Вместе с новогодними праздниками наступает время рождественских историй.
Ярославский художественный представил два взгляда на один из самых трогательных библейских сюжетов. Разница между ними – ровно четыре столетия.
Икона «Рождество Христово» создана в середине XVII века и попала в собрание музея в 20-е годы XX. На сопроводительной табличке значится: «Круг Иосифа Владимирова».
– В представлении Иосифа Владимирова Рождество Христово стало импульсом для очень многих и динамично развивающихся событий, которые закручиваются в спираль, – поясняет Екатерина Макарова, научный сотрудник отдела древнерусского искусства ЯХМ.
На другой иконе, похвалы Богоматери, также хранящейся в отделе древнерусского искусства, рождеству посвящено одно из клейм Акафиста. Неизвестный художник также середины 17-го столетия переносит действие в среднюю полосу России и привычный для православного Рождества снежный пейзаж. Еще один – уже костромской иконописец круга Гурия Никитина – вспоминает о чуде, которое свершилось после Рождества Христова, когда безжизненная пустыня покрылась цветами и травами, приветствуя будущего Спасителя. Попытка совместить во времени и пространстве памятники древнерусского искусства с искусством современным – работа современного скульптора-керамиста Валентины Кузнецовой «Рождественский вертеп» – изготовлена специально для Ярославского художественного музея.
– Очень выразительные позы фигур, выразительные лики. Они все создают ощущение тихой радости.
Круг из одиннадцати персонажей, склонившихся над колыбелью, оставляет место и для зрителя, чтобы он вместе с ними разделил светлую грусть размышлений о будущем ребенка, которому уготована особая судьба.