Почему девочка выше дерева

В Выставочном зале Союза художников на Максимова, 15 в Ярославле открылась предъюбилейная выставка ярославского художника Германа Владимировича Блинова «Жизнь - это дорога». 7 сентября русскому Пиросмани (так еще называют Германа Блинова за сходство с известным грузинским примитивистом) стукнет 70 лет.


ЗА ПОСЛЕДНИЕ пять лет он стал гораздо увереннее. И, кажется, даже помолодел. Куда-то делись и роговые очки, подвязанные резинкой, и вечная авоська, в которой лежала папка с отпечатанными и аккуратно пронумерованными стихами. Но строгий серый костюм Герман Владимирович все равно надел впервые за пять лет. Вирши тяжелые, нескладные, картины детские, наивные... Стихов хватило на два сборника. Один из которых, «Жизнь - это дорога», издан совсем недавно.

Были времена, когда заматерелые, вышедшие в тираж художники-академисты его картины на дух не признавали и ополчались на доморощенного философа, живописца-самоучку, в котором художник проснулся лет в 40, а поэт - в 50. И сейчас иные знатоки морщатся, почему, мол, девочка выше дерева.

Но факт остается фактом. Как художник Герман Блинов давно признан в России и за рубежом, чтим, любим и уважаем. Прежде чем целиком посвятить себя живописи, Герман Владимирович успел побывать сборщиком на судостроительном заводе, поработать на военном почтовом ящике в Хабаровске, вернуться на родину, стать учеником повара, а потом экскаваторщиком, сторожем и наконец осесть художником-оформителем на табачной фабрике.

Герман Владимирович вспоминает, как, будучи сторожем в военной части, залезал на вышку с томиком Есенина и этюдником и его застукивало начальство. Есенина конфисковывали, наброски рвали. Как, выкраивая деньги из семейного бюджета, покупал альбомы Веласкеса, Рубенса, Тициана и старался подражать великим мастерам. А в 1977 году наконец бросил надоевшую работу и уехал в Ленинград. Устроился сторожем на завод и поступил вольнослушателем в Академию художеств. Зачитывался древнегреческими мифами, штудировал Библию, Евангелие, откуда черпал сюжеты для своих картин.

Сами сюжеты очень парадоксальны и порой ставят в тупик зрителя. К примеру, наложница царя Соломона Суламифь встречается с Христом в райском саду. Блинов не считает себя верующим человеком и не делает, как многие художники, копий с икон. Бог для него - Высший Разум.

- Наивно считать Бога добрым дедушкой, сидящим на облаках, - считает он.

А Библия для него - свод житейских законов. Кстати, его первое стихотворение родилось, когда он писал плачущего Христа. Но особенно удаются Герману Блинову портреты. Художнику свойственно доброе любование человеком, отношение к нему как к подобию Божию. Он жалеет всех своих персонажей, будь то деятели искусства, пенсионеры, ветераны, просто близкие ему люди. Он любит свою жену, изображая ее воспитательницей детского сада со стайкой ребятишек и всепрощающим взглядом Богородицы.

Друзья отмечают, что в жизни Герман Владимирович может покритиковать кого-то, поворчать, но, когда он берется за кисть, становится кротким, как агнец. Мир видится его неиспорченной душе большим, прекрасным и созданным для радости. А к Блинову - большому ребенку - иначе и не отнесешься, как с снисхождением. Одно огорчает: творить художнику приходится в довольно скромных условиях. А работоспособность у Блинова поразительная. Последний пейзаж «В перекопском парке» он начал писать в день открытия выставки. У Германа Блинова до сих пор нет своей мастерской. 15 лет назад его приютила директор торгового училища в общежитии в 12-метровой комнатке. В 8 рядов до потолка стояли его работы - 1000 штук.

В марте этого года Германа Владимировича попросили освободить помещение из-за пожарной проверки. Спасибо, приютил музей-заповедник. Освободили обшарпанную комнатку, до которой не дошел ремонт, в научной библиотеке. И еще: его отказываются принимать в Союз художников, ссылаясь на отсутствие художественного образования. Но это не беда. Зато ширится и крепнет союз поклонников его творчества.


Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе