Живая статика

Здесь на тебя смотрят Леонид Собинов, Федор Ушаков, Челубей с Пересветом, Николай Некрасов… Нет, это не музей восковых фигур. Здесь все душевнее и теплее. «Элитный квартал» заглянул в мастерскую к заслуженному художнику России, скульптору Елене Васильевне Пасхиной. Именно в этом небольшом помещении «на пятерке» зародились многие памятники, украшающие улицы 1000-летнего Ярославля.

Скульптор, Заслуженный художник России. В 1980 году Елена Пасхина стала членом Союза художников России. В 1997 и 2006 годах — лауреат Ярославской областной премии им. А.М. Опекушина.В 2004 году Елене Пасхиной было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».Участник многочисленных областных, зональных, республиканских, всесоюз-н ых, за рубежн ых выставок и между на род-ных симпозиумов: по камню — в Германии (1993) и Чехословакии (1999), по ледовой скульптуре — в Москве (1999).Еe произведения находятся в музейных собраниях Ярославля, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Переславля-Залесского, Москвы, Люксембурга, частных коллекциях Индии, Англии, Германии.

ВЯрославль Елена Васильевна приехала после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Здесь же, вступив в члены Союза художников России, получила от этой организации мастерскую, в которой работает около 30 лет. «Поскольку большая часть моей жизни проходит в стенах мастерской, ее интерьеры я сделала так, чтобы было удобно. Здесь каждый уголок задействован по-своему. И если на втором ярусе в основном делаются эскизы и ищется информация в книгах и в Интернете, то на первом этаже находится уже чистое творчество: каркасы, глина, пластилин, сварочный аппарат“, – рассказывает Елена Васильевна и подводит корреспондента к скульптурам.

– Свою первую работу я сделала в 1980-м году – памятник, посвященный битве русских с монголо-татарами на реке Сить. Далее были скульптуры на фасаде ТЮЗа, памятник адмиралу Фёдору Ушакову в Рыбинске, памятник жертвам радиационных аварий и катастроф, Аллея полководцев, памятник Собинову»…

Книжные полки второго яруса мастерской заставлены преимущественно исторической литературой и книгами об искусстве и костюмах. Не удивительно: любая деталь скульптуры Александра Невского, Фёдора Ушакова или других героев истории требует энциклопедического изучения. Тем паче в отсутствии подлинных фотографий, ведь именно воображение художника и скульптора, помноженное на знание исторических материалов, дает полноценное представление зрителю о том или ином персонаже.Недавно город получил одну из последних работ, поставленных Еленой Васильевной, – известную каждому ярославцу «Романовскую заставу“, на пересечении проспектов Ленина и Октября.

Раньше в нашем городе были 4 заставы: Угличская, Борисоглебская, Московская и Романовская. На основе последней предполагалось сделать некий узнаваемый образ, ведь именно здесь в то время и заканчивался город.“Изначально была идея сделать будку из черного и белого мрамора, но мрамор на воздухе темнеет, да и по деньгам это было бы достаточно дорого, – рассказывает Елена Васильевна.

– Ситуация подсказала сделать проще и дешевле – из сварного металла».«Перед созданием постового я перечитала множество исторических книг, просмотрела иллюстрации, погрузившись в эпоху Екатерины Второй. Оказывается, императрица когда-то проезжала мимо Романовской заставы, и именно при ней был издан регулярный план застройки города. Поэтому я своего постового связала с этим событием. Если подойти к нему и присмотреться внимательней, то можно увидеть на плече сумку, из которой торчит свернутый свиток с ее указом 1787 года», – поясняет скульптор.

В сапоге у городового – ложка, в руке – трубка с махоркой, а на самой заставе – ворона, сжимающая в лапах сыр. Такая деталь не дань моде крыловской басне, а лишь авторский замысел, обусловленный обыденностью. Поскольку тоненькие лапки вороны могли срезать вандалы, ее «укрепили» кусочком сыра.Как и подобает статусному лицу, у постового есть имя. «Я лепила эту работу на литейном заводе, без натурщиков. Однако один из литейщиков, которого звали Юрий Михайлович, показался мне похожим на задуманный образ. Он несколько раз мне попозировал. А вскоре именно Юрий мне и отливал эту скульптуру, которую я до сих пор называю для себя Михалычем“, – говорит скульптор.“В композицию памятника входит и историческая бронзовая доска, рассказывающая историю этого события. К сожалению, пока на это нет средств», — посетовала Елена Васильевна.

В последнее время ее все больше увлекает тематика истории Руси и славных побед русского воинства. Вот и сейчас скульптор занимается образом Святого Благоверного Князя Василько, уроженца Ростова, погибшего в битве на реке Сить. В мастерской много эскизов -Василько на коне, с дружиною, и женой своей, Марией Черниговской — первой женщиной- летописцем.Зимой, в свое любимое время года, Елена Пасхина создает ледовые скульптуры, каждая из которых напоминает хрусталь, светящийе в блеске солнечных лучей. 

 

Элитный квартал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе