Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки

Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова.
Отпечаток фрагмента картины «Кружевница» Василия Тропинина.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы


Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича


Возведение нового корпуса Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, проектирование которого началось еще при мэре Юрии Лужкове, вышло на финальную стадию. По словам Сергея Лёвкина, руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, «все фасадные работы со снятием лесов планируется закончить летом». Введение корпуса в эксплуатацию намечено на 2024 год. С главным зданием музея в Лаврушинском переулке новое будет соединено переходом.


Новый корпус Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы


Необычное расположение окон — особенность, появившаяся после того, как бюро Speech Сергея Чобана в 2013 году выиграло конкурс на разработку концепции архитектурного решения фасадов. Окна расположены в нестандартном ритме, отсылая таким образом к плотной развеске картин в доме основателя музея, Павла Третьякова. Ритм фасада задают толстые рамы, выполненные из черногорского мраморизированного известняка, ярко выделяющегося на фоне кирпичной кладки стен.

«Идея разных по ширине и массивных по отношению к „полотнам“ рам очень точно воссоздает образ и конкретного собрания Павла Третьякова, и экспозиции любого другого коллекционера конца XIX века. Тогда роскошные рамы ценились не меньше показываемой в них живописи. Обычно они были обширными, поэтому единственно возможной представлялась шпалерная развеска — когда произведения искусства, разделяемые лишь рамами, закрывают практически всю плоскость стены», — рассказывает архитектор Сергей Чобан.


С главным зданием музея в Лаврушинском переулке новое будет соединено переходом.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы


Технически это реализовано так: на внешний слой толстого стекла с помощью цифровой фотопечати нанесены увеличенные фрагменты картин размером от 770 на 6020 мм до 5870 на 5985 мм. Они полупрозрачные, так что захватывающий вид на город скрывать не будут. Кроме того, эта печать на стекле стала дополнительной солнцезащитой для залов музея и их экспонатов.

Всего на фасадах нового корпуса 34 окна-картины. На главном фасаде таких элементов 21, а на выходящем в Лаврушинский переулок — 13. Экспонаты были отобраны вместе с экспертами и кураторами Третьяковской галереи. Это признанные шедевры классического искусства и авангарда — с набережной можно увидеть «Царевну Лебедь» Михаила Врубеля, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Рожь» Ивана Шишкина, «Неизвестную» Ивана Крамского, «На сенокосе» Казимира Малевича. Со стороны Лаврушинского переулка на фасады, в частности, поместили «Московский дворик» Василия Поленова, «Портрет Мики Морозова» Валентина Серова и «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина.


СПРАВКА

Картины на фасадах нового корпуса Третьяковской галереи

Фасад со стороны Кадашевской набережной: «Радуга» Ивана Айвазовского; «Аленушка» Виктора Васнецова; «Лето. Жатва» Алексея Венецианова; «На стройке новых цехов» Александра Дейнеки; «Березовая роща» Архипа Куинджи; «Над вечным покоем» Исаака Левитана; «Проселок» Алексея Саврасова; в следующем регистре: «Сирин и Алконост» Виктора Васнецова; «Устный счет. В народной школе» Николая Богданова-Бельского; «Портрет Марии Лопухиной» Владимира Боровиковского; «Портрет Шишкина» Ивана Крамского; «Бабушкин сад» Василия Поленова; «Портрет баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт» Ильи Репина; «Заморские гости» Николая Рериха; «Дама в голубом» Константина Сомова; «Кружевница» Василия Тропинина и другие.

Фасад со стороны Лаврушинского переулка: «Водоем» Виктора Борисова-Мусатова; «Лизынька и Дашинька» Владимира Боровиковского; «Девушка с цветком» Евгения Кропивницкого; «Портрет дочери Агаши» Дмитрия Левицкого; «Петроградская мадонна» Кузьмы Петрова-Водкина; «Свежий кавалер» Павла Федотова и другие.


Любопытно, что это не те репродукции, которые можно было разглядеть на первоначальных архитектурных рендерах фасадов, то есть по мере многолетней работы концепция менялась. Некоторые из картин сильно кадрированы, чтобы вписаться в жестко детерминированные размеры окон.


Всего на фасадах нового корпуса 34 окна-картины.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы


Строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной площадью 35 тыс. кв. м началось в 2014 году. С целью его завершения в октябре 2021 года из бюджета дополнительно было выделено 8,12 млрд руб., а общая стоимость объекта, как сообщила пресс-служба правительства РФ, составит 15,7 млрд руб. Помимо выставочных пространств, в новом здании будут размещаться кабинет графики, реставрационные мастерские, хранилища, конференц-залы 

Автор
СОФЬЯ БАГДАСАРОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе