О войне без войны

Многие фильмы, снятые во время войны, зрители смотрели не один раз, и они сразу становились любимыми.

А вот критика была к ним менее благосклонна.


Как известно, во время Великой Отечественной кинопроизводство не прекращалось. В самом начале войны из столиц эвакуировали крупнейшие студии — «Мосфильм» и «Ленфильм» отправились в Среднюю Азию. В Алма-Ате начала работать Центральная объединённая студия художественных фильмов. «Почему, эвакуируясь, мы выбрали Алма-Ату? Да потому, что здесь 365 солнечных дней в году. Столица Казахстана предоставила нам всё, что могла: только что построенный и единственный в городе Дворец культуры, где начал работать Театр оперы и балета (зрительный зал его киношники тут же превратили в большой съёмочный павильон), самую крупную гостиницу, новый жилой дом, около тысячи ордеров на уплотнение, кинотеатр «Алатау» и территорию для натурных съёмок. И это всё в тот трудный час, когда Алма-Ата должна была разместить промышленность, десятки учреждений и организаций, тысячи эвакуированных, а потом и раненых. Следовательно, мы предъявили этому маленькому городу огромный и тяжёлый счёт», — писал Михаил Ромм. Здесь сняли 80% всех советских фильмов военных лет, здесь Эйзенштейн работал над «Иваном Грозным», Леонид Трауберг — над «Актрисой», а Герберт Раппопорт снимал «Воздушного извозчика».

На первый план постоянно выходили вопросы, о чём и как снимать. Понятно, что главной темой в любом случае оказывалась война, но многие режиссёры уводили её подальше. Да, были и такие картины, как «Жди меня» или «Два бойца», но в основном кино должно было отвлекать и хотя бы немного скрашивать жизнь.

Так что не удивительно, что музыкальные комедии, которые активно начали снимать на «Ленфильме» в предвоенные годы, продолжили выпускать и во время войны. Как раз в этой категории в итоге оказался и «Небесный тихоход» Семёна Тимошенко.



Мастер комедии

Семён Тимошенко был одним из самых известных конферансье Петрограда в 1920-е, учился у Мейерхольда, выступал в кабаре и театрах. О нём говорили как о мастере острот, которые прекрасно воспринимаются публикой, считалось, что если Тимошенко говорит, что будет смешно, успех у публики неизбежен. Он был одним из Фэксов — участников «Фабрики эксцентрического актёра», которой руководили Григорий Козинцев и Леонид Трауберг и из которой впоследствии вырос «Ленфильм».


Плакат к фильму «Небесный тихоход».
Источник: Wikimedia Commons


В одном из своих монологов Тимошенко так обрисовал идеальный сюжет для пьесы: «Предлагаю механический, автоматический сюжетоизобретатель. Действует таким образом: сюда кладут 1 пьесу Ибсена, 1 трагедию Шекспира, 1 комедию Мольера, 1 комедию Бернарда Шоу и 1 пьесу русского драматурга, сделавшую недавно полный сбор. Поворачивается маховое колесо. Всё перемалывается. Вырабатывается сюжет. А сюда надо сбоку опустить половину авторского гонорара по золотому рублю. И пьеса готова».

Придя в кино достаточно рано, он успел снять семь немых картин, которые, впрочем, были ближе к жанру социальной драмы. Перед войной самыми известными работами Тимошенко стали «Три товарища» и, конечно, «Вратарь», в котором прозвучал знаменитый «Спортивный марш».



Друзья навсегда

Сценарий к «Небесному тихоходу» написал сам Тимошенко. Считается, что идею ему подал Михаил Жаров — с ним режиссёр работал над картиной «Три товарища». Поначалу сценарий назывался «У-2», ведь основное действие вращалось вокруг самолёта, на который пересадили одного из главных персонажей. Но первый вариант студия отвергла как «малокомедийный». В нём были и обстрел Ленинграда, и смерть, и разрушения, то есть то, в чём и состоит война. Режиссёру рекомендовали всё это убрать и облегчить сценарий.

В итоге получилась история о трёх боевых товарищах, лётчиках Булочкине, Туче и Кайсарове, которые поклялись не влюбляться до конца войны. Однако все трое нарушают данное слово. Капитан Кайсаров вообще оказывается женат на лётчице Марии Светловой, Булочкин влюбляется в корреспондента газеты «Пионерская правда», которая должна написать о нём статью, а у Тучи начинается роман со штурманом Екатериной Кутузовой. В общем, любовь, дружба и немного боевых заданий. Даже немцы, которые появляются в картине, становятся как бы водевильными персонажами, вспомогательными и совсем не угрожающими. Так, некто на втором плане.

Учитывая богатое актёрско-авторское прошлое Тимошенко, он написал сценарий беспроигрышно. Получился сбалансированный набор отдельных сцен-номеров, многие из которых заканчивались музыкальными фрагментами или песнями. Монологи и диалоги персонажей напоминают эстрадные репризы, а в сочетании с настоящими хитами Соловьёва-Седого, основа для картины была практически безупречна. Оставалось собрать актёрский ансамбль.

На одну из ролей претендовал Михаил Жаров, но его кандидатуру отвергли: возраст, да и грузное телосложение не подходили для боевого лётчика. Не прошли пробы Иван Переверзев («Первая перчатка») и Анатолий Горюнов («Вратарь»). В итоге на роль майора Булочкина утвердили Николая Крючкова. Казалось бы, неожиданный выбор для музыкальной комедии, но он сыграл с той степенью достоверности, которая как бы «приземлила» картину, сделала её чуть менее условной. Второй звездой фильма стал Василий Меркурьев, любимый публикой не меньше Крючкова. А вот третьего главного героя, капитала Кайсарова, сыграл Владимир Нещипленко, преподававший биомеханику в училище Мейерхольда. Обладатель практически голливудской внешности, он мог бы стать настоящей кинозвездой, но снимался на удивление немного, хотя и получил за один из фильмов Сталинскую премию.


Василий Меркурьев.
Источник: Wikimedia Commons


Главную женскую роль решительной и острой на язык журналистки Вали Петровой сыграла Алла Парфаньяк, на тот момент — студентка театрального училища. Экранный роман с Николаем Крючковым продолжился и в жизни, актёры прожили вместе около 10 лет. Убеждённую холостячку Екатерину Кутузову сыграла жена Тимошенко Людмила Глазова, которая до этого работала с мужем над картиной «Вратарь». Её актёрская судьба сложилась не очень удачно: обладая внешностью настоящей кинодивы, она снималась редко, а после войны и вовсе оказалась практически без работы.

В одной из эпизодических ролей снялась Фаина Раневская. Роль небольшая, да и сама актриса не очень хотела участвовать, но Тимошенко считал, что комедия удаётся тогда, когда все артисты — на своём месте.

Своеобразной «коллективной звездой» фильма стали артисты молодёжного фронтового ансамбля Аркадия Обранта. Выпускник института физкультуры имени Лесгафта, он преподавал спортивно-художественное движение, руководил танцевальной студией детского ансамбля песни и танца Ленинградского Дворца пионеров. Во время войны с трудом собрал в блокадном городе участников своего ансамбля, вывез из Ленинграда, и ребята выступали в составе агитвзвода. Фактически, руководитель спас им жизни, в блокадном городе многие были совершенно истощены. Современники говорили, что номера, придуманные Обрантом, сочетали великолепную хореографию и элементы спортивной гимнастики, и именно его пригласили, чтобы поставить танцы в «Небесном тихоходе».



Мещанская пошлость

Киновед Виктория Сафронова отмечает, что «Небесный тихоход» не отличается ни сложными постановочными решениями, ни богатством оформления. Может быть, это единственное, что осталось в картине от первоначального замысла, хотя бы в этом она осталась реалистичной. Всё остальное превратилось в ревю. Снимали, кстати, уже не в эвакуации, а в Ленинграде, куда «Ленфильм» вернулся после снятия блокады одним из первых. Декорациями аэродрома стало Левашово, а больницу, где в самом начале фильма оказывается Булочкин, снимали на Елагином острове, поэтому в кадр попал пострадавший во время войны Елагин дворец.

Впрочем, эту минимальную реалистичность тут же поставили картине в вину. В 1945 г., ещё до выпуска в прокат, картину обсуждал худсовет. Сценарист Борис Чирсков отметил, что такой фильм должен быть «нарядным и ярким», а пригласили оператора-реалиста Александра Сигаева, который чуть ли не испортил комедию. Режиссёр Леонид Трауберг высказался настолько резко, словно никакой войны и не было: «Когда мы перестанем давать советскую жизнь в таких неярких тонах? Неужели у нас не сохранилось красивых зданий? Этот деревянный барак, в котором происходят танцы, просто отвратителен. Это просто запрещено законом, чтобы последний павильон не был блистательным. «Ленфильм» не должен выпускать такие декорации, а их, к сожалению, в картине много».

От худсовета особенно досталось Парфаньяк: мало мастерства, актриса «совсем зелёная», не достигает общего уровня. Про Глазову сказали, что она должна была уйти на второй план, а режиссёру поставили на вид, что он зря не стал заканчивать картину песней. Впрочем, сами музыкальные номера похвалили, как и Крючкова с Меркурьевым. В целом картину сочли удачной. Но впереди было столкновение с критикой.


Алла Парфаньяк.
Источник: Wikimedia Commons


«Небесный тихоход» вышел на экраны 1 апреля 1946-го. Критика была разгромная, причём всё, за что похвалил худсовет, киноведам резко не понравилось. «Как ни судите, но это пошлость! Да, пошлость, очевидная и оскорбительная. … Это ли война? Это ли люди войны, её героические и суровые события? Вы скажете — жанр? Нет, стиль! «Стиль», конечно, в кавычках. Как назвать его? Обывательским сентиментализмом? Романтикой мещанства? Лакировкой действительности? … О чём говорит «Небесный тихоход», вышедший после войны? О том, что воевать было приятно и просто? О том, что мы победили легко? Ложь! Фильм фальшив, и дело здесь не в жанре, а в «стиле» лакировки, легкомыслия, безыдейности, заимствованном из старой оперетки и худших американских ревю», — писал кинокритик Ростислав Юренев, во время войны бывший штурманом бомбардировщика. При этом отмечал, что актёры подобраны хорошо, исполнительское мастерство на высоте, обаяние Крючкова убеждает всех, что такими и должны быть советские лётчики. Но всё это хорошо для ревю, а не для картины о войне. Другие критики говорили о безыдейности и мещанской пошлости фильма, о том, что он фальшив, а основные сюжетные ходы заимствованы из буржуазной драматургии.

Огонь критики от коллег по цеху и от киноведов не помешал картине стать одной из самых популярных: в год выхода её посмотрел 21 млн зрителей. И герои «Небесного тихохода» ещё появились на экране. В 1974 г. Василий Меркурьев сыграл в фильме «Верный друг Санчо» ветерана-лётчика. На стене в его квартире висит фотография, на которой боевые товарищи — Кайсаров, Булочкин и Кутузова — стоят на фоне самолёта У-2. И хотя в фильме не названа фамилия героя Меркурьева, становится понятно, что это тот самый старший лейтенант Туча.



Источники

Багров П., Кузнецова В. Из стенограммы обсуждения художественным советом «Ленфильма» фильма «Небесный тихоход», Киноведческие записки, №72, 2005 г.
Сафронова В. «И было утро, и был вечер, и был Тимошенко», Сеанс, 15.02.2024
Сафронова В. Смерти не будет — «Небесный тихоход» Семёна Тимошенко, Сеанс, 09.05.2020
Почему фильм «Небесный тихоход» полностью пересняли, заменив и актеров, и песни, Российская газета, 1 апреля 2024 г.
ЦОКС — Центральная Объединенная киностудия (1941-1944 гг.), «Киноэнциклопедия Казахстана»

Автор
Елена МИНУШКИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе