Сподвижничество к сотворению: о цветовых контрастах Ван Гога

Не правда ли, довольно интересно, какие чувства и эмоции стали сподвижниками к сотворению (да, именно сотворению) той или иной картины, какого-либо музыкального произведения?!
  Многие события жизни человечества или отдельно взятых людей нашли отражение в изобразительном искусстве. Возможно, иногда становится просто необходимо излить разъедающую боль или всеохватывающую радость на бумагу, чтобы она не поглотила тебя целиком. Каждый в своей жизни, наверное, испытывал нечто подобное…

"Только тому, кто любит цвет,

открывается его красота и внутренняя сущность.

Цветом может пользоваться каждый,

но только беззаветно преданному ему

он позволяет постичь свои тайны"

И. Иттен

 

Как Чарли Чаплин мог выражать мысль через мимику, жесты, через своё актерское мастерство, как поэт властен над словом, так и художник управляет цветом, а цвет в свою очередь – человеческими чувствами.


     Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии, "соощущение", когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. К примеру, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д.


     В. Кандинский верил в то, что цвет в живописи самоценен, цветовыми сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Одним только цветом можно выразить духовные переживания, эмоциональное состояние человека без изображения реальных предметов. По его теории, при восприятии цвета в изображении в глаза должны бросаться теплые и холодные, светлые и темные его тона. Теплота или холод краски - это склонность к желтому или синему, движение в каком-либо направлении. При теплой краске движение направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной - удаляется от него.


     В. Кандинский создал целую систему чувственного и музыкальнозвукового значения цвета, используя которую, художник общается со зрителем посредством создания цепи смысловых и цветовых ассоциаций. В разделе «Действие красок» В. Кандинский писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия — рождается чисто физическое воздействие и психическое воздействие», рождающее «вибрацию души»».


     Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус".     Цветовые синестезии были распространены в искусстве романтиков и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель  также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Очень богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают так называемым "цветным слухом" (А.Н. Скрябин, Н.А. Римский-Корсаков). Остро чувствовали цветомузыкальные соответствия художники М. Чюрленис, А. Лентулов, В. Кандинский.


     В культуре разных эпох и цивилизаций цвета имели различные символические значения. Особым мистическим смыслом наделяли цвет во времена средневековья.


      Подобно средневековым мистикам, Винсент Ван Гог не просто ощущал эмоциональное воздействие  цвета на художника и зрителя,  но наделял цвет особым символическим значением. Он пытался постичь законы мироздания и отразить их действие в своих работах. Ван Гог использовал символику цвета, усиливая ее созвучиями или контрастами, благодаря чему полотна приобретали особый ритм и звучание. Желтые, солнечные тона стали главными в полотнах живописца. Желтый - символ жизни, зрелого и полноценного урожая (особенно ярко проявился в полотнах "Подсолнечники" и "Сеятель").


     Природа на картинах Ван Гога живет собственной полноценной жизнью, она постоянно пребывает в движении. Но для человека она двойственна: может быть источником жизни, а может отвернуться от человека, следуя собственному пути. Трагедию отношений мира и человека Ван Гог передает при помощи контраста желтого и зеленого, желтого и синего, желтого и фиолетового,  желтого и коричневого, желтого и черного. 


     Синий и желтый

 

     Контрастом желтого и синего притягивает к себе картина «Звёздная ночь».


     С точки зрения психологии, синий – это цвет-антипод желтого, и как таковой, самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе.


     В. Кандинский отмечает главное свойство синего – его глубину, которая вызывает весьма серьезные мысли и чувства: «Углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали. Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может». Синий словно зовёт человека к бесконечному. Он символизирует звучание флейты, виолончели, а наиболее углубленный его оттенок  - орган.


     Тёмно-синий цвет вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер безразличности, покоя. Но в этой картине синий контрастирует с интенсивным желтым. Среди общей синей массы мы можем заметить яркие пятна желтого, а как было сказано выше, "синий - антипод желтого".


     В. Кандинский ощущает в желтом безумие, бешенство. Действительно, желтый каким-то образом связан с безумием. Он считал, что если добавить синего, то нарастает ощущение болезненности, повышенной чувствительности и раздражительности, словно красочное выражение безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия. Восприятие этого цвета подобно звуку трубы.


     Желтый цвет был любимым цветом Ван Гога. В конце XIX века «желтым домом» называли больницу для душевнобольных, хотя желтый цвет и вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости и широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием и выражает основную потребность – свободно развиваться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобожденных отношений, чтобы разрядить раздражающее напряжение и получить возможность раскрыться.


     Довольно противоречивые цвета: синий - желтый. Возможно, внутренние колебания, свое смятение, бурю Ван Гог и выражал через столь противоречивое сочетание красок. Как мне кажется, пятна желтого были в роли всплеска негодования, направленного к его жизни, мрачной, с несбывшимися ожиданиями. Всё это отражается и в технике: неоднородные и разнонаправленные, довольно широкие мазки кисти, спиралевидные, загнутые линии.


     Небо словно отражает бурю, которая вот-вот накроет спящий город.
На переднем фоне у него нашлось место и чёрному, означаещему у Кандинского нечто мёртвое, без возможностей, бездвижное, словно труп (тело после смерти). Он символизирует вечное молчание, за которым ничего не следует, законченную паузу.


     Возможно, противостояние желтого и синего, сгущенного до черного, выражает у Ван Гога такие чувства, как страх, смятение, колебание.  «Звездная ночь» - это  яркий крик, крик отчаяния.

     Фиолетовый и желтый

     Первый же взгляд на картину «Пшеничное поле с грозовым небом» приносит настроение мрака, страха, тревоги.  Мне кажется, в сердце этой картины - состояние напуганного человека, мечущегося внутри самого же себя... Изображение перекрестка дорог в такой гамме обозначает распутье, сомнения, терзающие душу, что только подчеркивают черные птицы.  Ван Гог пытался выразить нечто, что тревожило его самого: смотришь на эту картину и невольно вспоминаешь все свои смятения, разочарование, страх движения дальше по жизненному пути. Безнадежностью и огорчениями  пронизана картина.


     Фиолетовый – это как бы угасший красный, красный, на который набросили покров тьмы. Можно мыслить его как первый цвет, появляющийся из мрака и не знающий, в какую сторону ему развиться дальше – в сторону красного или синего. В этой двойственности фиолетового, в его темной природе – источник особенного психологического воздействия этого цвета. Фиолетовый одновременно полон жизни и возбуждает тоску и грусть, он действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа, задерживает деятельность. Но вместе с тем, фиолетовый успокаивает и даже излечивает больного, усталого человека.


     Фиолетовый цвет характеризуется Кандинским как болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием английского рожка, свирели, а в своей глубине - низким тонам деревянных духовых инструментов (напр., фагота).


     Соседство фиолетового с желтым не только не смягчает болезненные ощущения, а напротив - он усиливает негативные черты желтого. Желтый, так же как и красный, сопровождает все живое: это и солнце, и земля, и пламя, но если  тепло цвета глушится, то рождается ощущение повышенной чувствительности, раздражительности, красочного выражения безумия, но далеко не меланхолии, а припадка безумия и даже бешенства.


     Так и картина «Пшеничное поле с грозовым небом». В ней не потухшая боль, сжимающая всё внутрь, а напротив -  нечто, что рвется изнутри наружу, прогрызая себе путь.


     «Я чувствовал, как холод насквозь пронизывает мою душу, и я не хотел оказаться во власти этого чувства»,  - писал в своих письмах Ван Гог.


Коричневый и желтый

     В каждой из картин группы работ, построенных на контрасте коричневого и желтого, использовано мало цветов, даже можно сказать почти никаких, кроме разных оттенков этого же цвета. Как и сюжеты, техника живописи довольно монотонна и скучна. Это может быть следствием ощущения безнадёжности, конца, потерянности жизни, когда человеку многое вокруг становится безразличным, но не в прямом смысле, а в смысле внутренней игры с самим собой: вроде бы ничто не имеет значения, смысла, но это только лишь потому, что сам заставил себя поверить в это.


     С другой стороны, возможно, такое однообразие палитры отражает то состояние души, когда человеку нужен покой или даже упокоение: ничего вызывающе яркого или мрачного, просто нейтральные краски, рождающие ощущение паузы. Сам Ван Гог когда-то писал брату:  «Можно иметь горящий очаг в своей душе, но всё же никто не придёт посидеть у него. Прохожие видят только дымок, поднимающийся из трубы, и продолжают свой путь». Однотонность, а вернее - монотонность его картины вызывает переживание тоски, печали. На одной из коричнево-желтых картин («Соломенные крыши») изображено поселение, куда давно не попадали солнечные лучи, и жизнь в котором словно потухла, растаяла. Только редкие цветы на деревьях робко нашептывают о слабом дыхании жизни.

     Желтый и зеленый

     Картина «Вид на Рону» бросается в глаза сразу жёлтым цветом, и лишь позже заметными становятся и другие цвета: зелёный, чёрный. Да, жёлтый цвет, безусловно, цвет  радости, но только не в этой картине. Здесь он только подчёркивает настроение тоски и отчаяния. Учитывая то, что жёлтый -    это возбуждающий и динамичный цвет, можно сказать, что отчаяние здесь всеохватывающе, но присутствие зелёного в какой-то степени приглушает его. 


     В психологии место зеленого совершенно исключительно. Зеленый занимает особое место в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Слева от зеленого располагаются красный, оранжевый и желтый, справа – голубой, синий, фиолетовый. Он находится между двумя этими группами и поэтому является нейтральным в смысле действия на нервную систему человека. Зеленый – один из основных цветов, он физиологически оптимален, т.к. это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение человека.


     Благодаря соседству с зелёным общая картина красок, нагнетающих страх и боль, приобретает очертания безысходности или даже некоторого смирения, как мне кажется. Если попытаться прорисовать эту картину в движении, то можно предположить, что сначала было стремительно наступающее чувство боли, страха, борьбы, которое постепенно затихало и перерождалось в нечто сдержанное, но давящее изнутри.


     Передний план картины выдержан в чёрном цвете. Это подчёркивает трагичность и безысходность, а то обстоятельство, что именно на  переднем плане Ван Гог отпустил место черному, усиливает его значение. Если задуматься над ассоциациями: чёрное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями. Художник решительно использовал этот цвет. То, что детали картины не досконально прорисованы, внушает некую душевную  усталость и желание перешагнуть поскорее через неудачный период в жизни и терзание самого себя.

 Не правда ли, довольно интересно, какие чувства и эмоции стали сподвижниками к сотворению (да, именно сотворению) той или иной картины, какого-либо музыкального произведения?!


  Многие события жизни человечества или отдельно взятых людей нашли отражение в изобразительном искусстве. Возможно, иногда становится просто необходимо излить разъедающую боль или всеохватывающую радость на бумагу, чтобы она не поглотила тебя целиком. Каждый в своей жизни, наверное, испытывал нечто подобное…


  Как мне самой кажется, только на внутреннем, богатом мире личности может вырасти что-то, что после можно будет вылить в музыку, на холст или на лист бумаги. Ну, не создаются же от нечего делать ни совершенно простые творения, ни уж тем более шедевры! Искусство всегда несёт в себе выражение мысли, души, желаний, событий, а значит, не может существовать на пустом, равнодушном месте, ведь чувства человека и есть самая плодородная почва.

 

Специально для КЭ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе