Почему Третьяков стер подпись Савицкого

Однажды коллекционер Павел Третьяков написал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия…»

Такую правду увидел Третьяков в картинах Шишкина. С удовольствием покупал его работы. Среди прочих на очередной передвижной выставке в 1889 году приобрел картину «Утро в сосновом лесу». Резвящиеся медвежата в утреннем тумане, поваленная сосна… Трудно назвать более известную работу Шишкина.

Изначально картина называлась иначе — «Медвежье семейство в лесу». Когда она была доставлена Третьякову, он обнаружил, что подписей на картине оказалось две. Когда он платил за картину — на ней стояла одна подпись — Ивана Шишкина, когда получил — уже две. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Жесткий и принципиальный Третьяков, воспользовавшись французским скипидаром тут же стер подпись Савицкого. Покупал Шишкина — значит подпись будет только Шишкина.


Ведь в картине, говорил меценат, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».


Так почему же подписи две? Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил ближайший соратник и друг Шишкина — художник Константин Савицкий. Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне подпись. На сайте Государственной Третьяковской галереи, где сегодня находится картина, сообщается, что Савицкий добровольно отказался от авторского права

Савицкий и Шишкин были не только добрыми друзьями, но и кумовьями. Константин Аполлонович был крестным отцом младшего сына Ивана Шишкина — Констатина. Увы, их объединяло и общее горе. Мальчик умер трех лет от роду.

Вообще, бед у обоих было не мало. Внезапная смерть унесла жизнь первой жены Шишкина, самоубийством покончила супруга Савицкого. Шишкин как-то написал, что провидение, заставляя страдать художника, открывает в нем Божий дар. Дар, талант он видел и в своем друге.

Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок, много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. У обоих однажды родилась идея написать масштабное полотно, в котором фигурировало бы медвежье семейство. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.

Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Поэтому остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича…



История о том, как «мишки стали знаменитыми»


«Мишка косолапый» конфеты


В советское время картина стала узнаваемой благодаря конфетам «Мишка косолапый» фабрики Красной Октябрь. Производились с 1925 года. Они пользовались огромной популярностью, экспортировались и стоили довольно дорого. В народе они получили более упрощенное название — «Три медведя». Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике:

«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ КУШАТЬ «МИШКУ», ЗАВЕДИ СЕБЕ СБЕРКНИЖКУ».

Четыре рубля за килограмм это вам не шутки шутить…

Позже картину Ивана Шишкина (и К. Савицкого) стали называть так же как и конфеты — «Три медведя», что созвучно было с другим известным полотном — «Три богатыря» Васнецова (официальное название Богатыри). Но если с «богатырями» чисто математически все сходится, то с «мишками» вышел просчет — медведей на картине все-таки четыре. Но это никого не смущает и по сей день…

Вот так, благодаря стараниям Третьякова, усердно избавляющегося от «лишней фамилии» на холсте, благодаря фабрике Красный Октябрь, фамилия Шишкина, как автора «Утро в сосновом лесу» стала всем известной, а об авторе «мишек» в том же лесу — Савицком почти никто и не знает…



По материалам Википедии и сайта Фома.ру
Автор
Андрей Русский
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе