«Незастойные годы» нашего НПЗ

«Родной город» продолжает серию публикаций из истории ОАО «Славнефть-ЯНОС», отмечающего свой полувековой юбилей. На этот раз речь пойдет о жизни завода в 1960–80-х годах.
Новые горизонты
В октябре 1961 года ярославская промышленность приняла в свои ряды новое предприятие – нефтеперерабатывающий завод. Составы с бензином, дизельным топливом, мазутом отправились из Ярославля в самые разные уголки страны. Однако и впереди было немало работы. Предстояло расширять и совершенствовать производство, а значит, вновь поднимались в небо стрелы башенных кранов, и год за годом завод продолжал строиться.

Вручение заводу ордена
Трудового Красного Знамени.















Уже в 1963 году была пущена вторая очередь НПЗ, а к концу десятилетия на заводе появилось 13 новых технологических установок. За первые 7 лет работы производственные мощности увеличились втрое. Железнодорожное сообщение уже не справлялось с поставками сырья. Для подачи «черного золота» был сооружен нефтепровод, соединивший Ярославль с городом Горьким, а через него – с Альметьевском, нефтяной столицей Татарстана.

Чего не знает Ганжа
Помните, как в любимом фильме «Большая перемена» учитель отчитывает героя Александра Збруева: «Ганжа,  голубчик, как же так? Вы даже толком не знаете, что такое крекинг-процесс, а работаете где? На нефтеперегонном заводе!». Недоумение педагога понятно: в Ярославле 60-х годов, где по фильму жил и работал Ганжа, о крекинге не слыхал только ленивый. Установка каталитического крекинга 1А-1М стала одной из самых ярких и трудных побед на Ново-Ярославском НПЗ. По сути, это был «завод в заводе» – комплекс из 23 объектов, позволявший освоить производство высококачественных бензинов с октановым числом выше 80. Практически сразу слово «крекинг» появилось на страницах местных газет, зазвучало на комсомольских собраниях...
Освоить процесс крекинга было непросто, но ярославские инженеры и операторы прошли стажировку на нефтезаводах в Уфе и Баку.
















Монтаж циклонов установки
каталитического крекинга.

Вернувшись, они не только создали у нас подобную установку, но даже усовершенствовали ее. Неудивительно, что спустя пять лет ярославский каталитический крекинг был признан лучшим в стране.

Удостоен высокой награды
Год первого десятилетия Ново-Ярославского НПЗ стал для предприятия годом признания. Двум производимым на заводе продуктам – толуолу и бензолу – был присвоен Знак Качества. Эта почетная эмблема, введенная для маркировки советских товаров высшей категории качества, пользовалась доверием во всем мире, да и до сих пор живет в народной памяти.

















Ф. И. Лощенков открывает установку АВТ-3.

В 1971 году коллектив Ново-Ярославского НПЗ был награжден орденом Трудового Красного Знамени – одной из высочайших наград советского государства. Торжественное собрание с участием министра нефтеперерабатывающей
и нефтехимической промышленности В. С. Федорова проходило в недавно открывшемся Дворце культуры нефтяников. А на самом заводе, в помещении ремонтно-механической базы, состоялся праздничный митинг, объединивший всех заводчан. Кстати, в том же
1971 году орден Трудового Красного Знамени получил и сам город Ярославль.

От керосина до сухого льда
Название завода в те годы звучало пышно и гордо, воплощая поэзию советской эпохи: «Ново-Ярославский ордена Трудового Красного Знамени НПЗ имени 50-летия ВЛКСМ». В 1976 году он стал головным предприятием производственного объединения «Ярославнефтеоргсинтез». Помимо ярославского НПЗ
сюда вошли завод им. Мен-делеева в Константиновском, а также завод нефтяной тары.




Н. С. Хрущев на заводе.

Что же производилось на нефтеперерабатывающем заводе? Бензин, керосин, мазут… Казалось бы, что еще? Однако Ново-Ярославский НПЗ уже в 70-х годах мог предложить стране около двух десятков нефтепродуктов. Здесь наряду с автомобильным топливом выпускались ароматические углеводороды, необходимые для получения пластмасс и красителей, дорожный битум, сжиженный газ, серная кислота, а также сухой лед, применяемый на производстве, в быту и медицине. Все это разнообразие было оценено по достоинству: к началу 80-х годов Знаком Качества были награждены уже 12 видов продукции нашего НПЗ.

Впервые в мире
На достигнутом завод-гигант останавливаться не собирался, продолжая шагать в ногу с техническим прогрессом. Уже
с 1970 года на ярославском НПЗ начала вводиться автоматизированная система управления производством.
Даже неизбежный для любого нефтеперерабатывающего производства ремонт становился стимулом для технического перевооружения. Неслучайно на заводе был популярен девиз: «Ремонтируя, реконструируй!».







Получено первое масло на КМ-2.

В 1982 году на ярославском НПЗ началось строительство нового грандиозного объекта, открывшего очередную страницу в истории завода: комплекс КМ-2, а в обиходе заводчан – «маслоблок», позволял освоить производство технических масел и твердых парафинов. Сложнейшее оборудование было разработано специально для ярославской установки и использовалось впервые. Подобного комплекса не существовало до этого не только в нашей стране, но и в мире в целом! Мощность ярославского маслоблока была столь велика, что благодаря КМ-2 Советский Союз смог полностью отказаться от импорта технических масел.

Дорогие гости
Начиная cо времен ударной стройки ярославский НПЗ оставался гордостью Ярославля. Сюда не раз приезжали высокопоставленные лица и иностранные делегации. В 1972 году здесь побывали даже писатели из Индии, и, возможно, наш ярославский завод фигурирует в каком-нибудь из индийских «производственных» романов времен Индиры Ганди.
А вот самым интересным и вместе с тем важным гостем на ярославском НПЗ стал, пожалуй, Никита Хрущев. В июне 1963 года он оказался в Ярославле весьма неожиданно, предупредив местные власти лишь за несколько часов до своего приезда. В ходе визита Никита Сергеевич пожелал осмотреть ярославские предприятия. В числе первых, конечно, значился самый современный в городе нефтеперерабатывающий завод. Зная крутой и непредсказуемый нрав генсека, заводчане постарались навести идеальный порядок повсюду, вплоть до самых удаленных уголков НПЗ. Ветераны вспоминают, как нескольким женщинам поручили засыпать песком лужу мазута, некстати оказавшуюся на территории завода. Едва работницы справились с задачей и присели отдохнуть, как послышались крики: «Едут! Едут!..» Разволновавшись, заводчанки побежали смотреть на Хрущева прямо по песку, проваливаясь в замаскированную ими самими лужу…
Никита Сергеевич, однако, той лужи так и не увидел и в целом остался заводом доволен. Высказал лишь неудовольствие, что ограда у НПЗ кирпичная, и посоветовал поставить экономичный железобетонный забор.
Два десятилетия, на которые пришлась «молодость» ярославского НПЗ, сейчас принято называть эпохой «застоя». Однако для ярославского НПЗ они полны ярких событий, смелых замыслов и грандиозных свершений. Словно годы юности, они останутся в памяти навсегда. И спустя полвека нам приятно вспомнить, как все когда-то только начиналось.

Родной город

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе