализме бузили, в самих капиталистических странах присматривались наоборот к левым идеям. Нет, Советский Союз не был образцом для подражания, но сами идеи Ленина, Сталина и Троцкого пользовались повышенным спросом в среде, которая должна был бы быть в теории буржуазной.

Ну и не надо забывать о том, что молодежь вообще любит побузить. То есть протесты во Франции были далеко не единственными. К примеру, в Италии 1968 год стал прологом к так называемым Свинцовым 70-м годам. Тогда против университетской реформы в едином хоре внезапно выступили как крайне правые, так и левые организации. Хотя, казалось бы, их ничто не должно объединять.


Здесь, на мой взгляд, очевидный конфликт поколений. Вся мораль из прошлого не работала больше. Студенты не хотели как раньше, может быть они и не знали как надо, но жить-то им точно хотелось своей жизнью. Мини-юбки, новая музыка, новое кино, а тут им подсовывают какой-то нафталин.


Естественно как пружина всё это сжималось, но в какой-то момент плотину прорвало, и студенты в Италии попросту подают пример, что можно и вот так. Да и не надо забывать о том, что обстановка-то в мире весьма специфическая.  


То есть с одной стороны идут разговоры о том, что есть какой-то злобный Советский Союз, но тут люди видят, как Америка творит какой-то ад во Вьетнаме. Естественно эта тема так же не могла не будоражить умы молодого поколения и вот как раз под предлогом протестов против войны во Вьетнаме собираются студенты в ФРГ.


Вы присмотритесь-то, кто был на плакатах у студентов в Берлине, и нет, это не демонстрация 1 мая. Это митинг против войны во Вьетнаме и американского империализма. Всё это в итоге перерастёт в создание RAF. Террор, которым позже займётся эта организация, в своём фундаменте имеет как раз 68 год.


Даже представить невозможно какую головную боль доставляли эти люди с портретами Ленина и цитатами Мао местным властям. Ведь буквально за стеной были тысячи настоящих красных воинов, которые ещё неизвестно как бы себя повели в случае переворота.


И получается, что с одной стороны выходят статьи и репортажи о том, как всё хорошо на капиталистическом западе, но ведь это самообман. Да, проводятся конкурсы красоты, снимаются фильмы, но бунт же вот он, приютился под боком.


Антивоенные демонстрации вообще в тот год невероятно модны, но меня не покидает ощущение, будто их сами студенты использовали для выпуска пара. Вот, к примеру, снимки из Швеции.


При этом митинги-то порою разгоняются весьма жёстко.


Господи, да даже в Хельсинки, где вообще ничего не происходит, студенты захватывают здание студенческого дома в качестве протеста против старшего поколения. Да, там есть красивые лозунги, но, по сути, мир столкнулся с тем, что старое поколение перестало быть авторитетом для молодой смены.


В Японии протесты! Вы вообще вдумайтесь в это. Дисциплинированные самураи усаживаются на площадях с портретами и цитатниками Мао. Я не веду речь о каких-то событиях разбросанных во времени. Это всё один 1968 год, но нам настойчиво рассказывают о Пражской весне.


Вы обратите внимание-то. Японцы сразу готовятся к столкновениям и все в касках. Впрочем полиция там никого не щадит и новые левые знатно огребают. Только и протестующие сдаваться не собираются, и уже в 70-е годы всё это перерастёт в Объединённую Красную Армию. Ещё раз подчеркну. Речь идёт о Японии.


Бразилия много с чем вызывает ассоциации. Карнавалы, нищие трущобы, природа и жизнерадостные люди. Но не надо забывать о том, что у них происходило в качестве примера буквально под боком. Куба-то вот она, рукой подать.


Естественно и там левые в 1968 году устраивают Марш ста тысяч. Именно марш проходит без столкновений с полицией, но демонстранты не могли взять и просто так разойтись. Естественно как итог беспорядки и столкновения.


Нет, они ничего не принесли в итоге, но сам факт, что против военной диктаторы выходят тысячи людей разделяющие левые идеи намекает нам на то, что капитализм вызывал далеко не у всех энтузиазм. Тем более в Бразилии и сейчас далеко не всё так уж хорошо.


Правда революции так и не случилось, но интересно, что все эти бунты опять же относятся к 1968 году. Будто какой-то портал открылся, и по всему миру понеслись демонстрации, перерастающие в требования. Интересно это мягкая сила была и случайность?


На Париже я, пожалуй, не буду тут подробно останавливаться, потому что, во-первых, это уже делал, а во-вторых, о Красном мае написано невероятно много материалов. Это у нас тут либералы носятся с какой-то Прагой, но на самом деле Париж куда более известен и оказал на культуру сильнейшее влияние.


Куда меньше у нас известны события, разворачивавшиеся в Мексике. А ведь там из-за действия властей по некоторым оценкам погибло до 400 человек. Для сравнения в Праге погибло 108 человек. Но там же коммунистическая угроза, а тут Мехико и Мехико. 


Бунт подавлялся максимально жёстко, тем более манифестанты таскали портреты кого? Верно. Че Гевары. А раз речь о коммунистах, то чего их жалеть-то?


Ну и протесты в Турции, да-да, именно в Турции тоже отмечу. Люди там, в 1968 году выходили против прибытия американского флота, и эти протесты переросли в жуткие столкновения с убийствами.


И тут уже логично перейти к Америке. Ведь и там 1968 год был проблемным, а по некоторым оценкам Америка стояла фактически на пороге новой гражданской войны. Вы просто вдумайтесь в то, о чём я веду речь. Америка, являвшаяся примером какой-то свободы, была на тот момент вовсе не так свободна, как рисовали её в своих фантазиях ребятки в Праге или Москве.


Кого тут надо вспомнить в первую очередь? Да естественно Мартина Лютера Кинга. Расслоение общества проходило на тот момент не только в плане антивоенных демонстраций. Расовый аспект так же никто не отменял. 4 апреля он был убит снайпером одиночкой.


И тут вообще никак нельзя пройти мимо такого политика как Роберт Кеннеди. Все знают о выстрелах в Далласе, но 5 июня того же 1968 года был убит и Роберт. Убит в пригороде Лос-Анджелеса и снова снайпером одиночкой. Тут невольно поверишь в теорию заговора, ведь он на тот момент был самым популярным политиком Америки. Естественно идеи Мартина Лютера Кинга он разделял так же как антивоенные настроения.


Как правило, часто вспоминают всех этих активистов хиппи, которые и правда, проводили какие-то митинги, но не были они решающей силой. Вся их история просто раздута. Конечно, определенную угрозу они несли, но пошатнуть режим точно были не в состоянии.


Зато Чёрные пантеры являлись как раз угрозой номер один для американского правительства. Вот кто действительно мог не просто изменить правила игры, но погрузить страну в хаос.


Перечислять все столкновения и влияние Чёрных пантер нет смысла, но, по-моему, Америке тогда в 1968 году крупно повезло. Шансы скатиться в гражданскую войну были весьма велики. 


Тем более заканчивалось зачастую всё не только митингами протестующих, а настоящими перестрелками. Да, без сомнений далеко не все участники этих демонстраций были идейными сторонниками перемен, а были там и примкнувшие любители криминала, но так устроен мир.


Кстати о Че Геваре. В Чикаго вот тоже в 1968 году носились с его портретами. Он невольно стал настоящим символом сопротивления капиталистам и был моден среди молодёжи. Не маргиналов, а нормальных студентов, которые желали перемен, только вся эта история по большому счёту окончилась ничем.


Система как обычно подавила все эти протесты, но ряд вещей пересмотреть всё же пришлось. Кстати мне очень интересно как чувствовали себя солдаты в тот момент. Вроде бы вот он Вьетнам, а тут у тебя дома начинается что-то такое, что государство контролировать не в силах.


Вообще, пожалуй, Америка в результате всех этих беспорядков 1968 года пострадала больше, чем кто-либо ещё.


Ну и напоследок вставлю для баланса снимок из Белграда, тоже 1968 года. Там естественно так же студенты выходили на протесты, требуя справедливости.


Если кто-то думает, что я собираюсь сделать какой-то вывод, то он ошибается. Нет у меня никаких выводов кроме одного. Когда вам рассказывают о Пражской весне и злых коммунистах, поинтересуйтесь, почему же тогда протесты были в капиталистической Франции или Америке. И почему же там были сильны левые идеи? По поводу смешков, куда же делись все эти левые, рекомендую глянуть на Китай. Вот там точно ребята могут посмеяться над тупиком капитализма.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.


P.S.

Если кому-то интересно, то этой теме есть ещё пара занятных подборок.

Дух 60-х. Бунт по-французски.

Дух 60-х. Ирландская республиканская армия и её борьба.

Белое время Чёрных пантер.

Автор
soullaway
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе