Чайные частности — История чая в России

Сегодня чай настолько прочно вошел в наш обиход, что кажется, будто его пили в России испокон веков.

Однако на самом деле появился он не так уж и давно – примерно 400 лет назад.


В 1618 году царь Михаил Федорович Романов получил от китайского посольства, помимо прочих даров, несколько ящиков чая. Китай и Россия в этот период находились в сложных отношениях, ведь начатая еще при Иване Грозным экспансия в Сибирь уверенно приближалась к границам Китая. Царствующая в Китае маньчжурская династия Цин считала приграничные сибирские земли своей сферой влияния, и далеко не всегда двум государствам удавалось решить конфликты в тишине и строгости посольских приемов.

Так или иначе, напиток сначала дипломатическими, а потом и торговыми путями начал проникать на территорию России. Собственно даже название напитка имеет интересный геополитический оттенок. Китай, несмотря на внешнюю монолитность, состоит из множества племен и народностей.


Чай во всем Китае обозначается одним и тем же иероглифом, но в северных регионах его было принято читать как «ча», а в южных – как «те».


В Россию чай попадал по суше с севера Китая, а вот европейские страны закупали его в портах на юге. Отсюда и его иностранные названия – tea, le the, tee и так далее.

Популярность чая в России объяснялась тем, что это был первый доступный напиток с содержанием кофеина, который давал необычный бодрящий эффект. Первое время чай даже считался напитком сугубо лекарственным, особенно полезным при простуде и для снятия похмелья.
 
Первоначально чай был доступен только царю и его приближенным. Долгая и сложная транспортировка чая посуху делала его весьма дорогим напитком. Однако, по мере развития торговли с Китаем, чай начал распространятся среди всего российского населения. Впрочем, в силу дороговизны это всё еще был напиток знати и богатых купцов.


Маковский Константин Егорович 1839 — 1915; За чаем. 1914. 
Ульяновский областной художественный музей


Однако после издания императором Александром I указа о разрешении продажи чая в трактирах и ресторанах от 31 декабря 1821 года, в стране начался бурный рост чайного потребления. Покупка целой пачки чая еще оставалась для людей среднего достатка непозволительной роскошью. Другое дело — выпить чашку-другую ароматного напитка в трактире.

Позже выделился отдельный вид заведений – чайные.

Русская чайная по сути представляла собой то же, что и восточная чайхана: в ней пили чай, заедая различными закусками, беседовали, проводили деловые встречи. Столы в зале были только общие, длинные, большие самовары выставлялись прямо на столы. Чай подавался в виде заварки, которую каждый по вкусу разводил кипятком из самовара.


«Чаепитие в трактире» 1874 г. 
The Museum of Visual Arts


Всё это привело к огромному скачку импорта чая. В 50-е годы XIX века в страну поступило более 380 тысяч пудов (6000 тонн) чая, в следующее десятилетие – уже в два раза больше, а еще через 10 лет импорт опять удвоился, составив 1 480 тысяч пудов. Широкое потребления чая способствовало подъёму тех отраслей промышленности, которые были прямо или косвенно связаны с чайной торговлей.

Например, в Туле началось массовое производство самоваров. Если во второй половине XVII века самовары были диковинкой и производились поштучно, то к 1850 году в Туле действовало уже 28 самоварных фабрик, производивших около 120000 самоваров в год.

Та же ситуация сложилась с русским чайным фарфором. Если первоначально чайные сервизы единично выпускались по указу Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе, то теперь этим занялись многочисленные частные фирмы.


Чайные склады в Кяхте


Постепенно начали формироваться особые русские традиции употребления чая. Среди дворян была общепринято, с некоторыми изменениями, английское чаепитие. Чай подавался в сухом виде, в специальной чайнице, и заваривался непосредственно за столом. Часто было принято добавлять молоко. К чаю подавались чисто символические тарелочки с бисквитами или вовсе ничего. Содержанием встречи за чаем было общение, сам напиток играл вспомогательную роль.

Купечество, в свою очередь, создало отдельную традицию чаепития. Купеческий чайный стол должен был выставлять напоказ его богатство и благополучие. Тут был и отполированный до блеска самовар, и варенье, и меды, и сушки, и бублики, и пироги, и прочие закуски. Купеческое чаепитие было долгим, основательным, тут было принято выпивать не меньше дюжины чашек чая. Заварочный чайник использовался один, чай в нём заваривался очень крепко и уже в чашке разбавлялся кипятком из самовара. Так в начале XIX века формировалась традиция двухчайниковой заварки, которая сохранилась по сей день.


Традиция двухчайниковой заварки


Популярность чая неизбежно привела к распространению множества суррогатов и подделок. Самым простым и легальным способом был так называемый «кирпичный чай». Он представлял собой брикет из спрессованных отходов чайного производства – веточек, стеблей, порченного чайного листа. Вкус такого чая существенно уступал настоящему, зато и стоил он намного дешевле.

Другим, уже нелегальным способом, было повторное использование заварки. Спитой чай собирали по трактирам, после чего его сушили, подкрашивали купоросом или сажей и продавали второй раз, обычно подмешивая в хороший чай. Такой чай получил в народе прозвание «рогожский», поскольку чаще всего его делали в Рогожском районе Москвы, недалеко от Таганки.
 
Самым популярным способом подделки было использование иван-чая. Иван-чай, он же кипрей, он же копорский чай.


Отвар из сушеного копорского листа издревле употреблялся на Руси, но стоил он почти в сто раз дешевле заморского чая.


Подкрашенный копорский чай точно так же подмешивался в китайский, часто в равных долях. Как нетрудно догадаться, тут вкус тоже не отличался изысканностью. Даже сохранилась присказка — «копорское крошево и кисло и дёшево». «Копорка» производилась тысячами пудов и даже рождала попутное производство. В Калязинском уезде Тверской губернии многие крестьяне зарабатывали на жизнь, производя подделки под китайские ящички для чая.

Правительство активно боролось с фальсификатом. Подделка чая сказывалась на объемах импортных поставок и казна недополучала таможенных сборов. Указами от 1816, 1819 и 1833 годов вводились запреты на продажу заменителей чая под видом китайского. В случае обнаружения прямого подлога или примесей в китайском чае продавцам грозили внушительный штраф и изъятие товара, а в случае повторного нарушения – лишение всех прав состояния и ссылка в арестантские роты на срок до 5 лет. Однако не помогали даже самые суровые меры – доходы от продажи подделок были просто огромны.

Ситуация изменилась лишь во второй половине XIX века, когда в 1862 году начался ввоз кантонского чая морем, а в 1880-х годах начали функционировать Самаро-Уфимская и Екатеринбургско-Тюменская железные дороги, резко сократившие время и стоимость сухопутной доставки чая. Примерно тогда же начались поставки чая в Россию из Индии и Цейлона. Чай доставлялся морем в Одессу и оттуда развозился по всей стране. Цена чая резко упала, и он стал обычным ежедневным напитком. Таким мы его знаем в наши дни.

Автор
Дмитрий Шуин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе