Памятный знак

Выставка Сергея Шутова «Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории» открылась в Государственном центре современного искусства.

Мансарда Дома Поленова — часть Государственного центра современного искусства — мало похожа на традиционный музей и тем хороша. Еще недавно, в начале нулевых, это место было одним из самых оживленных культурных центров Москвы. Сегодня же двери в мансарду закрыты на несколько замков, она давно и пока безрезультатно ждет реконструкции. Именно поэтому, по словам куратора Ирины Горловой, выставка художника Сергея Шутова, который захотел организовать экспозицию именно в этом пространстве, пришлась очень кстати. Она позволила открыть двери Дома Поленова и будто дала новую жизнь этому старому помещению с его сырыми кирпичными стенами, маленькими окошками и лестницами с обглоданными перилами. Стремление художника провести выставку именно здесь очень понятно — она по духу очень соответствует этому помещению.

Название «Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории» вполне можно было еще продолжать: «значки, плакаты, цитаты, стихи, письма, ракушки…». Все эти предметы расположились на стенах чердачного помещения, и оно, конечно же, олицетворяет чердак памяти. Сергей Шутов — актер, музыкант, художник культового соловьевского фильма «Асса» — создает пространственные коллажи и размещает их на позаимствованных из советских времен информационных стендах. Зритель здесь становится путешественником из нашего настоящего в недавно прошедшее время. Никакого объяснимого подхода к отбору предметов, никакой высокохудожественной идеи — автор просто представляет историю мира, которая творится в отдельно взятой голове.

Сергей Шутов не воссоздает реальность, но коллекционирует ее, ссылаясь на избирательность человеческого мозга. Здесь не все об эпохе с 60-х до настоящего времени, а только то, что осталось в памяти: газеты (от «Комсомольской правды» до «Лимонки») с нелепыми заголовками, работы художников — самого Сергея Шутова и Тимура Новикова, музыкальные диски и объекты дизайна — сугубо бытового, от пепельниц до настольных ламп. Этот свой почти домашний архив Шутов представляет публике впервые, и он тут не столько художник, сколько коллекционер, человек, играющий в собирательство.

«Мы вспоминаем забытые времена, когда искусство было скорее игрой, чем попыткой создать массовое развлечение, — рассказывает куратор Ирина Горлова. — Отчасти эта экспозиция — проекция на нынешнее время, отчасти — ностальгия».

Образ времени здесь не только статичный, в виде картинок и текстов, но и динамический. По чердаку расставлены телевизоры, и они показывают документальное кино. В одном фильме — история о том, как аукцион Sotheby's проходил в Москве, во втором — зарисовки из странных шестидесятых: в политической жизни — застой и уныние, а ансамбль «Березка» танцует рок-н-ролл. И это, разумеется, то самое, что ассоциируется с современностью: только вот рок-н-ролл уже давно никого не интересует.

А для мансарды Дома Поленова это, возможно, последняя экспозиция. Если помещение все-таки отреставрируют, то предназначено оно будет уже не для выставок, а для театральных постановок. Исчезнет память и появится ее изображение.

Анна Дубинская

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе