Меценатство – это не всегда меркантильный интерес…

Не все меценаты громко трубят о своих добрых делах. Что подвигло ярославских меценатов вкладывать деньги в развитие храмов и музеев
Если послушать граждан нашей большой страны, то отношения к благотворителям примерно следующего содержания. Если богатый человек будет вкладывать деньги в благотворительность, но так, чтобы об этом никто не узнал, то он для большинства будет лишь богатым жульем, который и копейки не потратил из своих «полукриминальных» денег на помощь нуждающимся. А вот если, наоборот, сделает так, чтобы про его хорошие дела узнали, то тоже плохой, потому как пиарится за счет нуждающихся. Как ни крути, богатый всегда плохой.

Впрочем, вот несколько примеров, современных благотворителей и меценатов, которые жертвуют немалые деньги без особой рекламы своих дел.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕ СТРАШНОЙ АВАРИИ

«Комсомолка» не раз писала о новом восстановленном Успенском соборе и о том, что восстановлен он был на средства лишь одного человека – Виктора Тырышкина. А вот что подвигло благотворителя вложить уйму денег в огромный храм – история не самая известная.

А началось все еще в 90-х. Тырышкин попал в крупную автоаварию. Машина превратился в груду железа, водитель погиб, а сам Виктор… отделался легким испугом. Вылез из автомобиля без царапины! И тут заметил – в руках-то икона святителя Николая.Немудрено, что чудом выживший Тырышкин воспринял это как знак свыше. И начал активную благотворительную деятельность. Конечно, бОльшая часть средств идет на восстановление и реставрацию храмов. Кстати, в самой компании Тырышкина предпочитают говорить о благотворительности, а не о меценатстве.

- Я бы не сказал, что мы занимаемся меценатством. Меценатство - это всегда меркантильный интерес. А вот благотворительность, особенно в православии, - это милосердие, - пояснил Борис Атаев, замдиректора Тырышкина. – Для Виктора Ивановича заниматься благотворительностью - естественная потребность. Компания тратит большую часть своих расходов на благотворительность и никаких дивидендов, кроме морального удовлетворения, не получает.

За более чем десять лет благотворительной деятельности только в Ярославской области на средства корпорации был отреставрирован Спасо-Преображенский собор в Рыбинске, восстановлен Никольский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор в Ярославле. За особые заслуги в деле восстановления Свято-Никольского женского монастыря Виктора Тырышкина называют в обители ктитором (благодетелем, человеком, который жертвует большие деньги на поддержание общины, на строительство и ремонт храмов – прим.ред.).

- Мы не временщики, должны оставить свой след на земле и внести вклад в возрождение России, – считает Виктор Тырышкин.

ЕЦЕНАТСТВО РАДИ СПАСЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Историю с предпринимателем Александром Громыко, который практически все свои средства отдал на восстановление храма в Переславле-Залесском знает, пожалуй, каждая местная бабушка. Эту легенду рассказывают здесь полушепотом и с каким-то невероятным удовольствием. Как гласит история, в середине девяностых он - один из самых богатых людей в городе - неожиданно серьезно заболел. Ни один из врачей не мог сказать, что это за болезнь и как ее лечить. Кроме проблем со здоровьем судьба-злодейка устроила для доселе удачливого предпринимателя еще одно испытание – проблемы в бизнесе. Жена послала Александра в церковь. Не помогло. Здоровье неуклонно ухудшалось, тогда супруга стала возить мужа по святым и святым местам, коих в России более немало. И где-то под Питером местная святая Любушка посоветовала бизнемену найти в своем городе оскверненное место и возродить его. Мол, вот тогда здоровье вернется, и неудачи в бизнесе останутся позади.
Чтобы восстановить на месте винного церковь, Александр истратил все, что имел.
Чтобы восстановить на месте винного церковь, Александр истратил все, что имел.
Фото: Надежда КЛЕМИНА

Ничего себе задачка! Но делать было нечего, и Громыко, приехав в родной Переславль, стал копаться в документах и архивах, ищя то самое оскверненное место. Каково же было его удивление, когда этим самым местом оказался его собственный, единственный на весь Переславль... винно-водочный магазин! Как оказалось, до 30-х годов прошлого века на месте магазина была Знаменская церковь Божьей матери, которую, по бытовавшей тогда традиции, взорвали. На оставшемся фундаменте и решено было открыть алкогольный магазин. За несколько десятков лет магазин даже успел сгореть дотла и заново отстроиться. Одно слово – скверна!

Чтобы восстановить на месте винного церковь, Александр истратил все, что имел.  Продал строительную фирму, рестораны, магазины. Организовал сборщиков милостыни на строительство. Подключил спонсоров, которые дали деньги на иконостас и роспись.  хватало только на первый год строительства, однако бизнесмен из числа тех людей, которые закончат начатое во чтобы то ни стало, и по выходным на местном рынке стали появляться люди, просящие милостыню на строительство храма. У Громыко остался только коттедж. Да и на том сейчас висит объявление о продаже.

- Александр Григорьевич - строитель ведь, вот и решил: коли строить храм, так на века, у храма объяснили основательность бизнесмена верующие бабули. - На пол-то посмотрите, ведь гранит же привезли аж из Сургута. На 640 тысяч рублей один только пол!

Схема, надо сказать, сработала. Здоровье у Александра стало постепенно поправляться у него постепенно стало.

ПРАГМАТИЧНОЕ МЕЦЕНАТСТВО

В детстве я часто гостила у бабушки в деревне Вятское. И хорошо помню, как выглядела тогда наша деревня – дома с покосившимися стенами и обвалившимися крышами. А ведь когда это были красивейшие купеческие особняки!

И вот я снова в селе. Испытала культурный шок. От разрухи не осталось и следа: покрашенные в яркие цвета стены особняков напоминали не среднестатистическую сельскую улицу, а какой-нибудь забугорный туристический центр. Такую красоту здесь навели благодаря средствам предпринимателя Олега Жарова, который, на счастье всех сельчан, купил здесь несколько лет назад дом.
В первую очередь Олег Жаров восстановил памятник Александру II.
Фото: Елена ВАХРУШЕВА

- Олег Алексеевич очень любознательный человек. И когда он купил в селе дом, то сразу же заинтересовался историей Вятского. Он был поражен, когда узнал о традициях и культурном наследии села. И тогда у него возникла идея восстановления, – рассказала генеральный директор историко-культурного комплекса гостиницы-музея «Вятское» Елена Анкудинова. – Начал с социальных проектов. В первую очередь восстановил памятник Александру II, отремонтировал школу и библиотеку, построил купель. И только во потом был создан музей, а также гостиница и ресторан.

С таким размахом глава крупной компании быстро стал для местных жителей «своим», а не просто приезжим богачом. Еще бы – из обычного села сделать туристический центр! А это – работа и деньги для местного населения.

- Доход от этого, конечно, есть, но он только-только покрывает зарплату работникам, – уточнила Елена Андреевна. – Туризм - это такое дело… Ждать прибыли нужно еще года три, как минимум. А пока только вкладывать и вкладывать.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Обучил неимущих – получил рабочих

Если окунуться в «золотой» для ярославского меценатства XIX век,  то, по бытовавшему тогда мнению, богатство воспринималось как нечто данное свыше. А с учетом исключительной веры, которая воспитывалась с пеленок, благотворительность была естественной потребностью отдать часть своего богатства на благо нуждающимся. И так было не только в ХIХ веке, но и на протяжении всей истории России.

- Меценатство на Руси начиналось с благотворительности, и в первую очередь помогали бедным и больным людям. Причины очень простые. Каждый человек от рождения принадлежал к какой-нибудь социальной группе: семья, община, приход… И в рамках этих социальных групп помощь тем, кто нуждался, была абсолютно нормальным явлением, – рассказывает доктор исторических наук, заведующая кафедрой музеологии и краеведения ЯрГУ имени П.Г. Демидова Виктория Марасанова. – С принятием православия помощь, которую мы сейчас понимаем как благотворительность, велась под покровительством церкви, нуждающимся предоставляли кров и пищу, и так продолжалось вплоть до Петровских времен включительно, когда появились так называемые богадельни.

Первым известным меценатом в Ярославле стал генерал-губернатор Алексей Мельгунов. А потом традицию меценатства, в то время еще дворянского, продолжил Павел Демидов, открывший в Ярославле училище высших наук (см. рубрику «НАША СПРАВКА»).Ближе к середине века меценатство и благотворительность преобразилось из чисто дворянского в купеческое. Не бескорыстно.

- Купцы богатели, строили фабрики, развивали промышленность, но им не хватало подготовленных кадров, поэтому на свои деньги они открывали училища. Так сделал, например, Николай Пастухов, – продолжает экскурс в историю ярославского меценатства Виктория Михайловна. – С одной стороны, это меценатство, ведь он пожертвовал деньги на образование, с другой – выпускники училища шли к нему работать.

ОТ РЕДАКЦИИ

Последние исследования показывают, что Россия занимает лишь 138-е место в списке стран, занимающихся благотворительностью. Заметим, что такие страны, как Туркменистан, Гвинея, Сьерра Леоне находятся в первой двадцатке…Но есть и другой момент. Есть такая благотворительность, о которой никто, кроме тех, кому помогли, не знает. Действительно бескорыстная и не ради спасения души. Такая, какой занимался погибший игрок «Локомотива» Иван Ткаченко, тайно перечисляя огромные суммы на лечение тяжелобольных детей. Просто потому, что для него это было также естественно, как дышать или играть в хоккей (подробнее – на kp.ru/2841).

НАША СПРАВКА

Ярославские меценаты

Пастухов Николай Петрович (1820 - 1909) - ярославский меценат, выходец из купеческой семьи. Жертвовал крупные суммы на благотворительные цели: устройство сиротского отделения для постоянно живущих воспитанниц Ярославского Ольгинского детского приюта, строительство амбулатории при лечебнице Ярославского Общества врачей. В 1900 году выделил четверть своих средств на открытие в Ярославле низшего механико-технического училища с ремесленной школой при нем на 240 учащихся — первого в городе учебного заведения подготовки квалифицированных кадров для промышленности; были построены здания, оборудованы классные помещения и мастерские, для учеников и педагогов были построены бесплатные квартиры.
Николай Пастухов.
Николай Пастухов.
Фото: предоставлено академией им. Пастухова

Вахрамеев Иван Александрович (1843 -1908) - ярославский предприниматель, общественный деятель и меценат. В период с 1889 – по 1908 гг. являлся основателем, казначеем и председателем Ярославской губернской ученой архивной комиссии. Спонсировал издание ею научных трудов. Неоднократно вносил средства на реставрацию архитектурных памятников.
Иван Вахромеев.
Фото: из архива Виктории Марасановой

Демидов Павел Григорьевич (1738 - 1821) - меценат, основатель Ярославского училища высших наук. В 1803 году пожертвовал крупную сумму на основание в Ярославле училища высших наук, первого в Ярославле высшего учебного заведения, которое просуществовало в разных формах до 1924 года, и вновь открылось в 1970 году.












Павел Демидов.
Фото: из архива Виктории Марасановой













Мельгунов Алексей Петрович (1722 - 1788) - первый Ярославский генерал-губернатор. На свои средства профинансировал издательство первого в России провинциального журнала «Уеденный Пошехонец». Построил в Ярославле гимназию и училище, Дом призрения ближнего для сирот (сейчас там находится второй корпус ЯрГУ им. П.Г.Демидова), финансировал постановку театральных спектаклей.

Алексей Мельгунов.
Фото: из архива Виктории Марасановой
КП-Ярославль















КП-Ярославль














Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе