Поумнеть или погибнуть

Электронное правительство в России может морально устареть прежде, чем будет создано. E-Government в нашей стране к тому времени, когда оно наконец появится, может оказаться бесполезным -- в том смысле, что оно не добавит России конкурентоспособности. В США через два года стартует не электронное, а уже «интеллектуальное правительство». Для американцев это не бессмысленный термин, не «вещь в себе», а разумный выбор в условиях диктуемой кризисом альтернативы: либо обвал всей системы, либо революционный перелом в ее развитии с переходом на более высокий уровень продуктивности.

В России уже привыкли к неудачам большинства IT-инициатив правительства. Не помогает даже искренний энтузиазм и IT-продвинутость президента Дмитрия Медведева (который сам же признал, что e-Government в нашей стране -- «химера»). В минувшие "тучные" годы, в рамках различных долгосрочных стратегических госпрограмм, про необходимость диверсификации экономики за счет IT-индустрии хотя бы регулярно вспоминали. С приходом кризиса в России, похоже, вообще решили: сейчас не до IT.

А ведь стоит задуматься над очевидным вопросом. Почему в США, являющихся мировым технологическим лидером, по отношению к IT все происходит абсолютно наоборот?

Там ведь и в "тучные" годы инициативы e-Government всегда находились в списке реальных приоритетов правительства. Ну а с наступлением кризиса начался-таки прямо революционный прорыв -- на смену "электронному правительству" (e-Government) идет "интеллектуальное правительство" (i-Government). И это совсем не игра терминами. Это единственный перспективный ответ в условиях, диктуемых происходящим в мире глобальным системным кризисом.

787-миллиардная антикризисная программа "План американского восстановления и реинвестирования" (American Recovery and Reinvestment Act -- ARRA) включает в себя набор конкретных впечатляющих целей: создать 3,5 млн рабочих мест, модернизировать 75% национальной транспортной инфраструктуры (мосты и хайвэи), перевести на системы эффективного энергетического расходования 75% федеральных зданий, провести такую модернизацию систем образования и здравоохранения, которая обеспечит США мировое лидерство в этих областях в ХХI веке. И все это планируется сделать за два года!

Контроль исполнения этой программы должен быть обеспечен за счет "интеллектуализации" существующих и внедрения новых систем e-Government. Они должны обеспечить революционный прорыв в решении задач открытой отчетности и детальной прозрачности расходования средств по каждой из областей и каждому направлению программы ARRA. Речь идет об интеграции с существующими системами e-Government систем класса Business Intelligence (BI, т.е. компьютерных систем для анализа бизнес-процессов, систем, превращающих данные в знания), что и должно в результате позволить создать в США "интеллектуальное правительство" (Intelligent Government).

Проект "интеллектуализации" работы правительства по программе ARRA был начат с создания комитета по ответственности и прозрачности (Recovery Accountability and Transparency Board) и веб-сайта для доступа к оперативной информации о статусе целевых стимулирующих инвестиций (их называют стимулами -- Stimulus) в конкретные направления, области, регионы, города, индустрии и т.д. Тут же можно посмотреть и какие результаты уже дают те или иные "стимулы".

Независимые производители, софтверные компании MicroStrategy и Actuate разработали систему анализа и контроля "стимулов". MicroStrategy создала систему контроля за инвестициями. Причем систему публичную, позволяющую любому налогоплательщику проанализировать и оценить, на что расходуются его налоги и какой это дает результат для конкретных индустрий, регионов, городов, предприятий и т.д.

Компания Actuate разработала для программы ARRA систему управления и оценки Stimulus Management Solution. Система отслеживает 250 ключевых показателей программы ARRA.

Помимо BI-систем, работающих на верхнем уровне (веб-сайт), системы класса BI внедряются на иерархических подуровнях программы ARRA. Так, только одна компания IBM работает более чем с 2 тыс. агентств федерального, окружного и муниципального уровня по внедрению технологии контроля за поступлением и расходованием средств (Recovery Fund Tracking Technologies) по программе ARRA. Например, Арканзасский департамент образования (Arkansas Department of Education -- DOE) запускает 30 июня свою систему для 262 подведомственных школьных округов. Система позволит управлять выделением и контролировать расходование средств по 1100 школам. Помимо этого, в каждом из школьных округов есть два-четыре авторизованных пользователя системы, которые имеют доступ к отслеживанию ситуации по всему штату. Таким образом, около 800 авторизованных пользователей контролируют расходование средств программы ARRA только по одному из разделов и только в одном штате.

В результате такого уровня прозрачности расходования средств, ни один из 90,9 млрд долл., выделенных по разделу "Образование" программы ARRA (этот раздел называется "Образование для XXI века"), не может быть по-тихому израсходован не по назначению. Аналогичные системы внедряются и в остальные разделы программы.

Подобный опыт тотального использования систем класса Business Intelligence для решения задач контроля и управления госпрограммами, а также для задач обеспечения абсолютной прозрачности программ для гражданского контроля, уникален. Но ведь и случившийся в мире глобальный системный кризис также не имеет аналогов в истории. И вся штука теперь в том, как то или иное правительство сможет не только вывести свою страну из кризиса, но еще и здорово "поумнеть" в ходе этого процесса. Или не "поумнеть". А может, и вообще не вывести. Ведь, как уже отмечалось, вариантов всего два: либо погибнет, причинив неисчислимые беды, вся нынешняя система, либо произойдет радикальный технологический прорыв, который, напротив, обеспечит безбедное существование как минимум гражданам развитых стран.


Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе