Находки сельского некрополя

События двух прошедших десятилетий XXI столетия, свидетелями которых мы являемся, дают нам право по новому, критически взглянуть на путь, по которому идет Россия.

Со­бы­тия двух прошедших де­ся­ти­ле­тий XXI сто­ле­тия, свидетелями которых мы являемся, дают нам право по но­во­му, кри­ти­че­ски взгля­нуть на путь, по ко­то­ро­му идет Рос­сия. Просле­дить ме­та­мор­фо­зу соб­ст­вен­но­сти вплоть до се­го­дняш­не­го дня, касаясь при этом и особенностей национального вопроса. Канва соединяющихся потоков бытия (времени) дает возможность увидеть в целом общую картину исторического мира.

В частности она позволяет вернуться к мысли, высказанной историком Л.С. Мацевичем еще в 1882 году на страницах журнала «Киевская старина» в статье «Поляки и русские (к истории их бытовых отношений)»: «В высшей степени было бы интересно проследить бытовое взаимоотношение поляков и южно-руссов с времен древнейших».

Конкретизируя тему о людях, связанных общей нитью, единым русским миром, обратимся к дворянскому роду Борщевых. На первый взгляд он имеет отеческие корни В некоторых случаях их фамилия пишется с буквой «а»-Барщев.

Среди выехавших из Литвы в Московию к Великому князю Василию III (1505-1533), был шляхтич Василий Панфил Борщ, чей сын Елизар Васильевич (?-1566) и его потомки служили по Московскому списку и Ярославлю

Борщевы в различные годы значились по многим ярославским переписным книгам.

Память о них сохраняется в воспоминаниях потомков, живописных портретах,   в семейном некрополе села Николо Отводное Даниловского района Ярославской области. Поиски по истории рода Борщевых являются одной из составляющих моих исследований по ярославским усадьбам и их владельцам.

Уникальность представителей этого старинного дворянского рода заключается в его живучести – он сохранил свои древние корни на ярославской земле до советского периода.

Центральной фигурой в нашем рассказе становиться служилый городовой жилец Иван Андреевич Борщев; от его сыновей Семена и Флегонта произошли две интересные для нас родовые ветви.

Один из его представителей - сенатор, генерал - лейтенант Сергей Семенович Борщев (1754 -1837) был женат на Александре Федоровне Дубянской (17.04.1769-27.12.09.1798), внучке протоирея, духовника империатрицы Елизаветы Петровны - Федора Яковлевича Дубянского. Многие выходцы из Малороссии, отличались своей образованностью, музыкальностью, певческими талантами. По заслугам получили из рук Елизаветы I и императора Петра III богатства, дворянские титулы.

Жили упомянутые Борщевы в Санкт - Петербурге. С 1743 года имели дом на Фонтанке близ подворья Троице Сергиевской Лавры, а с 1751 года занимали особняк З.Г.Чернышова на Миллионной. Семье принадлежали сельцо Поречье в Шлиссенбургской округе, в Костроме и Новгород – Северске много недвижимости.

О родовой ветви «Семеновичей», их родственниках по женской линии Гладковых, Китициных, рассказала в своей книге Т.В.Смирнова « Открывая старинный альбом».

Владел С.С.Боршев вместе со своими братьями Петром (1758-1842) и Иваном (1761-1835) имением Заречье в Даниловском уезде. Ещё одно имение - Слободищи в Игрицкой волости Романово Борисоглебского уезда Ярославской губернии, было в совместном владении с двоюродным братом Александром Флегонтовичем.

Слободищи располагалось в 17 километрах от города Ярославля по Углической дороге соседствовали с селом Спасским, принадлежавшим Борщевым и Урусовым.

Фигура штабс - капитана артиллерии Александра Флегонтовича Борщева в семейной истории находится несколько в стороне. В службу он вступил в 1773 году, звание поручика получил в 1785. Вышел отставку с 3 июня 1786. Избирался депутатом Ярославского уезда с 1809-1811.

Вторым браком Александр Флегонтович женат на Марии Богдановне Философовой, чей отец Богдан Михайлович Философов (1731-1823) - секунд - майор в отставке проживал в сельце Григорьевском и Язвищах Даниловской округи.

Имение Слободищи и сельцо Потапово Даниловского уезда досталось Александру от отца Флегонта Ивановича Борщева. Имелись на недвижимые имения и соответствующие документы, а также дворянская грамота о внесении рода в VI часть Ярославской дворянской книги.

В 1918 году Слободищи имело 877 десятин земли с барским 2-х этажным домом, флигелем для рабочих, баней, ледником, амбарами и другими постройками, под которыми было 4 десятины 600 сажен.

Имение нельзя назвать богатым, как Заречье, которое в 1920 году было внесено в списки охраняемых государством памятников старины. До настоящего времени усадьбы Заречье и Слободищи не сохранились.

Слободищи находилось в границах поселка Смена совхоза «Молот» рядом с деревней Борисково. (Сарафоновский административный округ).

Умер Александр Флегонтович 27 августа 1817 году от апоплексического удара на 54 году жизни и был похоронен в селе Богородское на Паже в семейном некрополе, занимающем около 50 кв. метров.

Сейчас на этом кладбище можно увидеть осколки могильных плит некрополя и остатки ограды. Многие надгробные плиты, с надписями старославянской вязью были использованы одним из местных жителей для фундамента своего дома. Одна из них должна принадлежать Илье Соловью Борщеву, пожелавшему в своей духовной грамоте, составленной 8 декабря 1610 году быть похороненному у стен Богородской церкви.

Исторические документы говорят нам и о четырех дочерях А.Ф.Борщева: Варваре (р.1801-?), Елизавете (р.1804-?), Екатерине (р.1809-?), и Вере. Их образы в людской памяти не прорисованы и едва видны сквозь пелену времени. Рассказ о них позволит взглянуть на историю имений с ещё большим интересом.

Вернемся в прошлое. Еще в 1835 году умер (как говорит надпись на надгробной плите) в селе Николо Отводное Даниловского района основатель сельца Заречье - Иван Борщев.

Последовавшие за тем события в июле 1839 года по разделу наследства между сестрами Екатериной и Варварой позволяют сделать предположение о временных рамках строительства Заречья.

Ответ на этот вопрос скрывается в самом названии имения. Оно принадлежало еще их деду Ивану Андреевичу и имело по старому административному делению второе название- сельцо Финьево (Фильнево Жарской волости Даниловского уезда).

Екатерине досталась своя часть недвижимости -сельцо Потапово, сельцо Фильнево и «вновь выстроенное имение Заречье». Одной фразой, без комментариев, вопрос о времени строительства нового имения со старым названием решился сам по себе.

К сожалению, загадки возникают на каждом шагу моего исследования.

Но, кроме архивных документов в поисках истины мне помогают поездки по историческим местам, осмотр, изучение, документирование объектов исследования.

Известно, что Екатерина вышла замуж за титулярного советника Соболева. Но, найденная мной надгробная плита (к сожалению, без дат) на родовом кладбище села Богородского на Паже, довольно хорошо сохранившаяся из черного мрамора, говорит следующее: « Здесь погребено тело рабы Божей Статской Советницы Екатерины Александровны Карцовой, урожденной Барщевой». Можно предположить, что это дочь А.Ф. Борщева, во втором браке Карцова. Работа по этой теме продолжается.

PA150946.JPG

Надгробная плита Марии Богдановны Карцевой ( Барщевой). Церковь Рождества Богородицы(1797). Ярославская область  - фото автора.

Другое надгробие из черного мрамора супруги А.Ф. Борщева с помощью местных жителей найдено в лесном массиве на южном направлении в 300 метрах от некрополя. На нем начертано: «Здесь погребено тело артиллерии капитанши Марии Богдановны Барщевой, родившейся 1770 10 января, скончавшаяся 1832 декабря 24 дня, жития имела 62 года 11 месяцев 14 дней».

О Варваре, умной, доброй, небогатой хозяйке имения Слободищи вспоминает государственный и общественный деятель Сергей Дмитриевич Урусов (1862-1937), живший с1862 по 1881 год в имении своего отца .

Вера (?-1858) - вторая супруга Степана Петровича Ханыкова, жившего в сельце Котово (село Алексейцкво) Игрицкой волости Романо-Борисоглебского уезда. Степан воспитывался в Морском кадетском корпусе с 1790 года, произведен в лейтенанты в 1812 при отставке. Чин капитан-лейтенанта с мундиром получил в 1806 году и определен в Комисариатский штат коммисирнером V I класса.

Другой дочери - Елизавете досталось имение Западное в близи Слободищи на речке Шепелюхе, впадающей в реку Пахну. Оно имело 139 десятин. На них размещались: сторожка, сенные лабазы, коровники. Также ей отошел деревянный дом в Ярославле на Вознесенских прудах, где Елизавета проживала с выходцем из Новгород–Северской губернии генерал - майором Алексеем Степановичем Карновичем. О супругах, роде Карновичей - основной теме исследований известно из моих ранних публикаций.

Четыре портрета предков рода Борщевых вероятно хранились в имении Заречье, так как Слободищи в то время принадлежало уже фабриканше Елизавете Яковлевне Дунаевой.

Предполагаю, все живописные полотна, были переданы в 1920 в фонды Ярославской художественной галереи. Среди них указываются и другие полотна :

Украденный поцелуй, Петушиный бой, На чердаке Художника, Портрет Дашковой, Охота, различные виды горного ручья, картины Екатерининского времени, батальные картины, виды развалин замков.

Одна из проблем - обезличенное описание картин, составленное небрежно и наспех, что исключает их полноценный поиск.

В исследовательской работе можно увидеть и иные, радующие глаз и душу новые приметы времени. В селе Пажа за последние годы местными жителями восстановлена церковь Николая Чудотворца (1808), приводится в порядок Богородицкий храм ( 1797), на звоннице установлены колокола. Церковь - это небо на земле, считают жители села.

PA150939.JPG

Церковь Николая Чудотворца(1808) Ярославская область - фото автора.

Дело краеведов - возвращение из небытия имен наших предков, воскрешения их памяти. Одним словом, живым – живое.

Автор
Краевед Бекеев А.Л.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе