Эта история о скромной и светлой женщине Мод Льюис, канадской художнице, которая своими работами дарила радость многим людям.
Она стала великой еще при своей жизни, но до последних дней жила очень бедно, в небольшом однокомнатном домике без удобств, украшенном собственными рисунками. Она даже не догадывалась, что без малого через полвека этот домик станет ценным музейным экспонатом, а ее работы будут продаваться с аукциона за десятки тысяч долларов.
Детство и юность Мод Льюис
Мод Льюис в детстве
Канадская художница Мод Льюис родилась в 1903 году в городе Ярмут, штата Северная Каролина. С рождения она страдала неизлечимым заболеванием, из-за которого отставала в росте и имела физические недостатки.
В детстве Мод сторонилась своих сверстников, а в возрасте 14 лет, пытаясь избежать их насмешек, бросила школу. Но в семье она была любимым ребенком, окруженным заботой и вниманием родителей.
Ее мать Агнес научила девочку рисовать, и Мод стала делать рождественские открытки, сначала для поздравлений своих близких, а потом на продажу. У нее никогда не было художественного образования, но она разработала свой уникальный стиль, благодаря которому со временем стала известной художницей.
Мод рисовала пастелью и цветными карандашами, передавая на бумаге все, что видела вокруг - природу, цветы, домашних животных, городские пейзажи, портреты людей. Ее рисунки получались светлыми и радостными.
Домик, в котором жили Эверетт и Мод Льюис / Фото: moscowchanges.ru
Домик, в котором жили Эверетт и Мод Льюис / Фото: moscowchanges.ru
Когда Мод было чуть больше 30 лет, она потеряла обоих родителей с разницей в два года. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, она переехала в дом к своей тетке, которая жила в городе Дигби. В том же году Мод познакомилась с местным торговцем рыбой Эвереттом Льюисом и вышла за него замуж.
Они поселились в крохотном домике, где была всего одна комната с печкой, которая топилась дровами. Электричества и водопровода в доме не было. Но это не очень расстраивало Мод, которая полюбила свой маленький домик, считая его очень уютным.
Она украсила его разнообразными рисунками внутри и снаружи, нарисовала на окнах разноцветные тюльпаны, на двери - птиц и бабочек, даже мусорный ящик расписала маргаритками. И повсюду были изображения цветов. Они свисали с перил лестницы, украшали мебель, обвивали вытяжку над плитой.
Эверетт поощрял ее занятие рисованием, он подарил ей первый набор масляных красок, и торгуя рыбой, начал предлагать ее рисунки на продажу.
Внутри домика Мод и Эверетта Льюис / Фото: evg-crystal.ru
Большинство картин Мод были совсем маленькими из-за ее ограниченных возможностей двигать руками, их размер был не более 20 на 25 сантиметров, хотя известно несколько ее больших картин.
Идеальный образец наивизма и примитивизма покоряет мир
Мод Льюис за работой / Фото: evg-crystal.ru
Со временем рисунки Мод стали узнаваемы, у нее появился свой индивидуальный стиль и своя техника нанесения красок. Она никогда не смешивала цвета на своих картинах и очень редко изображала тени.
Многие критиковали ее работы, называя их примитивными, но Мод не обращала на это внимания. Она говорила, что рисует не для того, чтобы прославиться или заработать денег, а для того, чтобы останавливать мгновенья этой прекрасной жизни. Но именно этот кажущийся наивизм и примитивизм ее творчества все больше и больше привлекал ценителей искусства. Они видели в ее произведениях нечто великое.
Заинтересованные искусством художницы туристы и почитатели ее таланта часто приходили в ее небольшой домик и просили продать картины. Мод не решалась просить за них большие деньги, всегда выставляя чисто символическую сумму, а иногда обменивала картины на еду.
Но желающих их приобрести становилось все больше, и постепенно Мод благодаря своему таланту стала основным кормильцем в семье.
Картина Мод Льюис, проданная на аукционе за 36,8 тысячи долларов / Фото: evg-crystal.ru
Когда президентом США был Ричард Никсон, две работы Мод Льюис попали в Белый дом. После этого творчество художницы смогло привлечь к себе еще больше внимания широкой общественности.
В последние годы жизни Мод работала, не выходя из дома. Она была оптимисткой, радовалась каждому моменту жизни и говорила, что пока может держать кисть в руке, она счастлива. К сожалению, с возрастом артрит стал прогрессировать, и руки уже плохо ее слушались.
Мод Льюис умерла от пневмонии в возрасте 67 лет, а через девять лет не стало и ее мужа. Их любовно украшенный маленький домик оказался заброшенным и начал приходить в упадок. Тогда группа ценителей таланта Мод Льюис основала сообщество и начала сбор средств для спасения этой ценной реликвии.
Картина Мод Льюис / Фото: evg-crystal.ru
В 1984 году дом был передан под опеку художественной галереи Новой Шотландии, отреставрирован, перевезен в Галифакс и размещен в музее для постоянной экспозиции.
Наследие канадской художницы
Мод Льюис и ее творчество
Творчество Мод Льюис сделало ее одной из самых известных художниц Канады. Несмотря на свою ограниченную подвижность и физические недостатки, она была добрым и светлым человеком, ее работы также неизменно изображают добрый, солнечный мир.
Пушистые, глазастые коты на полях тюльпанов, черный грузовик перед желтым домом с красной крышей, милые пейзажи парусников с пушистыми облаками на голубом небе - все это было отражением ее характера.
После смерти художницы в Канаде был основан ее музей. В художественной галерее Новой Шотландии находятся 55 ее картин, включая главное достижение - ее крошечный домик, полностью поместившийся в одну из комнат.
Глядя на этот домик, удивляешься, как можно было жить в таком маленьком пространстве и при этом не терять оптимизма и творить. Ответ прост - в физическом мире Мод столкнулась с личной трагедией и бесчисленными ограничениями, а в мире, который создала своей кистью, она была абсолютно свободной.
Самая дорогая картина Мод Льюис, проданная за 45 тысяч долларов / Фото: moscowchanges.ru
В 2017 году картина Мод Льюис «Три черных кошки» была продана на аукционе в Торонто за 36,8 тысячи долларов. Организаторы аукциона заявили, что цена продажи в пять раз превзошла оценочную стоимость. В том же году еще одна из ее картин была продана за 45 тысяч долларов.
И если парадокс великого Ван Гога заключался в том, что он при жизни продал всего одну свою картину, то Мод Льюис их продала сотни, но ни за одну из них она не получила больше десяти долларов.