125 лет назад родился "сказочный" художник Юрий Васнецов

Художник, график, легендарный иллюстратор книг для детей, лауреат Государственной премии (1971) Юрий Алексеевич Васнецов родился 4 апреля (22 марта по старому стилю) 1900 года в Вятке (ныне Киров) в семье священника.
Юрий Васнецов в своем кабинете. 1970 год
Фото: Аукционный дом "На Литейном"


Его отец служил в местном кафедральном соборе, дед и братья также принадлежали к духовному сословию. Семья Юрия Васнецова состояла в отдаленном родстве с известными русскими живописцами Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Так что, можно с уверенностью утверждать, что у корней живописного таланта Юрия Алексеевича была прочная генетическая почва.


После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых, были буквально выселены на улицу. В своих воспоминаниях Юрий Алексеевич писал: "...Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт... да и вообще нигде не служил... Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твердость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах". В итоге, семье Васнецовых приходилось скитаться по чужим углам. Через некоторое время, правда, им удалось купить маленький домик. Но потом пришлось его продать и жить в бывшей бане.


С детства Юрию Васнецову нравился ручной труд. Он шил сапоги, переплетал книги, а его любимым словом было "интересно". С юности и всю жизнь Юрий Алексеевич дружил со своим земляком - художником Евгением Чарушиным, также родившимся в Вятке и впоследствии жившим в Петербурге. В 1919 году Васнецов закончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия). После ее окончания Васнецов был мобилизован как художник для работ ко "Дню советской пропаганды".

В 1921 году Юрий Алексеевич переехал в Петроград, где поступил на живописный факультет ВХУТЕИН (тогда - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские). Его педагогами на протяжении пяти лет были живописцы Алексей Карева и Александр Савинов. И Васнецов старался впитать их художественный опыт, но, в итоге, не перенял ничего. Большее влияние на юного художника оказал Михаил Матюшин, у которого Васнецов не учился, но был знаком с ним через общих друзей.

Юрий Алексеевич получил представление о теории Матюшина, основанной на связи между эстетическими факторами цветовой гармонии и физическими факторами ее восприятия. Объектом исследования художника был не столько цвет сам по себе, сколько процесс восприятия цвета человеком в разных условиях. Юрий Алексеевич стал верным последователем органического направлением в русском искусстве первой половины XX века. Согласно ему, мир - это органическое целое, в нем все взаимосвязано, а человек и природа находятся в синтезе. Художники отдают предпочтение формам и линиям, встречающимся в окружающем мире. Эта концепция лучше сего отвечала природному дарованию Васнецова.


В 1926 году Юрий Алексеевич успешно закончил учебу и некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе №33. Это был период, когда общество жаждало революционных художественных идей. Источником таковых стал Петроград. А Юрий Васнецов, влекомый этим призывом, вместе с художником-плакатистом Валентином Курдовым решил продолжить обучение живописи в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК). Его учителем стал Казимир Малевич.

Васнецов около двух лет изучал свойства различных живописных фактур, пластику кубизма, законы пластического пространства, создавал "материальные подборы" - "контррельефы". Художник так говорил о времени своей работы в ГИНХУК: "Все время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!".

К тому времени относятся следующие его живописные работы: контррельеф "Натюрморт с шахматной доской", "Композиция с трубой", "Композиция со скрипкой", "Кубистическая композиция", "Натюрморт. В мастерской Малевича".

В своих пейзажах и натюрмортах Васнецов был подчеркнуто незатейлив, при всей изощренности живописной формы. Художник как будто возрождал в своем творчестве лучшие традиции русского примитивизма. Но эти его работы были практически никому неизвестны. Несмотря на искреннюю любовь к живописи, Юрий Васнецов, не без причины опасавшийся идеологических преследований, решил сделать ее своим тайным увлечением, о котором знали только родные и близкие друзья.


Достойной альтернативой живописи для Юрий Алексеевича стала книжная графика. С 1928 года он начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства. Там Васнецов смог выразить свое художественное видение в образах русского фольклора. Именно в сказках нашли воплощение его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.

Первыми книгами, проиллюстрированными Васнецовым, стали "Карабаш" (1929) и "Болото" (1930) Виталия Бианки. В 1932 году он поступил в аспирантуру при живописном факультете Всероссийской Академии художеств, где занимался три года, и в то же время был принят в члены Ленинградского отделения Союза советских художников.

В 1930-е живопись Юрий Алексеевича приобрела тот самый самобытный, неповторимый характер, не похожий ни на чьи другие произведения. Васнецов превратился в известного и узнаваемого иллюстратора детских сказок. Он создал волшебный мир сказочных образов, близких и понятных ребенку, и был признан классиком в области иллюстрации детской книги. Юрий Васнецов любил говорить: "В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и ее щедрой природе".


Неоднократно массовыми тиражами издавались книги для детей в оформлении Васнецова. Среди самых известных: "Путаница" и "Краденое солнце" Корнея Чуковского; "Три медведя" Льва Толстого; "Английские народные песенки", "Теремок" и "Кошкин дом" Самуила Маршака и многие другие. Юрий Алексеевич иллюстрировал "Конька-Горбунка" Петра Ершова, а также книги для детей Дмитрия Мамина-Сибиряка и Александра Прокофьева.

Васнецов, создавая свои иллюстрации, обращался к народным истокам, к открытому им еще в детстве особому "вятскому" миру. Васнецов писал: "Все еще живу тем, что видел и помнил в детстве. … Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, а мы, ребята, кораблики пускаем... Весной открывалась веселая ярмарка - Свистунья. На ярмарке нарядно, весело. И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые со всякими узорами...".

Художник "наряжал" сказочных персонажей в костюмы своего северного края. Добрых маму-Козу и маму-Кошку в нарядные цветные юбки с кружевами, обиженного Зайку - в теплый кафтан. А злых волка, лису и медведя оставлял без одежды - так Васнецов помогал маленьким читателям расставлять нравственные акценты. Главную роль в иллюстрациях Васнецова играл цвет. Он стал первой азбукой, которую легко осваивал ребенок. Например, волк у Васнецова всегда был серым, лиса - рыжей, гусь - белым.


В военные годы Юрий Алексеевич сначала в Молотове, а потом в Загорске работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. В конце 1945-го вернулся в Ленинград. В 1946 году Васнецов получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а через 20 лет стал Народным художником РСФСР.

В первое послевоенное десятилетие Юрий Алексеевич писал пейзажи Сосново (поселок в Приозерском районе Ленинградской области), Мельничного Ручья (микрорайон города Всеволожска) Сиверского (поселок в Ленинградской области), а также ряд крымских и эстонских пейзажей. Но его живописные работы мало кто видел. Первое признание к Васнецову как к живописцу пришло лишь спустя 6 лет после смерти. В 1979 году в Государственном Русском музее прошла его первая персональная выставка. Сегодня же живописное наследие Васнецова представлено в собраниях крупнейших отечественных музеев: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

В 1971 году Юрий Алексеевич стал лауреатом Государственной премии СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок "Ладушки" и "Радуга-дуга". В том же году по его рисункам был снят мультфильм "Терем-теремок".

"Сказочного" художника не стало 3 мая 1973 года. Похоронен Юрий Алексеевич Васнецов в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Автор
Екатерина ЗАЙЦЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе